Упаковка и маркировка товара
Товарный ассортимент. Понятие, его характеристика, формирование.
Товарный ассортимент – совокупность всех товарных групп, схожих по своим потребительским характеристикам.
Основные характеристики товарного ассортимента:
1. Ширина товарного ассортимента - количество позиций предлагаемых ассортиментных групп
2. Глубина товарного ассортимента – количество позиций в каждой ассортиментной группе
3. Принцип формирования товарного ассортимента (функциональный, по потребительским свойствам, сбытовым, ценовым)
4. Структура ассортимента – характеризуется гармоничным состоянием между новыми и старыми товарами
5. По поведению товара на рынке (товары-лидеры, локомотивы, зазывные, тактические, внедряемые, уходящие)
Товарная политика компании – управление товарным ассортиментом, что предполагает его наращивание и насыщение. Наращивание вверх – это расширение ассортимента для проникновения на более высокий ценовой сегмент. Наращивание вниз – это освоение более дешевых модификаций товаров. Насыщение – это добавление новых товарных групп и видов товаров.
Формирование ассортимента товаров – это процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующий спросу покупателей и обеспечивающий высокую прибыльность торгового предприятия.
Этапы процедур формирования товарного ассортимента:
1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей
2. Оценка товаров, предлагаемых конкурентами
3. Оценка товаров, выпускаемых данным предприятием
4. Оценка структуры товарного ассортимента предприятия
5. Анализ предложений по созданию новых товаров
6. Разработка спецификаций новых товаров
7. Анализ возможностей освоения предприятием разрабатываемого ассортимента
8. По предложенному ассортименту проведение испытаний товара
9. Проведение тестирования рынка по каждому из новых товаров
10. Разработка рекомендаций для производственных подразделений предприятия по новому ассортименту
11. Анализ товарного ассортимента, его оценка и возможная корректировка25.Товарный ассортимент. Понятие, его характеристика, формирование.
Упаковка и маркировка товара.
Упаковка – это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара при его движении от производителя к потребителю. Под упаковкой подразумевается как внешняя оболочка товаров, так и способ помещения товаров в эту оболочку. Синонимом упаковки и оболочки является тара.
Функции упаковки:
1. Защита товара и обеспечение его сохранности
2. Обеспечение удобства транспортировки и хранения
3. Удобство его конечного использования
Общие требования, предъявляемые к упаковке:
1. Соответствие требованиям стандарта
2. Предохранение товара от воздействия внешней среды
3. Защита товара от влияния других товаров
4. Обеспечение условий сохранности количества и качества товаров
5. Обеспечение условий транспортировки, погрузки и разгрузки товара
6. Выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы
Специальные требования к упаковке:
1. Требования, связанные с особенностями транспортировки
1.1. Морская перевозка – следует учитывать боковые давление других грузов, размеры грузовых люков, особенности погрузки – разгрузки
1.2. Ж/д перевозка – необходимо учитывать размеры мостов и тоннелей и частые толчки при движении поезда
1.3. Автомобильная перевозка – учитывается тип автомобиля
1.4. Авиационная перевозка – минимальный вес тары из-за высоких тарифов
1.5. Упаковка легковоспламеняющихся товаров
2. Требования, связанные с климатическими особенностями
3. Требования, обусловленные таможенным режимом.
Классификация упаковки:
1. По оборачиваемости
1.1. Многооборотная тара
1.2. Возвратная тара
2. По принадлежности к товару
2.1. Внешняя упаковка
2.2. Внутренняя упаковка
3. По материалу изготовления
3.1. Способность материала к утилизации
3.2. Оптимальное соотношение материала и цены
4. По устойчивости к внешнемеханическим воздействиям (устойчивая, неустойчивая)
Маркировка – носитель информации, помещаемый на упаковке либо на бирках, либо на самом товаре для целей индивидуализации транспортировки, погрузки – разгрузки товара. Информация на маркировке может требоваться в законодательном порядке, либо дополнительной, которая передается добровольно.
Общие требования к маркировке товаров:
1. Маркировку должен обеспечивать поставщик товара
2. Состав и содержание маркировки должны быть достаточными для обеспечения безопасного обращения с товаром.
3. Маркировка должна быть четкой и разборчивой и выделяться на фоне упаковки
4. Должна быть устойчивой к воздействию климатических факторов
5. Должна сохраняться в течение всего допустимого срока использования товара
Специальные требования к маркировке устанавливаются в нормативно-технической документации или в договорах на поставку товара.
Принципы создания и оценки маркировки товара:
1. Маркировка должна как можно проще быть выполнена графически и понятна потребителю
2. Маркировка должна следовать определенной логике для обеспечения ее идентификации и размещения
Требования, предъявляемые к маркировке детализированы и представлены в ГОСТах Р 51074- 97 «Продукты пищевые», ГОСТ Р 51121-97 «Непродовольственные товары», ГОСТ Р 51391-99 «Парфюмерно-косметические товары».