Определение объема и процедуры выборки
Генерал. сов-ть (ГС) – все множество изучаемых объектов. Объем ген. сов. – кол-во объектов, входящих в ген. сов. Состав ген.сов.-хар-ки объектов ГС, представляющие интерес для исслед. Выборочная сов-ть (ВС)-часть ГС, подлежащая изучению и призванная олицетворить собой сов-ть в целом. Объем ВС- кол-во объектов, входящих в ВС. Состав ВС (тоже что и у ГС). Типы выборок.1. Вероятностные выборки (отбор осущ-ся по принципам случайности): 1.1 Случайная выб.-объекты ГС нумеруются, из номеров составляется табл, из табл. случайным образом отьир. необход. кол-во номеров, состав-ся список объектов сов-ти, кт соответ. отобран. номерам. 1.2 Механическая - требует список характеристик респондентов (фамилии, адреса, телефоны и т.д.). Из этого списка через равные промежутки люди отбираются в выборку. Этот промежуток называется шагом выборки. Начало отбора выбирается случайным образом в пределах шага выборки. 1.3 Стратифицированная (районированная)- генеральная совокупность сначала разбивается на группы (страты) по какому-либо признаку. Далее уже в этих выделенных группах проводится случайная или механическая выборка. 1.4 Серийная - вместо случайного отбора единиц совокупности осуществляется отбор групп (серий, гнезд). Внутри отобранных серий производится сплошное наблюдение. 2. Невероятностные выб.: 2.1. КвотнаяИзначально выделяется некоторое количество групп объектов Для каждой группы задается количество объектов, которые должны быть обследованы.Внутри групп объекты отбираются произвольно. 2.2. Метод снежного кома. У каждого респондента, начиная с первого, просятся контакты его друзей, коллег, которые подходили бы под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании. Таким образом, за исключением первого шага, выборка формируется с участием самих объектов исследования. 2.3 Стихийная выборка- Опрашиваются наиболее доступные респонденты. 2.4 Выборка типичных случаев-Отбираются единицы генеральной совокупности, обладающие средним (типичным) значением признака. Объем выборки рассчитывается с применением специальных статистических формул, основанных на теории случайного распределения Гаусса, а для удобства расчета случайных выборок применяется калькулятор выборки. Общая ошибка исследования является разностью между истинным значением (в совокупности) наблюдаемой переменной и ее наблюдаемым значением (в выборке).
Формирование плана маркет исслед.
Планирование – процесс опред. целей, а т.ж. путей, сроков, средств их достижения. План МИ – док-т содер-щий след позиции: 1. цель и задачи исследования 2. мероприятия направленные на их реализацию с указанием ответственных и сроков. Программа исследования - это документ, раскрывающий исследуемую (проблемную) ситуацию и процедуру ее изучения, в котором содержатся теоретико-методологические предпосылки, гипотезы, основные задачи исследования, методика и техника сбора и обработки информации. Для того, чтобы программа маркетингового исследования максимально эффективно выполняла свои функции и была логически целостной, она должна включать в себя три основных раздела: • методологический (краткий предварительный анализ исследуемой проблемы, определение основных целей и задач исследования, описание рабочих гипотез и т. п.); • методический (аргументированное описание выбора конкретных методов сбора и анализа данных); • рабочий план (этапы, сроки проведения и стоимость исследования). Методологический раздел: • Формулировка проблемной ситуации и проблемы. • Определение объекта и предмета исследования. • Определение цели и постановка задач исследования. • Уточнение и интерпретация основных понятий. • Предварительный системный анализ объекта исследования. • Развертывание рабочих гипотез. Методический раздел: • Выбор конкретных методов сбора и анализа данных • Выбор и обоснование системы выборки • Ожидаемые результаты (формы отчетных материалов). Рабочий план: • Краткое содержание этапов маркетингового исследования • Сроки маркетингового исследования • Оценка необходимых ресурсов • Стоимость маркетингового исследования.