Последствия изменений в мировом хозяйстве для МЭО

Как влияют на МЭО сдвиги, происходящие в мирохозяйствен­ной системе?

Первое из сформулированных выше положений радикальных изменений обоснованно ведет к появлению концепции глобализации. Глобализация мировой экономики как частный случай глобали­зации вообще имеет горизонтальные и вертикальные аспекты.

Закономерности развития производства и международного раз­деления трудаобъективно привели к тому, что в орбиту МЭО ныне вошли все страны мира. Интернациональный характер современного производства имеет следствием глобализацию экономических трансакций и изменение характера экономических отношений меж­ду странами: они все больше выходят за рамки двусторонних и приобретают характер многосторонних отношений, связывающих ряд стран и оказывающих порой весьма существенное влияние на систему мирового хозяйства.

Вместе с тем взаимосвязь различных сфер человеческой дея­тельности приобрела столь довлеющий характер, в том числе и в планетарных масштабах, что становится затруднительным и мало­обоснованным разграничение экономических, политических, соци­альных, правовых и т.п. явлений и процессов. С одной стороны, все иные моменты присутствуют в экономических трансакциях, с другой — в любом из них присутствует и активно участвует эконо­мика, что находит отражение в механизмах и результатах.

Видимо, дело идет к тому, чтобы именовать «международные экономические отношения» как «планетарные (или глобальные) экономические отношения», что логично следует из возрастающего воздействия глобализации международных отношений.

Второе положение означает признание необходимости и прак­тического использования единого для всех стран критерия оценки места той или иной страны в мировой иерархии, что оказало весьма существенное влияние на характер МЭО. До недавнего времени мировое сообщество делилось преимущественно по социально-экономическим и политическим признакам. Соответственно в меж­дународных экономических отношениях находило воплощение конфронтационное противостояние по линии Восток — Запад. Смысл такого деления был в том, что акцент на политические ас­пекты позволял маскировать реальную экономическую ситуацию в стране. В свете современного видения мира ясно, что концепция развития, связанная с коммунистической моделью (в том виде, в каком ее претворяли в жизнь), показала свою несостоятельность. Государства так называемой «мировой социалистической системы» оказались не в состоянии обеспечить реальный экономический рост в отсутствие милитаризованной идеологии. Недостатком формационного деления мира была невозможность отнесения к социализму или капитализму многих стран, которые не соответствовали в чис­том виде принятым формационным признакам.

В итоге появилось такое аморфное понятие, как третий мир. или «Юг». Однако ныне уже сложно говорить о том, что понятие «Юг» охватывает только наименее развитые в экономическом от­ношении страны. Некоторые страны Юга, ранее не отличавшиеся динамикой своего экономического роста, все активнее подтягива­ются к уровню промышленно развитых стран.

В основу современной классификации стран мира положен критерий соответствия экономики любого государства принципамрыночного хозяйствования. Отсюда вытекает возможность деления мирового сообщества на следующие группы стран:

• с развитой рыночной экономикой (сюда относятся страны, которые по современной традиции называются промышлен-но развитыми);

• с развивающейся рыночной экономикой (включают наибо­лее развитую часть развивающихся стран, так называемые новые индустриальные страны — НИ С) и с переходной экономикой (бывшие социалистические страны);

• с неразвитой рыночной экономикой (современная категория «наименее развитые страны»);

• с нерыночной экономикой (скорее теоретическое понятие, поскольку в стране даже с самой централизованной экономи­кой всегда присутствуют элементы рыночных отношений).

Естественно, названный выше критерий требует дальнейших исследований по определению степени развитости рыночных отно­шений. В самом деле, в какой момент, при достижении каких ко­личественных показателей можно сказать, что произошел переход от одной группы к другой?

Переход к новому критерию классификации и признание един­ства мира завершили довольно продолжительный период противо­стояния двух основных социально-экономических и политических блоков. Группы государств, тяготевших к так называемым великим державам, больше не выстраиваются друг против друга по линии Восток — Запад. Это не может не иметь самых серьезных последст­вий для мирового хозяйства и пронизывающих его международных экономических отношений.

Во-первых, существенно изменяются принципы формирования экономических и торговых союзов и блоков государств. На первый план все больше выдвигается принцип действительно реальной вы­годы, получаемой членами блока и не подменяемой какими-либо политическими или псевдоэкономическими декларациями, подобно тому, что происходило в СЭВ, где экономические отношения меж­ду участниками этой организации были материальным прикрытием политического альянса партийно-государственных систем. Другой важный принцип — достижение примерно одинакового уровня экономического развития входящих в региональные объединения и блоки стран, что служит одним из главных условий успешного их функционирования.

Во-вторых, инициировались процессы качественной перегруп­пировки сил на мировой арене. Некоторые государства, ранее счи­тавшиеся высокоразвитыми, по новому критерию классификации оказались отнесенными к другой группе. И наоборот, страны, ранее относившиеся к категории развивающихся, ускоренно приближа­ются к уровню наиболее развитых стран. Это стимулировало пре­кращение деятельности некоторых ранее созданных объединений стран (типа СЭВ) и активизировало процесс создания новых (НАФТА, ЦЕФТА, АТЭС, МЕРКОСУР и т.д.).

В-третьих, усиливается борьба между отдельными звеньями ми­ровой системы. Более того, вся система отношений между странами мира переживает кризис. В силу этого можно говорить в какой-то степени о спонтанном характере современных МЭО, на которые не могут воздействовать даже крупнейшие международные политиче­ские организации.

И наконец, ось политического соперничества по линии Восток --Запад все явственнее преобразуется в экономическую ось Центр — Периферия. Место страны в мировой экономической табели о ран­гах определяется ее приближенностью к одному из полюсов этой оси. Новые отношения, описываемые системой координат Центр — Периферия, отнюдь не означают усиление связей между развитыми и неразвитыми странами. Скорее наоборот: укрепляются отноше­ния между близкими по уровню развития странами (см. выше), что находит отражение в связях Центр — Центр и Периферия — Пери­ферия.

1.4. Тенденции и основные факторы развития МЭО

Прекращение конфронтации между наиболее влиятельными элементами мирового хозяйства, казалось бы, должно привести к установлению консенсуса между этими державами в вопросах под­держания стабильности мировой системы. Однако встает вопрос о том, кого можно сейчас считать «великими державами». Если исхо­дить из такого критерия «величия» или «мощи» государства, как наличие у него достаточного количества определенных ресурсов, то вырисовывается картина многополярного мира; если исходить из другого критерия — способности оказывать воздействие на приня­тие решений по наиболее важным вопросам глобального экономи­ческого развития, то налицо монополярный мир, в котором доми­нируют США, хотя по многим экономическим показателям США явно не первые. Но в любом случае развитие мировой экономики и МЭО не будет происходить далее бесконфликтно. МЭО приобрета­ют более созидательный характер, в том числе направленный на решение глобальных проблем, но тем не менее носящий конку­рентную окраску, хотя бы потому, что конфликт является условием дальнейшего развития любой системы.

Можно сформулировать основные перспективы МЭО и выде­лить факторы, воздействующие на процесс их развития:

• ускорение научно-технического прогресса, выражающееся в распространении новых технологий, включая средства связи, транспортировки и вооружений; происходящая под влияни­ем НТП глобальная компьютеризация экономической дея­тельности по-новому ставит вопрос о способах ведения ме­ждународного бизнеса; глобальная информатизация резко облегчает возможности получения коммерческой, общеэко­номической, специальной информации;

• глобальные перемены в области окружающей среды. Исчерпание экологической базы, необходимой для поддержания постоянно расширяющегося производства, ставит вопрос об источниках финансирования. Серьезные действия в отношении окружаю­щей среды неизбежно приведут к резкому напряжению функ­ционирования мировой экономики. Средства для решения эко­логических проблем могут быть найдены за счет стран Перифе­рии, что приведет к еще большему неравенству между Центром и Периферией, либо расходы возьмет на себя Центр, что неиз­бежно вызовет снижение гам уровня жизни;

• прирост и постоянное перемещение народонаселения. Населе­ние перемещается но причине бедственного экологического, неудовлетворительного экономического и политического положения. Массовый миграционный натиск с Периферии в Центр вызывает репрессивную ответную реакцию, что в свою очередь входит в противоречие с требованиями демо­кратизации общества, порождая схожие экономические и социальные проблемы;

• увеличение разрыва между бедными и богатыми странами. Де­колонизация в большинстве случаев не оправдала надежд развивающихся стран на экономическое процветание. Про­должавшаяся дискриминация в МЭО привела к неудачным попыткам развивающихся стран установить Новый между­народный экономический порядок (НМЭП). Усиление кон­куренции между странами Центра (ЕС — НАФТА — Япо­ния/АСЕАН) вызывает снижение вероятности направления капиталов в менее развитые страны, усугубляющееся необ­ходимостью инвестирования в хозяйство стран переходной экономики с целью повышения предсказуемости их поведе­ния на мировых товарных рынках;

• рост экономической взаимозависимости стран мира неизбежно ведет к унификации норм права, культурных ценностей, об­раза жизни, стиля поведения и т.п., что будет сталкиваться с позицией различных групп населения, заинтересованных в сохранении своих отличительных признаков, национальных и исторических ценностей и традиций. Однако это не снимает вопрос об иерархичности мировой экономики, множествен­ности субъектов, действующих в ней;

• усиление роли международных экономических организаций, про­исходящее на фоне уменьшения способности государств под­держивать внутренний порядок при политической его неспо­собности предоставить своим гражданам безопасность и со­циальное обеспечение. Внутренние и внешние действия госу­дарств все чаще направляются внушительным и постоянно расширяющимся набором регулирующих правил, формули­руемых международными экономическими организациями. Авторитет последних определяется устранением идеологиче­ских мотивов при оценке ситуации и принятии решений и неэффективностью военно-политических санкций против на­рушителей мирового экономического порядка; растущая роль негосударственных структурных образований (неправительственные организации, особенно ТНК) в реше­нии международных вопросов, в том числе экономических, ставит вопрос об изменении состава основных участников международного сообщества. Мир движется к новой соци­ально-экономической обстановке, в условиях которой между­народное сообщество составят несколько отличных друг от друга типов действующих лиц, чью роль как автономных чле­нов данного сообщества нельзя будет игнорировать.

2.Виды и формы международных экономических отношений на современном этапе. Тенденции динамики и структуры

• Углубление интернационализации и МЭО

• Международная торговля на современном этапе

• Движение капитала и трудовых ресурсов

• Особенности современных валютно-кредитных отношений

2.1. Углубление интернационализации и МЭО

В результате интернационализации экономики в условиях НТР произошли существенные изменения в видах, формах, динамике и структуре международных экономических отношений. Современ­ные МЭО развиваются под воздействием следующих факторов: из­менения геополитических векторов мирового хозяйства, влияния НТР, интернационализации производства и капитала, мобильности трудовых ресурсов [1].

До середины 1980-х годов мировой рынок условно делился на пять секторов: Запад — Запад (экономические связи между индуст­риальными странами), на который приходилась подавляющая часть мирового товарооборота и движения капиталов; Запад — Юг (эко­номические связи между индустриальными и развивающимися странами); Восток — Запад (между социалистическими и индустри­альными странами Запада); Восток — Юг (между социалистически­ми и развивающимися странами); Восток — Восток (экономиче­ские связи между странами СЭВ). С началом перестройки в СССР и переходом к рынку составляющая Восток — Восток исчезла.

Возникла проблема определения места России и других стран СНГ в этой модели. В руководящих кругах России считают, что страна уже вступила в систему рыночной экономики. На Западе с этим не согласны и полагают, что Россия находится еще на стадии перехода к рынку. Определение статуса России — в данном случае не просто теоретическая абстракция. Это влечет за собой опреде­ленные практические последствия, а именно: к стране применяются меры дискриминационного характера, не дающие возможности ис­пользовать принцип наибольшего благоприятствования в полном объеме. Нередко и необоснованно используются антидемпинговые меры, практикуется использование различных квот и других огра­ничений к российскому экспорту.

Для послевоенного периода характерна интенсификация всех форм внешнеэкономических связей, в том числе международной торговли и экспорта капитала.

За 40 лет до Второй мировой войны объем международной тор­говли вырос немногим более чем в 2 раза, а за 50 лет после войны — более чем в 30 раз. В послевоенный период мировая торговля раз­вивалась достаточно неравномерно. Так, в 1954—1963 гг. среднего­довой прирост объемов международной торговли составил 7,1%, а общеэкономический рост — 5,2%, в 1964—1973 гг. соответственно 8.7 и 5,7%, в 1974-1990 гг. - 4,5 и 3,2%, в 1991-1996 гг. - 5,6 и 1,5%, в 1997 г. — 9,4 и 4,1%, а после некоторого снижения прирос­та в 1998—2000 гг. был зафиксирован последующий устойчивый рост до 7,5 и 4,1% в 2004 г. В то время как в период между миро­выми войнами (1913—1939), например, наблюдалась другая карти­на: рост производства составил 43%, а мирового экспорта — 19%. В этом нашли отражение углубление международного разделения тру­да и рост специализации между странами.

Еще больший динамизм показывает рост вывоза капитала. За период с 1914 г. до конца Второй мировой войны капиталовложе­ния за рубежом увеличились на 1/3. Потом они удваивались каждое десятилетие, затем каждые шесть-семь лет. За период с 1960 по 1985 г. рост составил 400%. В 1996 г. накопленные иностранные прямые капиталовложения достигли 2,7 трлн долл, в 1999 г. — 4.8 трлн долл., в 2000 г. — 6,3 трлн долл., в 2001 г. — 6,8 трлн долл. В 1999 г. объем прямых иностранных инвестиций достиг отметки 865 млрд долл., в 2000 г. он составил 1,5 трлн долл., в 2001 г. уменьшился до 735 млрд долл., а в 2003 г. опять уменьшился до 560 млрд долл. .

Движение капиталов служит сегодня приводным ремнем разви­тия мировой экономики. Через прямые инвестиции за рубежом транснациональные корпорации все больше влияют на будущее при­нимающих стран. Если в рамках международного торгового обмена в день пересекают границы товары на 5 млрд долл., то в рамках дви­жения капиталов каждый день перемещается до 200 млрд долл.

Резко активизировалась деятельность валютных рынков, обслу­живающих международную торговлю и миграцию капиталов. По сведениям Базельского банка международных расчетов, ежедневный оборот валютных рынков составляет около 1 трлн долл. — в 13 раз больше, чем совокупный ВНП стран — членов ОЭСР.

Другой особенностью современных международных экономиче­ских отношений стало углубление процесса интернационализации производства и продажи товаров. Около трети мирового производ­ства контролируется транснациональными компаниями, и их влия­ние на мировой рынок становится все сильнее. В 2003 г. по всему миру насчитывалось около 850 тыс. иностранных филиалов транс­национальных компаний, в то время как в начале 1960-х годов их было всего 3500. В настоящее время более трети мировых торговых потоков проходит внутри компаний, в то время как 1970-х годах этот показатель составлял одну пятую. Международные торгово-экономические связи на этой основе носят более устойчивый ха­рактер.

Появление международных монополий приводит к сужению сферы свободного рынка, при котором производимые товары выхо­дят на мировой рынок на контрактной основе. Сейчас товар произ­водится не просто на рынок, а на конкретного покупателя. Моно­полии обрабатывающих отраслей промышленности все больше опираются на массовые поставки сырья от определенных зарубеж­ных поставщиков на основе долгосрочных контрактов. Готовая продукция также часто изготовляется не впрок, а предназначена для адресного покупателя. В результате в международной торговле самым значительным из устойчивых изменений последних десяти­летий стало относительное падение роли обычной коммерческой торговли по сравнению с товарооборотом, обслуживающим устой­чивые производственные связи в рамках внутрифирменного обмена либо на основе долгосрочных кооперационных и подрядных отно­шений.

Важный результат деятельности ТНК — организация ими про­изводства за рубежом, основанного на зарубежном инвестировании, внутрифирменной специализации и кооперировании. До 3/4 меж­дународного производства осуществляется фирмами развитых капи­талистических стран. Объем такого производства в последние годы превысил масштабы мирового экспорта.

По различным оценкам, международные фирмы контролируют от 1/4 до 1/3 ВНП, до 2/3 экспорта и свыше 9/10 прямых зарубеж­ных инвестиций индустриальных государств. Зарубежное произ­водство крупнейших ТНК уже обогнало мировой экспорт. Почти 1/3 всей взаимной торговли промышленно развитых стран прихо­дится в настоящее время на внутрифирменные поставки несколь ких сот крупнейших корпораций. При этом по итогам за 2003 г. в числе 500 самых крупных — 2/3 составляют американские, 1-е и 2-е места принадлежат соответственно «Дженерал электрик» и «Эксон Мобил».

Наши рекомендации