Лекция 10. макроэкономическая политика
10.1 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
10.2 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
10.3 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ПОЛИТИКА «ДОРОГИХ» И «ДЕШЕВЫХ» ДЕНЕГ
10.1 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
С целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией государство осуществляет фискальную, или бюджетно-налоговую политику.
Фискальная политикапредставляет собой систему мер, которую предпринимает правительство для стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой).
Целямифискальной политики, как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.
Фискальную политику проводит правительство.
Инструментамифискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.
По методам осуществления различают фискальную политику:
1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).
Дискреционная фискальная политикапредставляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов.
Автоматические стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. Т.е происходит естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла
К автоматическим стабилизаторам относятся:
1) подоходный налог;
2) пособие по безработице.
Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, и, следовательно, величина налоговых поступлений уменьшается. В условиях экономического роста растет занятость, увеличиваются объемы выпуска, растет прибыль, налоговые поступления при прогрессивной системе налогообложения увеличиваются даже при неизменной ставке налога. Увеличение налогов сокращает величину совокупных расходов и оказывает антиинфляционное воздействие на экономику. Поскольку экономический рост сопровождается ростом занятости, уменьшаются трансфертные государственные платежи (пособия по безработице, по бедности), что также сдерживает развитие инфляции. Наоборот, в условиях экономического спада налоговые поступления автоматически снижаются, а трансфертные платежи возрастают (пособия по безработице), что содействует увеличению совокупных расходов и снижению уровня безработицы.
Такие инструменты фискальной политики, как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение.
Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» Артуру Лафферу (рис. 12.3).
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида дискреционной фискальной политики:
1) стимулирующую;
2) сдерживающую.
Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев. Стимулирующая фискальная политика(фискальная экспансия)(рис. 10.1 (фискальная экспансия)) предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Она сокращает рецессионный разрыв выпуска и снижает уровень безработицы, направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.
Сдерживающая фискальная политика(фискальная рестрикция) направлена на ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов. (рис.10.1). Она имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума
Фискальная политика в Республике Беларусь является сдерживающей, что связано с инфляционными процессами в национальной экономике. Современная бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь предполагает сокращение расходов государственного бюджета и увеличение его доходов главным образом за счет неналоговых инструментов (использование механизмов приватизации, стимулирования деловой активности).
Рисунок 10.1– Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
Кроме того, проводится совершенствование и налоговой политики. Это обусловлено тем, что бюджетно-налоговая политика государства носила до сих пор фискально-защитный характер, при котором государство стремилось обеспечить высокую степень защиты населения. Это предполагало высокую налоговую нагрузку на экономику. В связи с этим произошло снижение темпов развития производства, снизилась собираемость налоговых платежей, произошло ухудшение собираемости налогов. Дальнейшее реформирование налоговой системы в республике предполагает дальнейшее упрощение системы налогообложения и снижение налоговой нагрузки основных субъектов хозяйствования.
10.2 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. В этом случае возникает бюджетный дефицит.
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом. Такими мерами является налоговое покрытие, эмиссионное покрытие и секвестирование бюджета.
Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.
Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.
Из трех возможных состояний бюджетного фонда наиболее типичным для современного государства является состояние дефицита. Дефицит государственного бюджета может покрываться за счет заимствований государства. Государственные заимствования приводят к появлению такого явления, как государственный долг.
Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.
Осуществление государственных займов у резидентов порождают внутренний долг и у нерезидентов – внешний долг. Сумма внешнего и внутреннего долга – это национальный долг страны.
Виды государственного долга:
— капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам;
— текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил;
Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.
Показатель величины государственного долга отражается в СНС и государство контролирует этот важнейший макроэкономический показатель. МВФ рассчитал и установил критические значения величины государственного долга. Внешний долг страны не должен превышать:
· 60%к ВВП;
· отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (критическое значение) –220 %;
· отношение платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг - 25 %.
Каждое государство осуществляет управление государственным долгом для того, чтобы его величина не превысила критическое значение.
Управление государственным долгом –это система мер, направленных на обслуживание долга (выплата % по нему) и его погашение.
Финансирование расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга осуществляется за счет:
1) увеличения налогов (основной, но не единственный источник);
2) продажи государственной собственности;
3) прибыли, если средства использованы производительно;
4) осуществления новых займов.
Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Наличие государственного долга имеет следующие реальные негативные последствия:
· погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче;
· повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу может подорвать действие экономических стимулов развития национального производства;
· займы правительства в национальной банковской системе для уплаты процентов по государственному долгу приводят к сокращению инвестиций внутри страны;
· наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности ее экономики.
10.3 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ПОЛИТИКА «ДОРОГИХ» И «ДЕШЕВЫХ» ДЕНЕГ
.
Одной из форм стабилизационной политики правительства наряду с фискальной и внешнеторговой является кредитно-денежная политика (КДП) илимонетарная.
Конечные цели КДП:
· экономический рост и смягчение циклических колебаний;
· полная занятость;
· стабильность цен;
· устойчивый платежный баланс.
Для достижения этих цель используют инструменты кдп.
Монетарной (денежно-кредитной) политикой называется совокупность средств и инструментов, с помощью которых государство осуществляет предложение и регулирование количества денег в национальной экономике.
Инструменты денежно-кредитной политики —это совокупность монетарных мероприятий, используемых центральным банком для достижения намеченных экономических результатов. У разных стран общие монетарные методы, но имеются отличия, обусловленные влиянием традиций, уровнем развитости кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.
Различают прямые (административные) и косвенные (рыночные) инструменты денежно-кредитного регулирования. К прямым относят директивы, предписания и инструкции, которые ограничивают сферу деятельности кредитного института (реже); к косвенным — инструменты, которые воздействуют на денежно-кредитную сферу через формирование условий функционирования денежного рынка и рынка капиталов. Более гибкие, однако, результаты их влияния сказываются не сразу (временной лаг)и не всегда достигают намеченной цели.
Косвенные (рыночные) инструменты денежно-кредитного регулирования в свою очередь делятся на две группы: общие и селективные. Общие предназначены для регулирования состояния кредитной системы в целом и дают возможность центральному банку контролировать величину денежной массы. Они включают три вида инструментов:
• изменение учетной ставки;
• изменение резервной нормы;
• операции на открытом рынке.
Учетная ставка процента – это ставка, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Она называется учетной ставкой процента, или ставкой рефинансирования. Изменение учетной ставки процента называется дисконтной политикой.
Учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если центральный банк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономика реагирует очень быстро, кредиты становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.
В отличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков.
Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.
Изменение резервной нормы. Часть денежных средств банки обязаны хранить на счетах Центрального банка. Например, если норма обязательных резервов составляет 10 %, то из каждых 100 долл. депозитов 10 долл. перечисляют в ЦБ и хранят там, на специальном беспроцентном счете. Величина резервов, то есть часть активов коммерческого банка, которую он обязан хранить на счетах центрального банка, во многом определяет его кредитные возможности. Поэтому, повышая или снижая норму обязательного резервирования, центральный банк либо ограничивает, либо стимулирует кредитную активность коммерческих банков.
Операции на открытом рынке — это покупка или продажа Центробанком государственных облигаций на вторичных рынках ценных бумаг. Покупая государственные облигации, Центральный банк добивается увеличения резервов коммерческих банков, что позволяет увеличить кредитование, то есть создавать деньги. Продавая облигации, Центральный банк стремится уменьшить банковские резервы и, следовательно, уменьшить создание новых денег.
Операции на открытом рынке являются наиболее гибким инструментом КДП и широко используются в тех странах, где существует единый рынок государственных ценных бумаг.
Все эти инструменты влияют на количество денег в экономике, т.е. на их предложение. Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику носит название «механизма денежной трансмиссии» или «денежного передаточного механизма». Механизм денежной трансмиссии показывает, каким образом изменение предложения денег (изменение ситуации на денежном рынке) влияет на изменение реального объема выпуска (ситуацию на рынке товаров и услуг).
В зависимости от целей, поставленных центральным банком, различают политику «дешевых» денег и политику «дорогих» денег.
Политика «дешевых» денег (стимулирующая монетарная политика) проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Большее количество денег у предприятий и населения стимулирует совокупный спрос, способствует развитию производства и росту занятости в стране. Суть проведения данной политики заключается в проведении мер, способствующих увеличению банковских ресурсов
Мероприятия политики дешевых денег:
1) снижение нормы резервных требований,
2) снижение учетной ставки процента,
3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
В результате этих мер вырастут избыточные резервы системы коммерческих банков, которые являются основой увеличения денежного предложения, а процентная ставка отреагирует понижением, что приведет к росту инвестиционных расходов фирм. Одновременно высокая процентная ставка привлечет в страну зарубежный капитал, что скажется на снижении
курса национальной валюты, уменьшении импорта, росте экспорта и, как следствие, — чистого экспорта. Таким образом, следствием увеличения расходов фирм, населения и чистого экспорта станут возрастание совокупного спроса, ускорение темпов развития экономики и снижение безработицы.
Результатомтакой политики можно ожидать:
Ø рост денежного предложения;
Ø снижение рыночной ставки процента;
Ø рост инвестиций;
Ø рост совокупных расходов;
Ø рост ВНП на величину, кратную увеличению инвестиций.
В ситуации, когда в экономике наблюдаются излишние расходы, порождающие инфляционные процессы, центральный банк должен понизить совокупные расходы, ограничив предложение денег, и тем самым снизить темны инфляции, т.е. применить систему мер, называемую политикой «дорогих» денег. Политика «дорогих» денег(политика кредитной рестрикции)проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Поэтому ее называют сдерживающей монетарной политикой. Суть проведения данной политики заключается в том, чтобы ограничить возможности банковской системы для вливания денежной массы в экономику.
Мероприятия Центробанка:
1) повышение нормы резервных требований,
2) повышение учетной ставки процента,
3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
Результатомтакой политики можно ожидать:
Ø снижение денежного предложения;
Ø рост рыночной ставки процента;
Ø снижение инвестиций;
Ø снижение совокупных расходов;
Ø снижение инфляции.
Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг и многие другие.
Среди иных факторов, влияющих на спрос, предложение и процентную ставку, можно выделить:
§ ситуацию в реальном секторе экономики;
§ доходность от вложения средств в производство;
§ ситуацию в других секторах финансового рынка;
§ экономические ожидания хозяйствующих субъектов;
§ потребность банков и других хозяйствующих субъектов в денежных средствах для поддержания своей ликвидности.