Экономическая теория информации Акерлофа-Стиглера.

Джордж Акерлоф стал в 2001 году лауреатом нобелевской премии по экономике «за анализ рынков с несимметричной информацией».

Данная работа посвящена проблеме асимметрии информации, то есть ситуации, когда продавцы владеют большей информацией о качестве товара, чем покупатели. В этой ситуации товары разного качества будут продаваться по одной и той же цене, так как покупатели не могут отличить низкосортные товары, а продавцы не захотят в этом признаваться. Это неизбежно приводит к тому, что покупатели вынуждены судить о качестве конкретного товара, главным образом, используя ту или иную рыночную статистику (например, среднее качество товара). А это, в свою очередь, будет стимулировать продавцов выставлять на продажу низкокачественные товары, так как высокосортные товары не создают репутацию конкретному продавцу, а лишь немного улучшают рыночную статистику. Подобное явление в современной экономической науке получило название «ухудшающего отбора» (adverse selection). Смысл ухудшающего отбора в данном случае заключается в том, что плохие товары вытесняют с рынка хорошие, мошенники – честный бизнес. В результате подобного отбора падает среднее качество товара, а значит, падает и спрос. Акерлоф показывает, что подобная тенденция может привести к полному исчезновению рынка.

Акерлоф писал: «Вскоре я понял, что асимметрия информации потенциально присутствует на каждом рынке, где качество продукта можно оценить лишь при помощи разового контроля. Если раньше я представлял себе этот феномен скорее как исключение, встречающееся лишь на некоторых рынках, то теперь я увидел, что он встречается практически везде». Акерлоф решил написать работу, в которой автомобильный рынок использовался бы как наглядный пример, «а его возможный крах как теорема», а затем, на основе модели, рассмотреть аналогичную ситуацию на рынке страхования и кредита.

Мы предполагаем, что все машины классифицируются лишь по двум признакам: с одной стороны, новые и подержанные, с другой – хорошие и плохие (лимоны).

Любая машина может оказаться как хорошей (с вероятностью p), так и «лимоном» (с вероятностью 1-p). Угадать качество машины невозможно. Эта ситуация характерна как для рынка новых, так и подержанных автомобилей. Разница заключается в том, что продавцы новых машин знают о качестве товара немногим больше, чем покупатели. В то же время владельцы машин, являющиеся одновременно продавцами, имеют о своем товаре полную (и недоступную для покупателей) информацию. А, так как цена на все подержанные машины одинакова, на этом рынке возникает асимметрия информации.

По мнению Акерлофа, подобная ситуация приводит к ухудшающей селекции на рынке подержанных автомобилей: хорошие машины будут оставаться в руках покупателей, а плохие вновь вернутся на рынок для перепродажи. Здесь ученый проводит аналогию с законом Грешема: «Плохие машины вытесняют хорошие, потому что и те и другие продаются по одной и той же цене. Точно также неполноценные деньги вытесняют полноценные, потому что обменный курс и для тех и для других одинаков

Далее в статье автор анализирует рынки страхования, кредита и рабочей силы среди национальных меньшинств и приходит к выводу, что на этих рынках также присутствует асимметрия информации.

СТИГЛЕР

род. 17 января 1911 г.

Премия памяти Нобеля по экономике, 1982 г.

Статья С. «Экономика информации», ("The Economics of Information” содержала обманчиво простой вопрос: как долго и как настойчиво потребитель должен искать товар с наиболее низкой ценой? Ответ С.: до тех пор пока издержки длительности или интенсивности такого поиска не превысят размера ожидаемой экономии от покупки по более низкой цене. Хотя такой ответ может показаться очевидным, метод С. содержал модель для исследования информационных проблем в экономике и нес с собой новый подход к теории рыночного поведения. Согласно С., неопределенность следует рассматривать не как нечто данное, а как степень неинформированности, которая может быть понижена – в результате определенных расходов – приобретением информации. Этот подход оказал громадное воздействие на экономический анализ, как теоретический, так и эмпирический, и стал использоваться в различных областях – от изучения поведения потребителей, разброса в ценах в рекламного дела до поисков работы в создания запасов.

В отличие от Кеннета Эрроу, Джерарда Дебре и Пола Сэмюэлсона С. избегает использования математики в своих работах, предпочитая литературный стиль, получив всеобщее признание за ясность, элегантность изложения и эрудицию. Для С. ясная и простая экономическая теория необходима как основа для проверки гипотез эмпирическими исследованиями

С. был удостоен Премии памяти Нобеля по экономике за 1982 г. за «новаторские исследования промышленных структур, функционирования рынков, причин и результатов государственного регулирования». В Нобелевской лекции С. применил свою «теорию поиска» 1961 г. к тому, что он назвал «рынком новых идей» в экономической науке. «Большинство экономистов, – говорил он, – выступают не как производители новых идей, а лишь как их потребители. Их задача сходна с задачей покупателя автомобиля: найти надежную модель. В действительности они обычно кончают покупкой подержанных и, следовательно, апробированных идей».

Наши рекомендации