Интеграционные процессы в экономике СНГ
СНГ было создано в декабре 1991г. (подписали РБ, РФ и Украина) с целью как сохранения эк, соц, культурных и др. связей между бывшими советскими республиками, так и решения на постсоветском пространстве межгос-х проблем. Участниками СНГ стали 12 стран: РФ, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Украина, Армения, Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия.Стратегическими целями эконом интеграции СНГ являются: • max использование МРТ; • специализация и кооперирование пр-ва для обеспечения устойчивого соц-эк. развития; • повышение ур-ня и кач-ва жизни населения всех гос-в СНГ.С 1991 по 1994 гг. в странах СНГ преобладали собственные нац интересы, приведшие к существенному ослаблению взаимных внешнеэк- связей, их значительной переориентации на др страны, что явилось одной из главных причин глубокого эк кризиса на всем постсоветском пространстве. В сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Эк союза, основные этапы которого: • межгосударственная ассоциация свободной торговли; • таможенный союз; • общий рынок товаров, услуг, рабочей силы; • валютный союз. Внутри СНГ возникли новые объединения (союзы «шести», «четырех», «двух»). Союз шести – ЕврАзЭс (Россия, РБ, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан). Центрально-азиатское эк сообщество (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан). Есть и др союзы. Заключая двусторонние соглашения и создавая региональную группировку внутри СНГ, отд страны ведут поиск наиб оптимальных форм объединения своих потенциалов для обеспечения устойчивого развития и повыш конкурентоспособности нац экономик, т.к. интеграционные процессы в СНГ в целом происходят недостаточно активно.Для интеграционных процессов СНГ свойственна непоследовательность и противоречивость. Причины, сдерживающие интеграционные процессы: • различные модели соц-эк развития отд гос-в; • разная степень рын преобразований и различные подходы к выбору приоритетов, ср-в их осущ-ния; • неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отнош-й; неконвертируемость нац валют; • несогласованность проводимой отд-ми странами таможенной и налоговой политики; • применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле; • большое расстояние и выс тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги. В наст время нац. экономики стран СНГ во многом конкурируют, а не дополняют друг друга. Объективные предпосылки для более тесной интеграции усилятся после завершения реформ, восстановления эк-ки в этих странах.
17.Отрослевая структура нац-й эк-и иформирование хозяйственных комплексов.Нац-я эк Беларуси имеет сложную функциональную и территориально-производственную структуру, вкл-ю отраслевые звенья, регионы, предприятия и организации. На этапе перехода к рыночным отношениям возникают новые структуры – концерны, холдинговые компании, свободные эк-е зоны и др. Отраслевая структура общественного производства отражает пропорции между отраслями, сферами деятельности. Каждая отрасль представляет совокупность родственных предприятий , организаций, обладает определённым производ-но-техническим единством. Выделяют следующие основные отрасли эк-и:промышленность, сельское и лесное хоз-во, строительство, образование, физ-я культура, и др. Отраслевая структура эк-и страны анализируется на основе ВВП, а также численности занятых. Для сопоставления отраслевой структуры эк-и отдельных стран мира, уровня их эк-го развития используется разделение отраслей на 3 сектора. 1 – вкл добычу ископаемых, животноводство, охота, рыбалка. 2 – обрабатывающие отрасли промышленности, строительство. 3 – все остальные отрасли эк-й деятельности.
11.Информационно-технический потенциал РБ.Информационно-технический потенциал – обеспеченность информационно-технического комплекса всеми видами ресурсов и условий для функционирования и развития. Уровень его развития определяет динамику становления новой экономики и информационного общества в стране. Инфоомац-но коммуникационные технологии оказывают решающее влияние на все стороны жизни современного общества. – функционирование органов гос-й власти, - развития производственных сил, - повседневную жизнь граждан. Основные составляющие инфор-о технолог-о потенциала след-е: -информац-е ресурсы, -информ-я индустрия, -телекоммуникационные технологии, подготовка кадров. Информатизация – организационный соц. Эк. И научно-технический процесс обеспечения потребностей органов гос власти. В Беларуси разработано и реализована национальная программа ускоренного развития услуг в условиях ИКТ на 2011-2015г. Задачи: - Развития нац-й компьютерной индустрии, - повышение качества и доступности медицинского обслуживания, - Создание элементов электронного обучения, - развитие информационной индустрии.