Требования к выполнению курсовой работы.
ПОЛОЖЕНИЕ
О курсовой работе
СМК – П – 4.2.3. – 6.0 – 16
Версия 6.0
Курск – 2016
Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок, устанавливает общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ обучающимися всех форм обучения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – университет) и разработано на основании:
- Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации №1367 от 19 декабря 2013 года «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
- Приказа Минобрнауки России №464 от 14 июня 2013 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования (далее – ФГОС ВО, ФГОС СПО);
- основополагающих документов системы менеджмента качества и других локальных нормативных актов.
1.2. Курсовая работа представляет собой самостоятельно выполненное обучающимся исследование по определенной теме.
1.3. Основной целью выполнения курсовой работы является расширение, углубление знаний обучающихся по дисциплине (модулю) и формирование у них навыков научно-исследовательской деятельности.
1.4. Задачи курсовой работы:
–закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине (модулю);
–овладение навыками работы с нормативной документацией, научной литературой, Интернет-ресурсами;
–овладение современными методами поиска, обработки и использования информации;
–систематизация научных знаний;
–углубление уровня и расширение объёма общекультурных, профессиональных и других компетенций;
– приобретение навыков творческого мышления, обобщения и анализа;
–развитие интереса к научно-исследовательской работе;
–формирования умений и навыков самостоятельной организации научно-исследовательской работы;
–выработка умений применять полученные знания для решения конкретных профессиональных задач.
1.5. В университете установлены два вида курсовых работ:
–плановая – предусмотренная учебным планом;
–внеплановая – не предусмотренная учебным планом.
1.6. Перечень дисциплин, по которым выполняются плановые курсовые работы, календарные сроки их написания определяются учебными планами каждой специальности (направлениями подготовки) и могут быть изменены только решением учёного совета.
1.7. Тематика курсовых работ должна быть актуальной и соответствовать специальности (направлению подготовки), современному состоянию и перспективам развития науки, а также задачам изучения данной дисциплины (модуля).
1.8. Тематика курсовых работ разрабатывается, обсуждается на заседании кафедры (для медико-фармацевтического колледжа (МФК) на заседании предметно-методических комиссий (ПМК)), утверждается деканом (председателем ПМК) в начале учебного года (семестра). Списки студентов, выполнивших внеплановые курсовые работы, оформляются по форме Приложения 1 в двух экземплярах, один из которых остается на кафедре, а другой передается в Центр менеджмента качества до 30 июня текущего учебного года.
1.9. Обучающийся совместно с руководителем определяет тему курсовой работы в соответствии с разработанной и утверждённой тематикой, а также руководствуясь своими научными интересами. Обучающийся вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. При выборе темы обучающийся должен учитывать:
–её актуальность;
–познавательный интерес к ней;
–возможность последующего более глубокого исследования проблемы (написание выпускной квалификационной работы).
1.10. Изменение темы курсовой работы допускается по обоснованному ходатайству самого обучающегося или по инициативе руководителя.
1.11. Руководителем курсовой работы является, как правило, преподаватель, ответственный за дисциплину. Заведующий кафедрой (для МФК – председатель ПМК) может назначить руководителем преподавателя, ведущего практические занятия, или иного преподавателя кафедры (ПМК МФК). Число курсовых работ, которыми может руководить один преподаватель, определяется заведующим кафедрой (заведующим отделением МФК). В целях обеспечения качества курсовых работ, выполняемых вне учебного плана, один преподаватель кафедры в течение учебного года может одновременно руководить не более чем десятью курсовыми работами.
1.12. Руководитель курсовой работы обязан:
–помогать обучающемуся в выборе темы, разработке плана и графика её выполнения;
–давать рекомендации по подбору литературы, фактического материала;
–осуществлять систематический контроль выполнения курсовой работы в соответствии с разработанным планом;
–осуществлять методическое и научное руководство;
–предоставлять (давать) групповые и индивидуальные консультации по выполнению курсовой работы;
–осуществлять оценку качества выполнения курсовой работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.
Требования к выполнению курсовой работы.
2.1. Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:
–быть выполненной на достаточном теоретическом уровне;
–включать анализ используемого теоретического и/или экспериментального материала;
–иметь необходимый объём (см. п. 2.3.3.);
–иметь обязательные самостоятельные выводы или заключение;
–быть выполненной в установленные сроки (см. п. 3.2.).
Плановая курсовая работа может быть теоретического или экспериментального характера.
Внеплановая курсовая работа в обязательном порядке должна включать теоретическую и экспериментальную части. Кафедрам гуманитарного профиля, перечень которых представлен в Положении о рейтинговом контроле качества деятельности кафедр и преподавателей КГМУ, разрешается выполнение внеплановых курсовых работ теоретического характера.
2.2. Работа над курсовой работой состоит из трех этапов: подготовительного, рабочего и заключительного.
2.2.1. На подготовительном этапе обучающийся:
–определяет цель, задачи, объект и методы исследования;
–осуществляет поиск теоретической и эмпирической информации (работа с каталогами, составление списка литературы, работа с книгой, выписки, тезисы, конспектирование, ксерокопирование важного и интересного материала, разработка программы и инструментария исследования);
–тщательно систематизирует отобранный материал, изучает его и подготавливает краткий аналитический обзор проблемы исследования;
–составляет план курсовой работы.
2.2.2. На рабочем этапе обучающийся:
–осуществляет набор материала согласно плану курсовой работы;
–пишет черновой вариант работы и высказывает своё мнение по рассматриваемым вопросам;
–работает над выводами по подглавам и главам (в случае необходимости);
–оформляет научно-справочный аппарат работы (библиографический список литературы).
2.2.3. На заключительном этапе обучающийся:
–исправляет работу в соответствии с замечаниями руководителя;
–пишет окончательный вариант работы с учётом требований научного оформления;
–представляет работу руководителю.
2.3. Курсовая работа имеет, как правило, следующую структуру:
–титульный лист;
–оглавление;
- текст (введение, основная часть, выводы, заключение);
–список литературы;
–приложение (я).
2.3.1. Титульный лист должен быть оформлен согласно Приложению 2.
2.3.2. Оглавление представляет собой перечень основных частей курсовой работы с указанием соответствующих страниц в тексте курсовой работы.
2.3.3. Текст
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, необходимость её дальнейшего научного изучения. Во введении также определяются объект, предмет, методы исследования, формулируются цели и задачи. Также могут быть указаны печатные работы обучающегося, представленные в официальной печати по теме курсовой работы. Структура введения: актуальность темы; объект и предмет исследования; цели и задачи курсовой работы; методы исследования.
Основная часть курсовой работы экспериментального характера должна включать теоретический (литобзор, концептуальная модель) и практический (экспериментальный, эмпирический) разделы.
Для написания теоретического раздела (литобзора) по выбранной проблеме необходимо изучить и проанализировать не менее 25 (для МФК – не менее 10) литературных источников. Обзор излагается доступным языком, причем в тексте в квадратных скобках обязательно должны быть ссылки на использованные источники литературы. Он состоит, как правило, из 2-3 подглав общим объёмом 15-20 страниц (для МФК – 8-10 страниц). Достоверность результатов исследования зависит от первоисточников, их целевого назначения и характера информации. Впрактической части представляются результаты исследования, проведённого лично обучающимся, объём которой составляет, как правило, не менее 10 страниц, для МФК – не менее 8 страниц.
Курсовая работа теоретического характера должна состоять из нескольких глав, включающих по 2-3 подглавы, общим объёмом 30 – 40 страниц.
Текст курсовой работы должен отражать:
–знакомство автора с основной литературой по рассматриваемым вопросам;
–умение выделить проблему и определить методы её решения;
–умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;
–владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
–приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные теоретические положения и делаются выводы.
2.3.4. Список литературы.
Список литературы формируется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавиям публикаций и должен включать в себя не менее 25 источников (см. п. 2.3.3). Источники на иностранном языке указываются после перечня всех источников на русском языке. Библиографические записи в списке литературы оформляют согласно действующему ГОСТ. Примеры оформления библиографических записей в списке литературы приведены в Приложении 3.
2.3.5. Приложение (при наличии).
Приложение – это часть текста, которая имеет дополнительное (справочное) значение, служит для более полного освещения темы. Приложений может быть несколько. В приложения могут быть вынесены копии подлинных документов, отдельные пункты из приказов, инструкций, статистические данные по заболеваемости, ассортимент с указанием полной информации о лекарственных средствах, графический материал, таблицы, формулы и другой иллюстративный материал.
2.4. Содержание и объём курсовых работ с учетом специфики дисциплин должны соответствовать требованиям кафедр (ПМК МФК), оформление – требованиям ГОСТ.