Статистика экономической конъюнктуры

Экономическая конъюнктура - это внешние объективно складывающиеся условия, влияющие на результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Говоря словами основателя первого в России Института по изучению народнохозяйственных конъюнктур Николая Дмитриевича Кондратьева (1892 - 1938), "понятие конъюнктуры указывает на стечение обстоятельств, от которых зависит и в которых проявляется успех хозяйственной деятельности". Чем крупнее хозяйствующий субъект, чем интенсивнее меняются условия реализации и чем острее становится проблема рынков сбыта и источников сырья, тем большее значение для предпринимательской деятельности приобретает адекватная оценка перспектив развития экономической конъюнктуры.

У истоков практических конъюнктурных изысканий стояли выдающиеся экономисты. Основы современной методологии экономических исследований заложили: Уоррен М. Персонс (1878 - 1937), Уэсли Митчелл (1874 - 1948); Саймон Кузнец (1901 - 1985); Коррадо Джини (1884 - 1965); Эрнст Вагеман (1884 - 1956); Фридрих А. фон Хайек (1899 - 1992).

В России крупным центром экономических исследований стал Конъюнктурный институт, созданный Николаем Кондратьевым в 1920г. в Москве. С 1921г. выходил Экономический бюллетень Конъюнктурного института.

По Кондратьеву, конъюнктурные исследования опираются на динамическую теорию, которая "изучает экономические явления в процессе их изменения во времени". Кондратьев противопоставлял динамическую теорию, наибольший вклад в разработку которой в XXв. внес Йозеф Шумпетер (1883 - 1950), статической теории равновесия. Последняя конструкция занимала и до сих пор занимает господствующее положение в экономической науке. Статическая теория "рассматривает экономические явления, - как утверждал Кондратьев, - по существу вне категории изменения их во времени".

Учреждения Федеральной службы государственной статистики осуществляют поквартальное обследование экономической конъюнктуры рынка. Анализируемые показатели также являются экспертными оценками соответствующих показателей деятельности, определяемые на основе профессионального мнения руководителя предприятия. Статистическая форма №1 – конъюнктура включает в себя следующие показатели:

• Средняя численность работников за предыдущий квартал;

• Средний однодневный оборот предприятия;

• Объем складских запасов при этом используются следующие градации: нормальный уровень, выше/ниже нормального уровня;

• Изменение оборота розничной торговли; при этом используются следующие градации: без изменений, увеличение/уменьшение;

• Изменение объема продаж; при этом используются следующие градации: без изменений, увеличение/уменьшение;

• Изменение торговой наценки; при этом используются следующие градации: без изменений, увеличение/уменьшение;

• Изменение ассортимента товаров; при этом используются следующие градации: без изменений, увеличение/уменьшение;

• Конкурентоспособность организации; при этом используются следующие градации: без изменений, увеличение/уменьшение;

• Складские площади; при этом используются следующие градации: без изменений, увеличение/уменьшение;

• Инвестиции на расширение деятельности, ремонт, модернизацию; при этом используются следующие градации: без изменений, увеличение/уменьшение;

• Обеспеченность собственными ресурсами; при этом используются следующие градации: без изменений, увеличение/уменьшение;

• Прибыль (без изменений, увеличение/уменьшение);

• Оценка изменения цен (без изменений, увеличение теми же темпами/большими темпами/меньшими темпами, уменьшение);

• Поставщики товаров для организации (20% / 20-40% / 41-70% / свыше 70%);

• Факторы, ограничивающие деятельность организации (низкий платежеспособный спрос, недостаточный ассортимент, недостаток финансовых средств, высокий % коммерческого кредита, сложность получения кредита, высокий уровень налогов, высокая арендная плата, высокие транспортные расходы, недостаток торговых/складских помещений, высокая конкуренция);

• Оценка общей экономической ситуации в организации (благоприятная / удовлетворительная / неблагоприятная / тенденция изменения);

• Средний уровень торговой наценки в организации / достаточный для возмещения издержек обращения и получения необходимой прибыли (%);

• Удельный вес товаров, проданных в кредит / по заказам / компьютерные сети.

Макроэкономические оценки рыночной конъюнктуры экономики опираются на макроэкономические показатели и индексы, например, Main Economic Indicators. К ним относятся макроэкономические показатели:

- производства и продаж;

- комбинированные опережающие индикаторы;

- обзор тенденций хозяйственной деятельности;

- индекс потребительских цен;

- занятость;

- международная торговля;

- платежный баланс;

- денежные агрегаты;

- процентные ставки и др.

Контрольные вопросы

1. Назовите источник информации для анализа экономической конъюнктуры и деловой активности.

2. Что такое экономическая конъюнктура?

3. Какие показатели деловой активности предприятий учтены в материалах статистического наблюдения?

4. Какие альтернативные формы анализа деловой активности предприятий и организаций вы знаете?

5. Какие международные институты занимаются отслеживанием экономической конъюнктуры?

6. Назовите показатели, характеризующие экономическую конъюнктуру.

Наши рекомендации