Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра «Экономика и менеджмент»

Экономика сферы обслуживания

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению контрольной работы

для студентов по специальности 080502.65

«Экономика и управление на предприятии

сферы обслуживания»

Набережные Челны

УДК 338.046 (076)

Э40

Тимерханова Э.Н. Экономика сферы обслуживания: Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в сфере обслуживания) – Набережные Челны: ИНЭКА, 2009. – 31 с.

Методические указания составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рабочей программы по дисциплине «Экономика сферы обслуживания».

примерного учебного плана и рабочей программы по дисциплине «Экономика сферы обслуживания».

Рассматриваются сущность, роль, цели и задачи экономики сферы обслуживания, оценка инвестиционного проекта.

В методических указаниях для удобства студентов приведены цели и задачи изучения дисциплины, содержание дисциплины и методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы, вопросы для подготовки к экзамену, современная учебная литература для изучения курса, выполнения контрольной работы и подготовки и проведения практических занятий.

Форм. 8, рис. 1, табл. 11, библиограф. назв. 10.

Рецензент – профессор В.В. Завадский

Печатается по решению Научно-методического совета Камской государственной инженерно-экономической академии.

© Камская государственная

инженерно-экономическая

академия, 2009.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 5

1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ

ПРОЦЕССЕ 5

1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 6

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 7

1.4 Содержание и требования к оформлению контрольной работы. Методические указания к выполнению разделов контрольной работы 8

2. Оценка рынка сбыта 10

2.1 Описание процесса обслуживания 12

2.2 Определение величины начального капитала 12

2.3 Определение величины инвестиций на формирование основных средств предприятия 13

2.4 Определение величины инвестиций на формирование нематериальных активов

предприятия 14

2.5 Определение величины инвестиций на формирование оборотных средств предприятия 15

2.6 Метод финансирования инвестиций 16

2.7 Формирование штатного расписания и планирование фонда оплаты труда 17

2.8 Планирование текущих расходов 20

2.9 Планирование текущих доходов 22

2.10 Планирование финансовых результатов 26

2.11 Оценка эффективности проекта 28

3. Оформление и защита контрольной работы 29

4. Вопросы для подготовки к экзамену 29

5. Основная литература 31

приложения

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания составлены для выполнения контрольной работы по дисциплине «Экономика сферы обслуживания».

Форма и содержание методических указаний удобны для работы студентов, так как содержат план изучения дисциплины, методические указания по её изучению и вопросы для подготовки к экзамену, рекомендуемую литературу и тестовые задания для промежуточного и окончательного контроля по дисциплине «Экономика сферы обслуживания» в балльно-рейтинговой системе оценки знаний с переводом их в числовые эквиваленты (5 – отлично; 4 – хорошо; 3 – удовлетворительно; 2 – неудовлетворительно).

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1 Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном про­цессе

Дисциплина «Экономика сферы обслуживания» является одной из основных дисциплин в системе подготовки экономистов-менеджеров по специальности 080502.65 - «Экономика и управление на предприятии сферы обслуживания».

Цель дисциплины «Экономика сферы обслуживания» - является изучение студентами знаний в области экономики сферы обслуживания.

С формированием рыночных отношений особое внимание уделяется туристическому, гостиничному и ресторанному бизнесу. Отмечается рост предприятий в сфере услуг, которым необходимо применение современной техники и технологии, для получения высококачественных товаров и услуг, пользующихся спросом. Сфера обслуживания проявляется, прежде всего в том, что:

- развитие сферы сервиса позволяет удовлетворять постоянно растущие потребности в разнообразных услугах, как отечественных, так и зарубежных;

- сфера сервиса последовательно увеличивает свою долю в структуре валового внутреннего продукта

- в сфере сервиса постоянно создаются новые рабочие места; в соответствии с определенными требованиями к уровням профессиональной подготовки специалистов, едиными с международными стандартами и требованиями ЕС

- высокие требования ЕС в сфере обслуживания необходимое условия для выхода на мировой рынок требует от предприятий расширенных навыков в определенной деятельности.

Задачами курса являются:

- дать теоретические знания о сущности природы основных закономерностей, проблем в экономике сферы услуг в современных рыночных условиях;

- дать теоретические знания о принципах, формах, методах сферы обслуживании на предприятиях

- вооружить студентов знаниями методологии и методики планирования, выбора уровня и структуры форм обслуживания, определение типа обслуживания, выявление путей совершенствования и повышения эффективности организации обслуживания;

- сформировать знания и навыки в области сферы обслуживания на предприятиях.

Курс входит в число специальных дисциплин, таких как экономика предприятия, основы предпринимательства, основы предпринимательства, основы маркетинга, статистика, которые закладывают основу для понимания студентами деятельности основных субъектов рыночной экономики.

В результате изучения дисциплины «Экономика сферы обслуживания» студенты должны получить комплекс знаний и навыков, которые в дальнейшем помогут им эффективно управлять организациями, предприятиями фирмами.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Экономика сферы обслуживания» студент должен

иметь представление:

- о производственном комплексе, объединяющий различные виды ресурсов для выполнения услуг, работ, изготовления продукции по заказам клиентов;

- о специфики сферы сервиса в отрасли о предприятиях различных форм собственности, различной мощности, различного уровня специализации.

знать:

- законодательную и нормативную базу в области экономики сферы обслуживания;

- о функциях, задачах, перспективах развития сферы обслуживания;

- основные понятия, виды и технологии организации обслуживания;

- знать принципы работы и специфику работы в сфере обслуживания;

уметь:

- использовать основные понятия и категории в сфере обслуживания;

- сравнивать различные технологические процессы в сферы обслуживания;

- применять на практике различные методики анализа эффективности сферы обслуживания;

- особенности формирования и составления технологических планов обслуживания туристов; гостиничного и ресторанного бизнеса;

владеть:

- владеть современными статистическими методами, позволяющими выявить воздействие экономических факторов на результаты;

- навыками проведения диагностики проблем сферы обслуживания на предприятии, фирме и вырабатывать варианты их разрешения;

- практического управления технологией приема и обслуживания туристов.

- навыками организации в сфере обслуживания: гостиничного, ресторанного, туристического бизнеса;

- понимания основных закономерностей функционирования предприятий сервиса и особенностей их функционирования в рыночных условиях;

- овладения навыками эффективного управления ресурсами предприятия;

- выбора рациональной стратегии развития предприятия в условиях изменчивости внешней среды;

- обоснованного формирования инновационной и инвестиционной политики предприятия, определения эффективности инвестиций;

- овладения навыками расчета основных показателей деятельности предприятия.

Рабочая программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502.65(060800) «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», утвержденного зам. Министра образования РФ В.Д. Шадриковым 17.03.2000 г., примерного учебного плана учебно-методического объединения по образованию в области производственного менеджмента и учебных планов Камской государственной инженерно-экономической академии для специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в сфере обслуживания)».

Содержание дисциплины и методические рекомендации

Содержание дисциплины «Экономика сферы обслуживания» со­ставлено в соответствии с требованиями Государственного об­разовательного стандарта высшего профессионального образо­вания по специальности 080502.65(060800) «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», примерного учебного плана учебно-методического объединения по образованию в области производственного менеджмента и учебных планов Камской государственной инженерно-экономической академии для специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в сфере обслуживания)»2009 / 2013 гг. и включает следующие темы:

Введение.

Предмет, цель и задачи дисциплины. Содержание, связь с другими дисциплинами.

1.Роль и место дисциплины в системе подготовки специалистов.

2. Сфера обслуживания в условиях рыночной экономики

3. Развитие теории и практики организации обслуживания.

4. Малый бизнес в развитии рыночных структур.

5. Структура рынка и рыночная власть. Роль доминирующей фирмы.

6. Издержки производства и себестоимость продукции услуг.

7. Оценка эффективности деятельности предприятия в сфере обслуживания.

8.Обслуживание технологических машин и оборудование. Автосервис.

9. Организационные основы обслуживания в сфере туристической деятельности.

10. Гостиничное, ресторанное обслуживание.

11. Инновационная деятельность в сфере обслуживания.

Учебным планом по дисциплине ««Экономика сферы обслуживания» Содержание дисциплины «Экономика сферы обслуживания» со­ставлено в соответствии с требованиями Государственного об­разовательного стандарта высшего профессионального образо­вания по специальности 080502.65(060800) «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», примерного учебного плана учебно-методического объединения по образованию в области производственного менеджмента и учебных планов Камской государственной инженерно-экономической академии для специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в сфере обслуживания)» предусмотрено выполнение контрольной работы.

Содержание и требования к оформлению контрольной работы.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы содержит следующие задачи:

- ознакомиться с особенностями организации и технологии работы предприятия выбранного профиля;

- изучить состояние рынка и оценить потенциальный платежеспособный спрос;

- выбрать наиболее эффективную организационно-правовую форму его деятельности и место размещения;

- сформировать стандарт обслуживания для проектируемого предприятия;

- рассчитать размер стартового капитала и определить источники финансирования;

- спрогнозировать финансовые результаты работы проектируемого предприятия;

- оценить коммерческую эффективность создания предприятия.

Конкретное направление деятельности выбирается студентом совместно с преподавателем и отражается в названии индивидуальной контрольной работы. Тема например: «Разработка и обоснование мероприятий в сфере обслуживания ООО «Хозяюшка» (услуги по ведению домашнего хозяйства).

Контрольная работа оформляется в виде пояснительной записки со всеми необходимыми таблицами, расчётами и рисунками.

В пояснительной записке должны присутствовать следующие разделы:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- исходные данные;

- разделы маркетингового исследования;

- заключение;

- список использованной литературы и нормативно-справочных материалов;

- приложения.

Общий объём контрольной работы составляет 20-25 страниц машинописного текста.

Титульный лист оформляется в соответствии с образцом кафедры. Он должен быть подписан автором работы.

Содержание включает развёрнутый перечень разделов и подразделов контрольной работы. Против каждого названия раздела и подраздела должны быть проставлены номера страниц.

Введение должно включать обоснование выбора студент должен представить к защите предварительное технико-экономическое обоснование организации предприятия сферы сервиса.

Исходные данные. Студент самостоятельно выбирает предприятие в сфере обслуживания.

Заключение содержит краткие выводы и итоги проделанной работы. При выполнении контрольной работы студенты обязаны представить подробные расчеты и сделать выводы на основе полученных расчетов.

Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке и должен содержать не менее 25 источников. В него включаются изданные источники, а также материалы предприятия.

Приложения включают дополнительную, вспомогательную и уточняющую информацию. Это могут быть таблицы, графики и т.п., большие по объёму вычисления также должны быть приведены в приложении, а в тексте работы – только результаты.

Контрольная работа должна быть напечатана на одной стороне листа стандартного формата А4 или написана от руки аккуратным почерком. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм., правое – 10 мм., верхнее и нижнее – 20 мм. Рекомендуемый шрифт «Times New Roman», размер шрифта – 14, межстрочное расстояние – 1,5. Нумерация страниц должна быть сквозной, т.е. первой страницей является титульный лист, второй – содержание. На страницах 1-2 (титульный лист и содержание) номера страниц не ставятся, нумерация начинается с 3 страницы. Все приводимые в тексте контрольной работы заимствования (цитаты, выдержки), иллюстрации, таблицы и т.д. должны быть оформлены по ГОСТ 7.32.-2001. Если встречаются формулы, то они нумеруются также арабскими цифрами в пределах одного подраздела (раздела), номер формулы пишется в круглых скобках с правой стороны листа на одном уровне с формулой. Формулы обязательно должны содержать расшифровку буквенных обозначений с указанием размерностей.

Контрольная работа является самостоятельной работой студента и базируется на глубокой проработке большого информационно-справочного материала, изучении существующего состояния дел на выбранном рынке и на предприятиях аналогичного профиля.

Исходными данными для выполнения контрольной работы служат:

- данные наблюдений;

- нормативно-законодательные акты, регулирующие деятельность отрасли деятельность предприятий в РФ;

- нормативно-техническая документация по технологии соответствующего профиля;

- сведения и данные по литературным источникам, необходимые для теоретической подготовки к выполнению работы.

Контрольная работа подписывается студентом и сдается на кафедру, оформленной в соответствии с требованиями, изложенными в настоящих методических указаниях (раздел 3).

В процессе подготовки курсовой работы в соответствии с расписанием студенту оказываются постоянные консультации со стороны руководителя. После проверки и подписи курсовой работы преподавателем она защищается в комиссии из двух человек, назначенной кафедрой, один из которых руководитель. В случае обнаружения при проверке серьезных недостатков в работе (например, нет выводов, отсутствие расчетов, нечитаемый текст и др.), курсовая работа возвращается студенту на доработку.

Таблица 7 - Варианты заданий для характеристики организационно-правовой формы предприятия

Наши рекомендации