ТЕМА 1 Экономическая теория: предмет, методы, функции
Практические занятия 1-6 (12 часов)
Цель: рассмотреть особенности объекта (т.е. что исследуется); предмета (т.е. что изучается); методов (т.е. способов, с помощью которых исследуется объект), назначение (значимость дисциплины, т.е. почему ее необходимо изучать), что находит выражение в выполняемых экономической теорией функциях, а также развитие экономической теории как науки и ее современные проблемы.
Основные вопросы темы
1. Человек и экономика. Модели человека в экономической теории.
2. Генезис и современные проблемы развития экономической теории.
3. Особенности объекта и предмета экономической теории.
4. Методология экономической теории: приемы и методы познания. Экономические категории и законы, их классификация.
5. Взаимосвязь экономической теории, экономической практики и экономической политики. Функции экономической теории.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях
1. Модели человека в экономической теории (простого, сложного, социально-индивидуального и «советского»).
2. Основные направления современной экономической теории: марксистское, кейнсианство, неоклассическое, институционализм, неоинституционализм.
3. «Политическая экономия» и «Экономикс»: общее и различия.
4. Методы экономической теории:
4.1 Общие: позитивистский, структуралистский, диалектический, синтетические подходы;
4.2 Локальные:
4.2.1 Специфические, в том числе восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического;
4.2.2 Универсальные:
а) формально-логические: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, проблема, гипотеза, доказательство;
б) общие принципы (правила) экономических исследований: метод научной абстракции, допущения, обобщения.
4.3 Экономико-математическое моделирование (график);
4.4 Экономический эксперимент;
4.5 Позитивный и нормативный подходы к экономике.
5 Экономические категории и законы, их классификация.
6 Взаимосвязь экономической теории, экономической практики и экономической политики.
Список рекомендуемых источников
Учебная: 1– Введение; 2– гл.1,2; 3– гл.1; 4 – гл. 1,2; 5– (1997)гл.1,2.4; (2001) гл.2, Прил.1; (2007) гл.1, 2, прил.1; 6– гл.1,14.
Базовый курс–Тема 1.
Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. / Е.Ф. Борисов. – М.: Юрайт-М, 2008.– гл.2.
Экономическая теория: учеб. / под. ред. М.А. Сажиной, Г.Г. Чибрикова. – М.: НОРМА, 2007.– гл.1, 31.
Макконнелл, К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2009.– т.1.– гл.1. .
Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. / пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. –т.1.– гл. 1.
Долан, Э. Дж., Линдсей, Д. Микроэкономика. Макроэкономика. В 2-х кн. – СПб., 1994.– кн.1.– гл.1,4,15.
Микро-, макроэкономика: практикум/ под общ. ред. Ю.А. Огибина.-СПб., 1994.– Тема 1.
Сборник задач по микроэкономике. К курсу «Микроэкономики»/ Р.М.Нуреева. – М.: НОРМА, 2003. – гл.1.
Бренделева, Е.А. Неоинституциональная экономическая теория/ Е.А. Бренделева: под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2006.
История экономических учений: учеб.пос. для экон. вузов / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой .– М.: Альфа – М; ИНФРА-М, 2009.
Домашнее задание:Разработать схему: «Генезис экономической теории» и выполнить ее на двух сторонах одного листа (формат А4), указав этапы развития, историческую обстановку, направления экономической теории с их представителями и работами (у основных представителей).
Вопросы для самоконтроля
1. Проанализируйте модели экономического человека (простого, сложного, социально-индивидуального и «советского»), с точки зрения выявления их отличительных особенностей, общей черты и практической значимости.
2. Охарактеризуйте основные этапы развития и направления экономической теории, в том числе меркантилизм, классическую политэкономию, марксистское, неоклассическое, кейнсианство, институционализм, неоинституционализм.
3. Раскройте общее и различия между «Политической экономией» и «Экономикс» как экономическими науками и выявите проблемы, стоящие перед отечественной экономической теорией в современных условиях.
4. Охарактеризуйте объект экономической теории и проклассифицируйте его.
5. Проанализируйте эволюцию теоретических взглядов на предмет экономической теории в ходе ее развития и сформулируйте его современные определения.
6. Охарактеризуйте методы экономической теории:
6.1 Общие: позитивистский, структуралистский, диалектический, синтетические подходы;
6.2 Локальные:
6.2.1 Специфические, в том числе восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического;
6.2.2 Универсальные:
а) формально-логические: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, проблема, гипотеза, доказательство;
б) общие принципы (правила) экономических исследований: метод научной абстракции, допущения, обобщения.
6.3 Экономико-математическое моделирование (график);
6.4 Экономический эксперимент;
6.5 Позитивный и нормативный подходы к экономике.
7. Раскройте сущность и дайте классификацию экономических категорий и законов.
8. Проанализируйте функции экономической теории.
9. Раскройте взаимосвязи, существующие между экономической теорией и экономической практикой, с одной стороны, и экономической политикой, с другой.
ТЕМА 2 Основы общественного производства (экономики)
Практические занятия 7-10 (8 часа)
Цель:рассмотреть элементы, содержание, особенности и закономерности развития общественного производства (экономики) как особой сферы жизнедеятельности людей. Будучи объектом изучения экономической науки, экономика определяет ее границы и экономической теории как ее основной части.
Основные вопросы темы
1. Целевая направленность, потребности и ресурсы общества. Проблема эффективности.
2. Общественное производство и национальное богатство, их структура.
3. Воспроизводство и экономический рост.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях
1.Проблема эффективности: содержание проблемы и виды эффективности.
2.Кривая производственных возможностей: предпосылки ее построения, основные характеристики и выводы. Расчет альтернативных издержек.
3.Стадии в движении общественного продукта: производство, распределение, обмен и потребление, их функциональная роль и соотношение.
4.Национальное богатство: понятие, специфика и структура.