Кафедра Экономики предприятия и корпоративного управления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СВЯЗИ им А.С. ПОПОВА

Кафедра Экономики предприятия и корпоративного управления

Методические указания

к выполнению курсовой работы

по дисциплине:

«Экономический анализ»

по направлению подготовки 6.030504 – «экономика предприятия»

для иностранных студентов

Составители:

Сильная Н.П.

Жаданова Ю.А.

Банкет Н.В.

Князева Е.О.

2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

2.1. Цель курсовой работы

Получить практические навыки экономического анализа хозяйственной деятельности в отрасли связи, выполнить расчеты показателей, характеризующих все стороны работы предприятия связи и его структурных подразделений.

2.2. Задание

По отчетным данным предприятия связи или его структурных подразделений за базисный и отчетный периоды выполнить комплексный анализ производственной деятельности и сделать выводы о конечных результатах и эффективности работы в отчетном периоде по сравнению с базисным. Определить и проанализировать основные факторы, повлиявшие на эффективность и качество работы предприятия связи или его структурных подразделений.

2.3. Исходные данные

Для выполнения курсовой работы в качестве исходных данных студенты должны использовать данные, полученные в период прохождения производственной или преддипломной практики.

Источниками информации для проведения экономического анализа являются:

- отчет по труду, ф.1 - ПВ и ф.З - ПВ;

- отчет о расходах на производство продукции, работ, услуг, ф.5-с;

- расчет норматива собственных оборотных средств;

- расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, ф.1-Б;

- отчет о наличии и движении основных фондов, амортизации (износе), ф.11 -ОФ;

- сводная таблица основных показателей, ф.22;

- отчет о движении средств в иностранной валюте;

- бизнес-план;

- декларация о прибыли предприятия;

- баланс предприятия ф.1;

- отчет о финансовых результатах и их использовании, ф.2;

- отчет о финансово-имущественном положении, ф.З;

- материалы маркетинговых исследований и другая информация.

В качестве примера производится анализ хозяйственной деятельности N-ского центра электросвязи.

2.4. Список рекомендованной литературы

1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. - 2-е изд. стереотип. - Минск: Вышайшая школа, 1996. - 363 с.

2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: ИП «Экоперспектива», 1997. - 498 с.

3. Еремина З.П., Сморчкова Е.П. Анализ хозяйственной деятельности предприятий связи. - М.: Радио и связь, 1981. - 324 с.

4. Разговоров A.B. Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия связи: Учебник для вузов - М.: Радио и связь, 1986. - 192 с.

5. Калина A.B., Конева М.И., Ященко В.А. Современный экономический анализ и прогнозирование (микро- и макроуровень): Учебно-метод. пособие. - 2-е изд. - К.: НАУП, 1998. - 272 с.

6. Экономика связи: Учебник для вузов / В.Н. Орлов, Н.Е. Потапова-Синько, В.М. Гранатуров, Н.П. Спильная, О.И. Филиппова, А.П. Чухлиб. - Одесса: УГАС, 1998. - 331 с.

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СВЯЗИ И ЕГО СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

3.1. Экономико-географическая характеристика

Студент должен дать краткую характеристику того района (города, области), который обслуживает анализируемое структурное подразделение связи. Здесь должна быть дана характеристика его географического положения, площади, населения, хозяйственного развития и экономического тяготения к другим районам, областям.

Пример экономико-географической характеристики приведен ниже.

Рассмотрим экономико-географическое положение района, где расположен анализируемый центр электросвязи (ЦЭС).

N-ский район расположен в юго-восточной части Львовской области.

Площадь N-ского района - 697 кв.м, что составляет 3,2 % территории Львовской области и 0,1 % территории Украины; население - 95100 чел., что составляет 3,3 % населения Львовской области.

Административный центр района - г. N, размещен на левом берегу р. Днестр, на расстоянии 38 км на юг от г. Львова.

Находится район на границе природных зон смешанных и широкополосных лесов. Хотя район по площади небольшой в области, зато в хозяйстве ему принадлежит важная роль. Входит он в состав Прикарпатского промышленного региона, который занимает одно из первых мест по выпуску стройматериалов, продукции химической, легкой и пищевой промышленности.

3.2. Организационно-производственная структура центра электросвязи

В этом подразделе студенту необходимо изложить внутреннюю организационно-производственную структуру анализируемого подразделения.

Указать, какие существуют должности согласно штатному расписанию, основные производственные подразделения, их взаимосвязь и основные функции.

Рассмотрим организационно-производственную структуру анализируемого центра электросвязи

N-ский ЦЭС является структурным подразделением Львовской областной дирекции Украинского государственного предприятия электросвязи «Укртелеком». Структура производства определена необходимостью повышения эффективности работы путем территориального расширения поля деятельности предприятия, приближения предоставленных услуг электросвязи непосредственно к потребителю.

ЦЭС имеет свои четко определенные функции, его деятельность осуществляется на основе хозяйственного расчета и самофинансирования.

Основными направлениями деятельности подразделения являются:

- обеспечение всестороннего развития всех видов связи общего пользования путем изучения спроса;

- своевременное и качественное удовлетворение потребностей физических и юридических лиц услугами электросвязи на территории N-ского района;

- обеспечение готовности технических средств к работе в особенных и чрезвычайных условиях;

- текущий и капитальный ремонты объектов и средств связи.

Аппарат управления ЦЭС небольшой, все основные функции по управлению выполняет аппарат управления Областной дирекции в г. Львове.

ЦЭС имеет в своем подчинении несколько линейно-технических цехов, линейно-технические участки, отделения электросвязи, участки по продаже услуг. Штат основной деятельности составляет по состоянию на 1 апреля 1998 года 174,9 чел.

Во главе ЦЭС стоит начальник центра, в непосредственном подчинении которого находятся зам. начальника центра по технической эксплуатации и зам, начальника центра по продаже услуг, бухгалтерия, планово-финансовая группа, инспектор по подготовке кадров, инженер охраны труда и техники безопасности, 1-я часть, диспетчер, транспортный цех, хозяйственный участок.

В подчинении зам. начальника центра по технической эксплуатации находятся: цеха электросвязи, производственная лаборатория, группа технического обслуживания электропитающих устройств, участок по капитальному ремонту сооружений связи.

Заместитель начальника центра по продаже услуг руководит участками по продаже услуг.

Непосредственно начальнику центра подчиняются: бухгалтерия, планово-финансовая группа, инженер по подготовке кадров, инженер ОТ и ТБ, хозяйственный участок, диспетчер, 1-я часть.

Бухгалтерия осуществляет расчет, учет и контроль за движением материальных и денежных средств предприятия, расчеты с работниками, подведение итогов внутрихозяйственных расчетов, составление бухгалтерской и статистической отчетности, а также предоставление ее вышестоящей организации, налоговой администрации.

Расчетная группа осуществляет расчеты со всеми потребителями ГТС и СТС, ведет аналитический учет доходов в системе АСКР (автоматизированная система комплексных расчетов).

Основная работа по анализу хозяйственной деятельности предприятия выполняется работниками планового отдела. Они проводят комплексный анализ работы филиала за отчетные периоды.

Схема организационной структуры управления ЦЭС показана на рис. 3.1.

НАЧАЛЬНИК ЦЕНТРА
Бухгалтерия
Планово-финансовая группа
Инспектор по подготовке кадров
Инженер ОТ и ТБ
1-я часть
Диспетчер
Транспортный цех
Хозучасток
  Зам. нач. центра по технической эксплуатации
Цех электросвязи № 2
Цех электросвязи № 3
Цех электросвязи № 4
  Зам. нач. центра по продаже услуг
Цех электросвязи № 1
Участок № 2 по продаже услуг
Участок № 3 по продаже услуг
Участок № 4 по продаже услуг
Участок № 1 по продаже услуг

Рисунок 3.1 - Организационная структура управления центра электросвязи Областной дирекции «Укртелекома»

3.3. Анализ конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности

3.3.1 Анализ развития сети связи

Содержание и последовательность комплексного экономического анализа представлены на рис 3.2

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
Анализ конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности, уровня развития сети связи, объема продукции (услуг); доходов
Анализ эффективности использования производственных ресурсов: рабочей силы, основных производственных фондов, оборотных средств
Анализ синтетических показателей эффективности производственной деятельности: себестоимости продукции, прибыли, рентабельности
Обобщающая оценка производственно-хозяйственной деятельности
Рис.3.2. – Схема комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности
Экономико-географическое положение анализируемого объекта

Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия и структурных подразделений начинается с анализа развития сети связи, так как рост сети связи в значительной степени определяет рост объема продукции, доходов, улучшение качества обслуживания.

Под сетью связи понимается совокупность предприятий, пунктов и линий связи, с помощью которых передаются все виды сообщений и информации.

Порядок анализа развития сети связи анализируемого ЦЭС представлен на рис.3.3

Основными задачами анализа развития сети связи являются:

- оценка выполнения плана развития сети связи и его влияния на выполнение плана объема продукции, тарифных доходов, на улучшение показателей качества работы;

- изучение состояния сети связи: оценка соответствия существующей сети установленным нормативам, полноты предоставления услуг связи, времени действия пунктов связи;

- выявление тенденций в развитии сети связи, разработка рекомендаций по развитию сети связи с учетом потребностей.

Анализ развития сети связи
Анализ выполнения плана развития сети (прирост числа пунктов и линий связи)
Анализ уровня развития сети
Уровень и темпы развития сети связи
Организационно-технический уровень развития сети связи
Качество обслуживания средствами связи
Рис 3.3 – Анализ развития сети связи

Дляпочтовой связииспользуются формулы:

Кафедра Экономики предприятия и корпоративного управления - student2.ru

Кафедра Экономики предприятия и корпоративного управления - student2.ru

Кафедра Экономики предприятия и корпоративного управления - student2.ru

где -

Кафедра Экономики предприятия и корпоративного управления - student2.ru -численность населения;

Кафедра Экономики предприятия и корпоративного управления - student2.ru - число отделений связи;

Кафедра Экономики предприятия и корпоративного управления - student2.ru -численность населения, обслуживаемого одним отделением связи;

Кафедра Экономики предприятия и корпоративного управления - student2.ru - радиус обслуживания одним отделением связи;

Кафедра Экономики предприятия и корпоративного управления - student2.ru - территория обслуживания одним отделением связи.

Для анализа необходимы следующие показатели: сеть МТС характеризуется протяженностью каналов, кабельных и радиорелейных линий. Изучается сеть переговорных пунктов, таксофонов, телефонных каналов, число абонентов, имеющих возможность выхода на автоматическую телефонную связь.

Сеть телеграфной связи характеризуется числом телеграфных аппаратов, количеством телеграфных каналов, монтированной и задействованной емкостью станций абонентского телеграфа и прямых сообщений. Сеть проводного вещания характеризуется количеством радиотрансляционных точек, протяженностью воздушных линий связи, проводов, кабелей в км.

Сеть ГТС и СТС характеризуется количеством станций, монтированной и задействованной емкостью станций, количеством абонентов и таксофонов, телефонной плотностью и др.

Также сеть связи характеризуется плотностью пунктов и линий связи Анализ уровня развития сети связи представим в виде табл. 3.1. Анализируемый период - базовый и отчетный кварталы.

Таблица 3.1

Анализ уровня развития сети центра электросвязи

Наименование Количество единиц по периодам Абсо- лютное Индекс динамики Теми при­роста (+),
показателей базовый отчетный измене- ние снижения (-)
ГТС, СТС 1. Емкость станции - монтированная: ГТС         1,0   -
СТС - 1,0 -
- задействованная: ГТС - 1,0 -
СТС +23 1,01 +0,01
2. Прирост телефонных аппаратов, ап. +23 +25 +2 1,09 +0,09
3. Число абонентов, абон. - ГТС +16 1,002 +0,002
- СТС +16 1,01 +0,01
4. Число таксофонов, такс. -ГТС   1,0  
-СТС - - - - -
5. Количество телефонов на 100 жителей, тел. 11,4 11,5 +0,1 1,01 +0,01
6. Количество таксофонов на 100 жителей, такс. 2,2 2,2 - 1.0 -
Телеграфная связь 1. Число телеграфных аппаратов, ап. -1 0,75 -0,25
МТС 1. Число МТС, такс. - 1,0 -
Проводное вещание 1. Число радио-трансляционных узлов, ед. - 1,0 -
2. Число радио-трансляционных точек, ед. -485 0,97 -0,03
3. Число радиоточек на 100 жителей, радиоточек. 17,1 16,6 -0,5 0,97 -0,03

Вывод. Проведенный анализ уровня развития сети связи за анализируемый период показал, что в целом сеть связи развивалась очень малыми темпами.

Монтированная емкость станции осталась прежней и на СТС полностью не используется. Наблюдается незначительное увеличение задействованной емкости на СТС (на 23 номера - 1 %), т.е, возросло число новых абонентов в СТС.

Задействованная емкость на ГТС составляет 100 % от монтированной, на СТС - 80 %, что свидетельствует о небольшом резерве СТС. Число абонентов увеличилось на ГТС на 16 чел. (0,2 %), на СТС тоже на 16 чел. (1%), число таксофонов не изменилось. Количество телефонов на 100 жителей увеличилось незначительно - на 1 % и составило 11,5 телефонных аппаратов (ТА) на 100 жителей (показатель телефонной плотности на Украине на 01.01.98 г. равен 18,9 ТА на 100 жителей).

В телеграфной связи уменьшилось число телеграфных аппаратов. Это связано с развитием новых современных служб и услуг документальной электросвязи (электронная почта, факсимильная связь). Поэтому спрос на услуги телеграфной связи уменьшился.

В междугородной телефонной связи положение осталось неизменным.

В проводном вещании положение ухудшается. Число радиотрансляционных узлов осталось неизменным (2), однако число радиотрансляционных точек (р/т) снизилось на 485 единиц (3%), число радиотрансляционных точек на 100 жителей снизилось на 3%, что свидетельствует о том, что появилось множество индивидуальных приемников с более разнообразным выбором радиостанций.

3.3.2 Анализ объема продукции (услуг) связи

Одним из основных показателей, характеризующих деятельность структурного подразделения является объем продукции (услуг).

Существенной особенностью продукции связи является ее невещественный характер. Материальное благо, создаваемое в процессе производства отрасли связи - это полезный результат перемещения информации, когда потребитель получает информацию, направленную ему из другой отдаленной от него точки пространства. Продукция, не имеющая вещественной формы, выступает в виде услуги. Понятие «продукция» и «услуга» отражает две стороны одной и той же потребительной стоимости.

Рост объема услуг оказывает существенное влияние на рост тарифных доходов, производительности труда, себестоимости продукции. Высокие темпы роста объема услуг способствуют повышению качества обслуживания потребителей.

Схема анализа продукции (услуг) связи и ее качества представлена на рис. 3.4.

Анализ объема продукции (услуг) представлен в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Анализ объема продукции (услуг)

Наименование показателей Количество единиц по периодам Абсолют изменение Индекс динамики Темп при­роста (+),
базовый отчетный снижения (-)
1 2
МТС 1. Междугородные теле-фонные разговоры, шт. - исходящие 0,99 - 0,01
- входящие -514 0,93 -0,07

Окончание таблицы 3.2

1 2
2. Международные теле­фонные разговоры, шт. - исходящие - входящие             -13 -12     0,98 0,95     -0,02 -0,05
3. Заказы на между-городние телефонные разговоры с переговорного пункта, шт. 4. Входящие каналы авто­матической связи         -217     - 0,95     1,0 -0,05     -
5. Каналы, сдаваемые в аренду, кан.-час - 1,0 -
Телеграфная связь 1. - исходящие телеграммы - входящие - транзитные - принятые по телефону       -152 -22 -804 -11   0,94 0,99 0,75 0,92   -0,06 -0,01 -0,25 -0,08
2. Международные теле- граммы - исходящие - входящие 3. Обслуживание абонент­ских установок 4. Каналы, сдаваемые в аренду, кан.-сут.                 +9 -7   - +15     0,94 1,0   - 1.07     +0,07 -0,06   - +0,07
Радиофикация 1. Основные радиоточки а) многопрограммные - в городской местности - в сельской местности       -247 -3   0,97 0,99   -0,03 -0,01
б) однопрограммные - в городской местности - в сельской местности -243 0,96 -0,04
2. Установка радиоточек - - - - -
ГТС          
1. Телефонные аппараты основные, ап. +2 1,00 -
2. Телефоны-автоматы, такс. - 1,00 -
СТС          
1. Телефонные аппараты основные, ап. +23 1,01 +0,01
2. Телефоны-автоматы, такс. - - - - -

Анализ продукции (услуг) связи и ее качества
Анализ объема продукции (услуг)
Анализ качества продукции (услуг)
Анализ структуры продукции (услуг) связи и структурных сдвигов
Анализ выполнения плана (факт.) по подотраслям
Анализ уровня удовлетво-рения потребностей в услугах связи
Достоверность передачи сообщений
По группам потребителей
Анализ динамики объема продукции (услуг)
    По под-отраслям
    По видам услуг связи
Скорость передачи сообщений
Устой-чивость действия каналов связи

Рисунок 3.4 - Анализ продукции (услуг) связи и ее качества

Вывод. Проведенный анализ объема продукции в натуральном выражении показал, что за данный период произошло снижение объема продукции в МТС, телеграфной связи и радиофикации. Небольшое увеличение некоторых видов продукции наблюдается в ГТС и СТС. В МТС количество исходящих разговоров снизилось в отчетном периоде на 101 разговор по сравнению с базовым периодом (1%); число входящих разговоров снизилось на 514 (7%). Число международных исходящих телефонных разговоров уменьшилось на 13 или на 2%, входящих - на 12 разговоров или на 5%. Число каналов, сдаваемых в аренду осталось неизменным.

В телеграфной связи наблюдается некоторый рост исходящих международных телеграмм - на 9 телеграмм (7%), и снижение спроса на входящие - на 7 телеграмм (6%). Число других исходящих телеграмм в отчетном периоде снизилось на 152 телеграммы (6%), входящих - на 22 телеграммы (91%), транзитных - на 804 телеграммы (25%), принятых по телефону уменьшилось на 11 телеграмм (8%). Каналов, сдаваемых в аренду, стало больше на 15 кан.-сут. (7%).

По радиофикации произошло снижение объема продукции. Количество многопрограммных радиоточек снизилось в городе на 247 (3%), в сельской местности - на 3 радиоточки (1%), количество однопрограммных радиоточек в сельской местности снизилось на 243 (4%). Снижение количества радиоточек связано с одной стороны с увеличением числа индивидуальных приемников с более разнообразными программами, с другой стороны с неплатежеспособностью населения.

На ГТС число телефонных аппаратов почти не изменилось (+2 аппарата), а на СТС увеличилось на 23 аппарата (1%). В очереди на установку телефона находится 3253 чел., из них по льготам - 58 чел. Эта проблема в ближайшем времени может быть разрешена путем введения новых АТС. В 1996 году закончено строительство нового помещения для N ЦЭС. Уже построена телефонная канализационная сеть, которая связала старое помещение с новым, сделаны почти все подготовительные работы для размещения новой АТС.

Наши рекомендации