Организация и проведение практических (семинарских) занятий

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

Факультет «Право, сервис и туризм»

Кафедра «Гражданское право»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По подготовке к практическим (семинарским) занятиям

Для студентов заочной формы обучения

по дисциплине «Гражданское право» (3 семестр)

Ростов-на-Дону

Г.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Реализуя требования Федерального государственного образовательного стандарта в области преподаваемой дисциплины, преподаватель планирует, осуществляет подготовку, организует и проводит семинарские и практические занятия в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины.

Основная задача занятий — научить студентов пони­мать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям.

Практические (семинарские) занятия проводятся с целью закрепления знаний, полученных студентами на лекциях и (или) в ходе самостоятельной работы с нормативными правовыми актами, специальной и (или) дополнительной литературой, выяснения сложных и дискуссионных вопросов и коллизий конституционно-правовой теории и практики. По отдельным темам практических занятий предусмотрено написание рефератов, подготовка докладов и выполнение тестов.

В рамках реализации компетентного подхода в процессе обучения дисциплины «Гражданское право» предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Помимо традиционных форм усвоения накопленных ранее знаний при изучении дисциплины используются активные методы обучения, которые позволяют активизировать мышление студентов, вовлечь их в учебный процесс; стимулируют самостоятельное, творческое отношение студентов к предмету; повышают степень мотивации и эмоциональности; обеспечивают постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей с помощью прямых и обратных связей. В частности, используются такие формы, как традиционный семинар, групповая дискуссия, деловая (ролевая) игра, анализ конкретной ситуации, решение задач, мастер-классы и пр.

В процессе изучения дисциплины «Гражданское право» предусматривается взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов, направленной на изучение теоретических положений, анализ изменяющегося и дополняющегося гражданского законодательства, регулирующего сложный комплекс гражданско-правовых отношений.

Главное внимание при проведении практических занятий дол­жно уделяться выработке у студентов навыков применения законода­тельства, регулирующего данный вид отношений, а также постанов­лений Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и других органов.

Теоретические вопросы рассматриваются самостоятельно, но могут быть рассмотрены в связи с ре­шением конкретных проблем правового регулирования профессиональной деятельности.

Подготовка студентами ответов на вопросы обязательно должна быть подтверждена в письменной форме в специальной тетради для занятий по дисциплине «Гражданское право», о чем студенты предупреждаются на первом за­нятии. Тетради проверяются преподавателем. Необходимо требовать, чтобы студент полно и грамотно указывал в тетрадях и при ответах все необходимые данные о каждом нормативном акте и конкретной норме, при­мененной при подготовке ответа (наименование нормативного акта, номер статьи, части, пункта и т. д., содержание нормы, источник опуб­ликования). Студент обязан на занятии располагать копиями и выписками из соответствующего нормативного акта.

При ответе на семинарских занятиях студент должен рассказать содержание ответа своими словами, а не читать текст учебника, статью, нормативный акт. Пре­подаватель оценивает, насколько удачно и грамотно студент «доложил проблему».

Студенты, пропустившие занятия (независимо от причин), не имеющие письменной формы подготовки, обязаны не позже чем в 2-недельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии.

Работа каждого студента на практических занятиях отмечается преподавателем и обязательно учитывается при про­ведении зачета (экзамена).

При планировании содержания и состава практических занятий преподаватель исходит из того, что ведущей целью практических занятий является формирование практических умений и навыков. В дидактической структуре практического занятия выделяют следующие обязательные компоненты:

1) постановка целей и образовательных задач, которые должны быть достигнуты в процессе практического занятия;

2) проверка теоретической готовности студентов к выполнению задания;

3) инструктаж перед началом выполнения студентами практической работы;

4) самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – основной структурный элемент практического занятия; на данном этапе занятия студенты выполняют практические работы, осваивают новые или совершенствуют приобретенные умения;

5) анализ и оценка преподавателем выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

Выполнение студентами практических занятий направлено на:

· обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам учебных дисциплин;

· формирование умений, в том числе тех, которые характеризуются высокой мерой освоения;

· формирование компетенций познавательной деятельности (критическое мышление; исследование внешней среды для выявления ее возможностей и ресурсов; разрешение проблемных ситуаций, умение структурировать и преобразовывать информацию; способность к приращению накопленных знаний);

· выработку при решении поставленных задач профессионально значимых качеств (способность обучаться самостоятельно; готовность решать сложные вопросы, проявлять творческую инициативу и пр.);

· приближение учебного процесса к реальным условиям работы того или иного специалиста.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Раздел 1. Общая часть

Тема 1.3. Граждане как субъекты гражданского права (2 часа)

1. Понятие и содержание правоспособности граждан.

2. Дееспособность граждан, ее содержание.

3. Основания и порядок признания гражданина недееспособным. Правовые последствия.

4. Порядок, основания и последствия ограничения дееспособности граждан.

5. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим.

6. Акты гражданского состояния.

7. Право граждан заниматься предпринимательской деятельностью. Несостоятельность (банкротство) гражданина.

Литература:6.1.2, 6.1.4., 6.1.5., 6.2.1, 6.2.2., 6.2.30, 6.2.36, 6.2.46, 6.3.1, 6.3.4., 6.3.8., 6.3.9, 6.3.13, 6.3.15, 6.3.19, 6.3.37, 6.3.42, 6.4.1., 6.4.2, 6.4.3, 6.4.8, 6.4.10, 6.8.1., 6.8.2, 6.8.3, 6.8.5, 6.8.7, 6.8.8, 6.8.11

Тема 1.4. Юридические лица (2 часа)

1. Понятие и признаки юридического лица.

2. Право- и дееспособность юридического лица.

3. Гражданско-правовой статус филиалов и представительств юридического лица.

4. Классификации юридических лиц.

5. Порядок создания и прекращение деятельности юридических лиц.

6. Несостоятельность (банкроство) юридических лиц.

7. Правовое положение коммерческих организаций, их организационно-правовые формы.

8. Хозяйственные товарищества и хозяйственные общества, их виды

9. Производственные кооперативы. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

10. Правовое положение некоммерческих организаций.

11. Публичные образования как субъекты гражданских правоотношений.

Литература:6.1.2, 6.1.4., 6.1.5., 6.2.1, 6.2.7., 6.2.30, 6.2.32, 6.2.41, 6.3.1, 6.3.4., 6.3.17, 6.3.18, 6.3.20, 6.3.25, 6.3.26, 6.3.29, 6.3.32, 6.3.34, 6.3.35, 6.3.36, 6.4.1., 6.4.4, 6.4.5, 6.4.6, 6.4.10, 6.8.1., 6.8.2, 6.8.3, 6.8.5, 6.8.7, 6.8.8, 6.8.14

Тема 1.6. Основания возникновения, изменения, прекращения гражданских правоотношений. Сделки (2 часа)

1. Юридические факты и фактический состав. Классификация юридических фактов.

2. Юридические акты и их виды.

3. Действия граждан и юридических лиц как основание возникновение гражданских прав и обязанностей.

4. Сделки, их значение и виды.

5. Условия действительности сделок.

6. Недействительность сделки, критерии разграничения недействительных сделок на оспоримые и ничтожные.

7. Общие и специальные последствия при недействительности сделок.

Литература:6.1.1, 6.1.2, 6.1.4., 6.2.1, 6.2.7, 6.2.8, 6.2.9, 6.2.24, 6.2.25, 6.2.45, 6.3.4., 6.3.8, 6.3.9, 6.3.12, 6.3.13, 6.3.14, 6.3.33, 6.4.1., 6.4.2, 6.4.3, 6.4.8, 6.4.9, 6.8.1., 6.8.2, 6.8.3, 6.8.5, 6.8.7, 6.8.8, 6.8.14, 6.8.15

Наши рекомендации