Наличие возможности оплатить страховые полисы – достаточный уровень дохода. 4 страница

5. Как вы можете определить человеческий капитал?

Тема 2.Формирование человеческого капитала.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Какое определение ЧК, на ваш взгляд, наиболее точно характеризует данную экономическую категорию?

2. Как, на ваш взгляд, соотносятся понятия «человеческий капитал» и «человеческий потенциал»?

3. Охарактеризуйте особенности ЧК.

4. Определите источники инвестиций в ЧК.

5. Какие данные официальной статистики можно использовать при характеристике совокупного ЧК РФ?

Тема 3.Интеллектуальный капитал и нематериальные активы.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Перечислите элементы интеллектуального капитала.

2. Какие основные подходы к управлению человеческим капиталом в составе интеллектуального капитала вы знаете?

3. Как проводится оценка элементов интеллектуального капитала?

4. Охарактеризуйте основные составляющие потребительского капитала.

5. Опишите процесс движения интеллектуального капитала.

6. С чем связан риск при работе с интеллектуальным капиталом фирмы?

Тема 4.Роль знаний в развитии организации.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Как соотносятся понятия «создание» и «производство» знаний?

2. Охарактеризуйте различные классификации знаний.

3. Какова роль когнитивных знаний на современном этапе развития экономики?

4. Какие существуют способы оценки организационного знания?

Тема 5.Стратегии управления знаниями.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Почему сегодня появляется необходимость развития управления знаниями? Главная цель этого управления?

2. Приведите примеры формализованных и неформализованных знаний фирмы.

3. Основные характеристики стратегии кодификации?

4. Приведите примеры информационных технологий фирмы.

5. Основные характеристики стратегии персонализации?

6. Какие нетрадиционные формы обучения на уровне предприятия вы знаете?

Тема 6Принципы построения программ внутрифирменного обучения в западных и отечественных компаниях.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Почему многие компании заинтересованы в развитии обучающей среды?

2. Какие вы знаете принципы построения эффективной системы внутрифирменного обучения?

3. Какие элементы входят в систему внутрифирменного обучения Японии?

4. Какие формы, методы внутрифирменного обучения, чаще всего, находят применение в среде российского бизнеса?

5. С какими проблемами сталкиваются российские компании при проведении внутрифирменного обучения?

Тема 7 Интеллектуальная собственность.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Какой вид собственности охраняется патентным правом?

2. Кого можно определить в качестве основных субъектов рыночных отношений при коммерциализации ИС?

3. Какие меры могут быть использованы для урегулирования взаимоотношений различных участников коммерциализации ИС?

4. Каким образом, чаще всего, нарушаются права участников системы ИС?

5. По каким показателям осуществляется оценка роли ИС в российской экономике?

Тема 8 Управление инновациями.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. В чем заключается основная цель управления инновациями?

2. Приведите примеры инноваций различных категорий.

3. Приведите примеры внешних и внутренних барьеров на пути внедрения инноваций.

4. Охарактеризуйте разные фазы жизненного цикла инновации.

Тема 9 Роль образовательных учреждений в развитии экономики знаний.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. В чем заключаются основные требования, предъявляемые к образованию в условиях постиндустриальной экономики?

2. Охарактеризуйте основные направления экономической политики в отношении высшего образования.

3. В чем заключается отрицательное воздействие маркетизации на обучение?

4. Охарактеризуйте основные пункты Болонского процесса.

Тема 10 Статистика экономики знаний.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Какие критерии используются для оценки степени развития ИКТ?

2. Приведите примеры информационного потребления.

3. Каким образом различаются регионы России по показателям информационного потребления?

4. Как можно определить информационный сектор российской экономики?

5. Охарактеризуйте расходы на оплату труда работников социально-культурных отрас­лей.

3.3.Дисциплина «Технологии внутрифирменного обучения» (основное содержание и учебно-методические материалы)

Основное содержание дисциплины.

Тема 1. Концептуальные основы управления развитием персонала.

Факторы, определяющие развитие непрерывного обучения, цели обучения с позиции работника/работодателя. Роль обучения персонала в расширении конкурентоспособности компании. Правовая база построения системы внутрифирменного обучения. Ученический договор. Изменения системы социальных связей на уровне предприятия при внедрении программ обучения персонала.

Тема 2. Организация работы по обучению персонала.

Принципы построения эффективной системы обучения персонала. Место обучения в общей системе управления персоналом. Основные обязанности специалистов, занимающихся работой по обучению персонала. Направления работы по организации обучения персонала: постановка целей; определение потребностей; определение содержания, форм и методов; выбор или подготовка преподавателей; подготовительные мероприятия; проведение обучения; оценка эффективности.

Тема 3. Выявление потребности в обучении.

Методы выявления потребности в обучении: анализ результатов оценки кандидата при приеме на работу; анализ результатов деятельности сотрудников в период адаптации; анкетирование руководителей и сотрудников; интервьюирование; кейсы; «360 градусов», ассесмент – центр и т. д.

Тема 4. Принципы и методы внутрифирменного обучения.

Основные принципы построения эффективной системы обучения. Психологические основы эффективного обучения. Методы приобретения знаний. Методы внутрифирменного обучения: традиционные, методы активного обучения, методы обучения на рабочем месте.

Тема 5. Тренинги.

Стили обучения. Разработка программы тренинга в соответствии с целями бизнеса. Методы проведения тренинга. Ко-тренерство. Работа с неожиданными событиями. Оценка тренингов. Тренинг как бизнес.

Тема 6. Электронное обучение.

Способы электронного обучения. Виртуальные команды, обучающие порталы. Правила разработки материалов для электронного обучения. Пути повышения эффективности электронного обучения.

Тема 7. Программы и бюджет обучения.

Политика в области обучения. Программа обучения. Требования, предъявляемые к процессу обучения персонала Международной организацией стандартизации ISO. План обучения сотрудников. Бюджет обучения. Прямые, сопутствующие, косвенные затраты учебного мероприятия. Варианты экономии.

Тема 8. Оценка персонала по итогам обучения.

Принципы оценки персонала. Оценка подразделения обучения и развития персонала. Оценка программ обучения. Использования результатов проведенной оценки при развитии внутрифирменного обучения.

Тема 9. Методы оценки окупаемости программ внутрифирменного обучения.

Показатели, применяемые для оценки человеческого капитала на уровне предприятия. Коэффициент окупаемости инвестиций в ЧК. Рыночная стоимость человеческого капитала. Показатели «возврат от инвестиций» и «возврат от ожиданий».

Тема 10. Аутсорсинг и бенчмаркинг в рамках управления развитием человеческих ресурсов компании.

Направления аутсорсинга. Аутсорсинг человеческих ресурсов. Направления использования бенчмаркинга. Этапы бенчмаркинга. Международный, внешний, внутренний бенчмаркинг.

Тема 11. Программы внутрифирменного обучения, применяемые в западных и отечественных компаниях.

Системы внутрифирменного обучения, применяемые на предприятиях Японии, США, Великобритании, Германии, Франции. Этапы развития внутрифирменного обучения на российских предприятиях. Опыт советского периода. Корпоративные университеты.

Примерные темы докладов, рефератов и эссе

Участие предприятий в формировании человеческого капитала

Способы получения новых знаний

Построение системы непрерывного образования

Преимущества электронного обучения

Сообщества практиков в структуре управления современного предприятия

Управление знаниями в стратегических альянсах

Сторителлинг как способ передачи знаний

Основные принципы осуществления инвестиций в персонал фирмы.

Развитие внутрифирменного обучения в направлении расширения социальной ответственности российского бизнеса.

Тренинги – плюсы и минусы проведения.

Факторы, сдерживающие развитие внутрифирменного обучения.

Соблюдение принципов андрагогики при построении программ внутрифирменного обучения.

Изменение системы социального взаимодействия работников и работодателей в рамках обучающейся организации.

Технологии внутрифирменного обучения в традициях японского менеджмента.

Государственное стимулирование внутрифирменного обучения.

Западный опыт построения систем внутрифирменного обучения.

Примерные тестовые задания

1. К основным обязанностям специалистов, занимающихся работой по обучению персонала, не относится:

1) определение наиболее подходящих форм обучения;

2) утверждение целей обучения персонала;

3) выбор организации, которая будет предоставлять образовательные услуги;

4) оценка эффективности обучения.

2. К задачам, решаемым специалистами, отвечающим за организацию и проведение обучения, относятся:

1) исследовательские;

2) методические;

3) организационные;

4) все перечисленные выше.

3. При определении потребности в дорогостоящем обучении топ-менеджеров фирма может позволить себе такой метод выявления потребностей, как

1) анктерирование;

2) ассемент;

3) кейс;

4) анализ специальной внешней информации.

4. К традиционным методам обучения можно отнести:

1) лекции;

2) семинары;

3) тренинги;

4) учебные видеофильмы.

5. Суть данного обучения состоит в высокой степени структурированности предъявляемого материала и пошаговой оценки степени его усвоения - …

1) тренинг;

2) семинар;

3) программированное обучение;

4) деловая игра.

6. Метод обучения на основе имитации ситуаций, часто встречающийся в практике работы руководителей:

1) case –study;

2) групповое обсуждение;

3) деловая игра;

4) баскет- метод.

7. Обучение руководителей обычно происходит на ранних ступенях карьеры руководителя или иногда предшествует руководящей карьере в следующей модели обучения:

1) европейская;

2) американская;

3) прогрессивная;

4) регрессивная.

8. К критериям, используемым при оценке эффективности обучения, не относится:

1) мнение обучающихся;

2) поведенческое изменение;

3) мнение клиентов;

4) рабочие результаты.

9. К группе подходов, необходимых для полного использования результатов обучения в профессиональной деятельности, не относится следующий:

1) повышение затрат на обучение;

2) структурная реорганизация работы;

3) содержательное насыщение работы;

4) сбор информации об опыте других организаций.

10. В качестве основного ориентира при построении корпоративного обучения может быть использован стандарт ISO

1) 2200

2) 10015

3) 3103

4) 14000

11. Одним из самых распространенных на сегодняшний день методов оценки эффективности обучения по финансовым показателям является

1) BV

2) HCMV

3) EBIT

4) ROI

12. Передача традиционных неключевых функций организации внешним исполнителям - …

1) бенчмаркинг;

2) аутсорсинг;

3) лизинг;

4) тренинг.

13.Показатель HCROI -

1) коэффициент добавленной стоимости ЧК;

2) коэффициент привлекательности;

3) коэффициент окупаемости инвестиций в ЧК

4) коэффициент дисконта.

14. Обучение направленное на конкретного ученика и уде­ляющее особое внимание взаимодействию пользователя с обучающими технологиями локальной сети или сети Интернет-

1) программированное обучение;

2) виртуальное обучение;

3) инновационное обучение;

4) электронное обучение.

15. К сопутствующим затратам на обучение можно отнести:

1) затраты на разработку учебных материалов;

2) стоимость расходных материалов;

3) выплаты тренеру;

4) расходы на питание обучаемых.

Список литературы по темам дисциплины.

1. Аверин А. Н. Профессиональная подготовка кадров. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008.

2. Багаутдинова Н. Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. –М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2003.

3. Воротынцева Т., Неделин Е. Строим систему обучения персонала. Практическое руководство для специалистов по обучению. СПб.: Речь, 2008.

4. Джой-Меттьюз Д., Меггинсон Д., Сюрте М. Развитие человеческих ресурсов. М.: Эксмо, 2006.

5. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. СПб.: Наука, 1999 .

6. Дресвянников В. А. Построение системы управления знаниями на предприятии. –М.: КНОРУС, 2006.

7. Друкер, Питер Ф. Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика. М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007.

8. Друкер, Питер, Ф. Эпоха разрывав: ориентиры для нашего меняющегося общества. М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007.

9. Интеллектуальный капитал/Уч. Пособие под ред. Гапоненко А. Л, Орловой Т. М. –М.: ИД «Социальные отношения», 2003.

10. Как превратить знания в стоимость./Составители: Эрик Лессер, Лоренс Прусак. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

11. Магура М. И., Курбатова М. Б. Организация обучения персонала компании. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.

12. Милнер Б. З. Управление знаниями. Эволюция и революция в организации. – М.: ИНФРА-М, 2003.

13. Молнар Я. Ф. Управление бизнес-образованием по заказам предприятий –Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2003.

14. Роденкова Т. Н., Слепов В. А. Эффективность финансирования образовательных новаций и ее экспертная оценка в высшей школе. –М.: ИНФРА-М, 2009.

15. Социальный портрет бизнеса. Путеводитель по социальным программам российского бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

16. Супрун В. А. Интеллектуальный капитал: главный фактор конкурентоспособности экономики в 21 веке -М.: КомКнига, 2006.

17. Торн. К., Маккей Д. тренинг. Настольная книга тренера. – СПб., Питер, 2008.

18. Фитц-енц, Як. Рентабельность инвестиций в персонал. М.: Вершина, 2009.

19. Шаш Н. Н. Action Learning . Уникальный подход к развитию людей и организаций. – М.: ГроссМедиа, 2004.

Примерные темы для учебных дебатов:

Внутрифирменное обучение только за счет собственных ресурсов компании.

Сегодня предприятиям нет необходимости в проведении инвестиций в обучение сотрудников.

Самообразование – альтернатива внутрифирменному обучению.

Будущее за электронным обучением.

Государство не должно вмешиваться в систему внутрифирменного обучения.

Коучинг - перспективная форма обучения сотрудников.

Эффективность программ обучения оценивается только персонально.

Внутрифирменное обучение развивает социальную ответственность бизнеса.

Российские компании должны перенять западный опыт в развитие систем внутрифирменного обучения.

Будущее за корпоративными университетами.

Методические материалы

Тема 1.Концептуальные основы управления развитием персонала.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Перечислите факторы, определяющие необходимость развития непрерывного образования, с участием предприятий.

2. Как развитие внутрифирменного обучение отражается на ценности человеческих ресурсов организации?

3. Определите направления повышения эффективности организационных изменений при постоянно действующей системе обучения сотрудников.

4. Перечислите основные элементы ученического договора.

5. Какие выплаты положены работнику за время ученичества?

6. Какую материальную ответственность работника перед работодателем подразумевает ученический договор?

7. С какими проблемами, на ваш взгляд, могут столкнуться участники при вступлении в действие ученического договора?

Тема 2.Организация работы по обучению персонала.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Раскройте основные принципы построения эффективной системы обучения.

2. Каким образом связаны следующие элементы системы управления персоналом: обучение и оплата труда; обучение и оценка рабочих результатов; обучение и отбор персонала?

3. Что можно отнести к основным обязанностям специалистов, занимающихся работой по обучению персонала?

4. Какими могут быть основные цели обучения персонала?

5. Определите адекватные условия для проведения программ обучения.

Тема 3.: Выявление потребности в обучении.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Как анализ результатов деятельности новых сотрудников в период испытательного срока введения в должность используется при выявлении потребностей в обучении?

2. В чем основные отличия ассесмент метода от интервьюирования?

3. В чем преимущества использования такого метода, как «360 градусов»?

4. Какие методы выявления потребности в обучении удобно использовать в текущий период?

5. Какие проблемы возникают при построение системы обучения без учета индивидуальных потребностей в обучении?

Тема 4. Принципы и методы внутрифирменного обучения.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Какие специфические аспекты взрослой аудитории должен учитывать специалист по внутрифирменному обучению?

2. Какие особенности обучения будут характерны для профессий типа: человек-знак и человек – техника?

3. Какие проблемы могут возникать при получении знаний из внешних источников?

4. Какие методы обучения можно отнести к группе традиционных?

5. Почему сегодня наибольшую популярность получили активные метолы обучения?

Тема 5. Тренинги.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Почему, на ваш взгляд, сегодня тренинги столь популярны?

2. Как можно представить структуру рынка тренинговых улуг?

3. Охарактеризуйте тренинги делового общения.

4. Какими преимуществами обладает тренинговая компания, по сравнению со штатным тренером?

5. Приведите примеры личностного воздействия тренера на обучающихся.

Тема 6. Электронное обучение.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Какие существуют способы электронного обучения?

2. Охарактеризуйте основные правила успешной работы виртуальной команды.

3. Что необходимо учитывать при разработке программ электронного обучения?

4. Перечислите преимущества электронного обучения.

5. Какие недостатки присущи электронному обучению?

Тема 7.: Программы и бюджет обучения.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Что относится к сопутствующим затратам обучения?

2. Как можно сократить прямые затраты обучения?

3. Какие программы обучения реализуются в совместной работе вуза и предприятия?

4. Что такое программа обучения? Какую информацию она должна содержать?

5. Охарактеризуйте стандарт ISO 10015.

Тема 8.: Оценка персонала по итогам обучения.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Какие методы оценки персонала активно используются в российских компаниях?

2. Перечислите основные принципы построения системы оценки персонала предприятия.

3. Какие критерии, используемые при оценке эффективности обучения, опираются, непосредственно, на оценку персонала?

4. Какие способы оценки полноты усвоения учебного материала наиболее эффективны?

5. Охарактеризуйте модель Киркпатрика.

Тема 9.: Методы оценки окупаемости программ внутрифирменного обучения.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Что можно отнести к прямым инвестициям в развитие персонала?

2. Какие особенности инвестиций в интеллектуальный потенциал сотрудников необходимо учитывать?

3. Что может служить причиной низкой эффективности программ обучения?

4. По каким критериям можно судить об эффективности, высокой окупаемости программ внутрифирменного обучения?

5. В чем особенность расчета показателя ROI для оценки программ обучения?

Тема 10. Аутсорсинг и бенчмаркинг в рамках управления развитием человеческих ресурсов компании.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Какие виды бизнес-аутсорсинга определяют специалисты?

2. В каких ситуациях компании может быть выгоден аутсорсинг?

3. Охарактеризуйте различные виды аутстаффинга.

4. Какими преимуществами обладает бенчмаркинг?

5. Какие перспективы есть у аутсорсинга и бенчмаркинга ?

Тема 11. Программы внутрифирменного обучения, применяемые в западных и отечественных компаниях.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. В чем особенность программ внутрифирменного обучения японских компаний?

2. Какое государственное стимулирование получают западные компании, развивающие внутрифирменное обучение?

3. Какие российские компании выступают лидерами в процессе внутрифирменного обучения персонала?

4. Чем интересен опыт компании «Норильский никель»?

3.4.Дисциплина «Статистика образования»( основное содержание и учебно-методические материалы)

Основное содержание дисциплины

Тема 1: «Предмет и организация статистики»

Условия возникновения статистики и ее основные направления: теория статистики, демографическая, социальная и экономическая статистика. Организация статистики на уровне международных организаций и в России, основные статистические публикации. Предмет и объект изучения. Понятия в статистике: закономерность и тенденции, общая и частные совокупности, единица совокупности, вариация, признаки и их классификации.

Тема 2: «Методология статистического исследования»

Стадии статистического исследования. Научно-теоретические и методологические проблемы организации статистического наблюдения, содержание основных классификаций в статистике, системы статистических показателей. Интернет ресурсы: государственная и ведомственная статистика, административная и корпоративная статистика, статистика общественного мнения. Элементарные методы изложения статистической информации: статистические таблицы и графики. Правила их построения и оформления с использованием MS EXCEL.

Тема 3: «Описательная статистика»

Средние и показатели вариации, условия и методика построения. Виды и формы средних, условия применения. Система показателей вариации. Специфика показателей вариации по описательным, порядковым и непрерывным переменным. Диагностика и преобразование данных с использованием показателей описательной статистики.

Осваиваются навыки работы с прикладными пакетами компьютерных программ по их построению и сравнительному анализу.

Тема 4: Понятие, свойства вероятности, критерии проверки статистических гипотез

Понятие и свойства вероятности. Пересечение и объединение событий. Условная вероятность. Формулировка нулевой и альтернативной гипотез. Критерии поверки статистических гипотез (t-Стьюдента и F-Фишера).

Тема 5: «Методы измерения корреляционных связей»

Виды взаимосвязей в статистике. Шкалы измерения и основные методы статистического измерения связей.

Понятие и разделы анкеты. Построение таблиц сопряженности и показатели связи на ее основе. Ранговая корреляция и методика построения рейтингов. Условия, задачи и порядок проведения дисперсионного анализа (аналитической группировки). Правило сложения дисперсий. Понятия факторной и остаточной дисперсии, их аналитические свойства. Система показателей для измерения связи по результатам дисперсионного анализа.

Условия, задачи и порядок проведения корреляционно-регрессионного анализа. Построение и интерпретация параметров линейного и степенного уравнений регрессии. Статистические критерии отбора наилучшей модели регрессии. Анализ адекватности модели и направления по ее улучшению. Направления практического использования результатов регрессионного анализа.

Сопоставление результатов различных методов измерения связи и их анализ.

Тема 6: «Выборочное наблюдение»

Понятие и задачи выборочного наблюдения. Принципы формирования выборочного наблюдения. Виды и способы отбора единиц в выборку. Ошибки выборки. Порядок расчета средней и предельной ошибок выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность. Определение необходимого объема выборки и затрат на ее проведение.

Тема 7: «Основы динамического анализа»

Структура, ее свойства. Методы измерения дифференциации и неравномерности структуры. Индивидуальные и обобщающие показатели изменения структуры.

Методика индексного анализа. Социально-экономическая нормаль: методика построения и анализа, направления ее использования.

Понятие и виды рядов динамики. Система индивидуальных и обобщающих показателей динамики. Принципы моделирования рядов динамики. Трендовые и факторные модели на основе рядов динамики, прогнозирование на их основе.

Тема 8: «Основы статистики населения»

Цель и задачи статистики населения. Показатели численности и состава населения. Модели воспроизводства. Система показателей движения населения для условного поколения. Система демографических показателей для реального поколения.

Статистика рождаемости и динамика числа рождений. Пофакторный анализ динамики числа рождений. Показатели интенсивности и вероятности. Суммарный коэффициент рождаемости. Показатели рождаемости для реального поколения.

Статистический анализ смертности. Классификация болезней ВОЗ Х пересмотра. Методы стандартизации. Таблицы смертности и порядок расчета показателя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении.

Статистика миграции. Виды и факторы миграции. Система показателей миграции.

Направления изучения последствий демографических процессов.

Методы моделирования демографических процессов. Сценарный и вероятностный подходы к моделированию демографических процессов. Метод возрастных передвижек. Прогнозы численности и состава населения.

Тема 9: «Статистика уровня жизни и социальных рисков»

Понятие уровня, образа и качества жизни и система показателей. Источники данных о доходах населения. Баланс денежных доходов и расходов населения и показатели на его основе. Выборка бюджетов домашних хозяйств, показатели доходов и расходов на ее основе. Статистические методы изучения дифференциации доходов населения и домашних хозяйств. Статистика потребления. Фонд личного потребления населения и показатели среднедушевого потребления и потребления в расчете на потребительскую единицу. Методы сопоставления показателей потребления. Модели потребления.

Прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет: понятие и методы формирования. Подходы к изучению бедности. Система показателей, характеризующая бедность. Социальные программы по сокращению бедности.

Понятие социального риска, подходы к его измерению Классификация социальных рисков. Подходы к моделированию и прогнозированию социальных рисков. Система социальной безопасности. Социальный мониторинг: порядок и методика построения.

Тема 10: «Экономическая система показателей организации»

Понятие и виды предприятий. Государственный статистический регистр. Ресурсная и затратная концепции формирования системы экономических показателей. Показатели численности и состава персонала, оборота работников. Баланс рабочего времени. Фонд оплаты труда. Методика индексного анализа фонда оплаты труда и средней заработной платы. Состав расходов на рабочую силу.

Понятие, виды стоимостных оценок и классификации основных и оборотных фондов. Баланс основных фондов и показатели на его основе. Показатели оборачиваемости.

Статистика результатов хозяйственной деятельности предприятия. Показатели реализованной и отгруженной продукции и услуг. Классификации затрат по калькуляционным статьям и экономическим элементам. Общий и частные показатели затратоемкости, анализ их динамики.

Наши рекомендации