Москва, 01 сентября 2016 года

Правительство г. Москвы в лице Мэра С.С.Собянина, Правительство Московской области в лице Губернатора А.Ю.Воробьева, Федеральное общественное движение многодетных семей России «Движение Будущее» в лице Председателя Г.А. Болбата, именуемые в дальнейшем Сторонами,

руководствуясь решением развивать сотрудничество в области демографического и экономического развития Москвы и Московской области на основе построения и развития в регионах народного (коллективного) сектора экономики - экономики солидарности на базе законодательства о кооперации, экономических и организационных механизмах кооперации, создании народных предприятий в стройиндустрии, сырьевой и перерабатывающей промышленности,

признавая, что Российская Федерация сегодня находится в самом сложном демографическом периоде в своей истории, когда предстоящее обвальное падение рождаемости детей из-за резкого снижения количества матерей репродуктивного возраста в ближайшие годы накладывается на развивающийся длительный экономический и социальный кризис (десятилетняя когорта будущих матерей в возрасте от 10 до 19 лет составляет 6 млн. 807 тыс. человек, она почти в два раза меньше, на 5 млн. 484 тыс., на 44,6%, десятилетней когорты сегодняшних матерей в самом репродуктивном возрасте от 25 до 34 лет, их у нас 12 млн. 289 тыс. человек, а следующая десятилетняя когорта девочек в возрасте от 0 до 9 лет также является очень малочисленной - 3 млн. 879 тыс., будущих матерей меньше на 31,6%),

признавая, что самое бедственное положение с демографией в Российской Федерации после Санкт-Петербурга - в Москве ( десятилетняя когорта будущих матерей в возрасте от 10 до 19 лет составляет всего 464 тыс. человек, она на 59,1% меньше, на 669 тыс. человек, десятилетней когорты сегодняшних матерей в самом репродуктивном возрасте от 25 до 34 лет, их у нас 1 млн. 134 тыс. человек, а следующая десятилетняя когорта девочек в возрасте от 0 до 9 лет также является очень малочисленной - 556 тыс. будущих матерей, меньше на 49,3%),

признавая, что положение с демографией в Московской области также одно из самых наихудших в Российской Федерации после Санкт-Петербурга, Москвы и Ленинградской области ( десятилетняя когорта будущих матерей в возрасте от 10 до 19 лет составляет всего 298 тыс. человек, она на 51,4% меньше, на 352 тыс. человек, десятилетней когорты сегодняшних матерей в самом репродуктивном возрасте от 25 до 34 лет, их у нас 650 тыс. человек, а следующая десятилетняя когорта девочек в возрасте от 0 до 9 лет также является очень малочисленной - 377 тыс. будущих матерей, меньше на 41,9%),

учитывая, что фактическое положение с демографией в Москве еще более худшее, чем это демонстрируется сегодня статистикой, и хуже чем в Санкт-Петербурге, т.к. величина суммарного коэффициента рождаемости в Москве (1,341) значительно завышена по данным АНО «Совет по вопросам управления и развития», финансируемого Правительством Москвы, из-за учета родившихся детей у иногородних, имеющие временную регистрацию в Москве (доля родившихся у иногородних в общем числе родившихся в Москве неуклонно растет - в 1992 году, когда эта категория была выделена впервые, она составляла только 3,5%, в 2000 году - 9,3%, в 2009 году - 17,2%, в 2014 году - 24,8%),

учитывая, что положение с демографией в Москве еще более усугубляется, по данным АНО «Совет по вопросам управления и развития», все большим распространением отказов от рождения даже одного ребенка (если среди женщин 1926-1967 г.г. рождения, не имеющих рожденных детей, по данным переписи населения 2010 года, не

превышала 10%, то уже среди москвичек, родившихся в середине 70-х годов, доля не имеющих детей, вероятно, превысит 15%, а среди тех, кто родился в середине 80-х годов, величина этого показателя может вплотную приблизиться к 20%),

признавая, что демографическая ситуация в Московской области также фактически является более худшей из-за большого количества родившихся детей у иногородних, имеющие временную регистрацию в Московской области, из-за все большего распространения отказов от рождения даже одного ребенка, а также признавая, что Москва и Московская область, как крупнейшая агломерация России ( население 19,7 млн. человек), вносят наибольший негативный «вклад» в демографию России,

признавая, что незначительное превышение рождаемости над смертностью в Российской Федерации и г. Москве за последние годы на меняют общую тревожную картину,

признавая, что предстоящее двадцатилетнее катастрофическое падение рождаемости будет происходить на фоне значительного роста смертности наиболее многочисленного послевоенного поколения жителей Москвы и Московской области и дальнейшего замещения коренного населения столичной агломерации зачастую нежелательными категориями мигрантов,

признавая, что Концепция демографического развития Российской Федерации до 2025 года является не эффективной и требуется разработка новой Концепции демографического развития Российской Федерации до 2030 года,

соглашаясь, что Правительство г. Москвы до настоящего времени не обеспечивало реализацию ФЗ-138 от 14.06.2011 г. о выделении бесплатной земли для многодетных из-за отсутствия необходимого количества свободных земель в г. Москве для сегодняшних 93 тысяч многодетных семей г. Москвы, желающих получить землю для строительства дома, а также не располагает землями для значительно большего количества завтрашних многодетных семей г. Москвы,

соглашаясь, что пять лет Правительство Московской области обеспечило бесплатными земельными участками 58,6% многодетных семей Московской области из 25,8 тыс. семей, но будущие поселения многодетных семей обеспечены электроэнергией на 15,5%, водой на 1,9%, канализацией на 1,8%, газом на 4,2%, подъездными дорогами на 10,9%,

соглашаясь, что дальнейшее промедление с реализацией ФЗ-138 от 14.06.2011 года о выделении бесплатной земли для многодетных семей г. Москвы и Московской области, а также реализация майских указов 2012 года об обеспечении поселений для многодетных семей социальной и инженерной инфраструктурой является более недопустимым,

учитывая, что 7,4% многодетных семей, поверив государству в его политике сбережения нации, обеспечили в последние годы рождение 25% детей в Российской Федерации и учитывая то, что 80% многодетных семей в Российской Федерации живут у черты бедности и за чертой бедности,

признавая, что государству невозможно будет добиться каких-либо успехов в предотвращении надвигающейся демографической катастрофы, если немедленно не начать улучшать экономическое положение многодетных семей России,

учитывая стремление подавляющего большинства многодетных семей России иметь свой дом на природе и желание 28% многодетных семей работать в сфере современного сельского хозяйства, а также желание еще 31% многодетных семей заниматься предпринимательской деятельностью в других сферах экономической деятельности,

учитывая, что продолжение дальнейшей мегаполисной урбанизации в России и проживание подавляющего количества российских семей в многоквартирных жилых массивах с малогабаритными квартирами являются главными причинами снижения рождаемости в стране,

признавая, что самый эффективный путь экономического развития многодетный семей должен заключаться не в прямом материальном стимулировании многодетности, в создании условий для качественной жизни на земле, на развитии в среде многодетных семей любви к своей земле, трудолюбия и предпринимательства, признавая, что государство должно дать многодетным семьям «не рыбу, а удочку»

признавая, что главная функция российского сельского хозяйства – демографическая, а неиспользуемые сегодня 40 млн. га сельскохозяйственных земель - огромный ресурс для роста благосостояния многодетных семей, а многодетные семьи - основной кадровый ресурс для возрождения российского села и двухкратного роста объемов производства сельскохозяйственной продукции в стране к 2025 году,

признавая, что самый эффективный путь развития сельского хозяйства России и насыщения продовольственных рынков дешевыми, качественными и разнообразными продуктами питания, а также путь развитие экспортного потенциала российского сельского хозяйства заключается в создании замкнутых высокотехнологичных территориальных кооперативных систем сельской и городской кооперации, производящих и потребляющих произведенную продукцию и позволяющих перераспределять добавочную стоимость от кооперативной торговли к производителю, внесшему наибольший вклад в единицу продукции,

признавая, что самый быстрый и эффективный в сегодняшних экономических условиях механизм снижения бедности семей с детьми, особенно многодетных, а также ветеранов, инвалидов и пенсионеров возможен через снижение затрат на продукты питания путем объединения социально незащищенных групп населения в новую городскую потребительскую кооперацию «Большая Семья», оптовые закупки продуктов питания от производителей и их реализацию с минимальными наценками через кооперативные магазины шаговой доступности,

соглашаясь с тем, что переселив многодетные семьи в свой дом на природе, обеспечив их занятость и создав уверенность в будущем и в нашем государстве, мы тем самым отблагодарим многодетные семьи за уже рожденных детей и создадим им условия для рождения новых детей, а в результате синергии от нового, благодарного и справедливого отношению государства и общества к многодетным семьям мы начнем формировать в стране «беби-бум» - стремление к образованию в России семей с более раннего возраста и рождению в российских семьях первого и второго ребенка,

в целях дальнейшего совершенствования и расширения сотрудничества и обмена информацией на основе принципов равенства, взаимопонимания и эффективности,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Стороны, на основании законодательства о государственно-частном партнерстве и законодательства о кооперации, совместно действуют по дальнейшей разработке, продвижению и реализации Московской региональной программы ландшафтно-усадебной урбанизации на 2016-2025 г.г., как части Федеральной программы ландшафтно-усадебной урбанизации России на 2016-2025 г.г. (ЛУУР-2025), построенной на необходимости значительного улучшения экономического положения многодетных семей, решения их жилищной проблем, доступного, качественного и разнообразного питания, обеспечения занятости многодетных семей и получения ими достаточных и достойных доходов. Стороны направляют свои действия на первом этапе программы ЛУУР-2025 на создание в г. Москве и Московской области новой городской потребительской кооперации «Большая Семья» и возрождение кооперативного формата торговли, на эффективную реализацию ФЗ-138 от 14.07.2011 г. о выделении бесплатной земли для многодетных семей, майских указов 2012 года Президента РФ об обеспечении поселений для многодетных семей социальной и инженерной инфраструктурой.

Статья 2

Стороны совместно действуют по созданию проекта Концепции демографического развития московской агломерации в период до 2030 года, обеспечивают её рассмотрение в законодательных органах Москвы и Московской области. Стороны вносят в Правительство Российской Федерации предложение о применении на территории Москвы и Московской области

Статья 3

Стороны создают совместную рабочую группу по оценке эффективности, дальнейшей разработке, продвижению и реализации Московской региональной программы ландшафтно-усадебной урбанизации на 2016-2025 г.г., как части Федеральной программы ландшафтно-усадебной урбанизации России на 2016-2025 г.г. (ЛУУР-2025), привлекают специалистов из среды многодетных семей г. Москвы и Московской области, независимых экспертов. Стороны взаимодействуют c органами федеральной и региональной исполнительной власти Российской Федерации, с политическими партиями, общественными организациями, физическими и юридическими лицами, разрабатывают и продвигают необходимые законодательные акты и сосредоточивают свои усилия на создании условий, способствующих развитию долгосрочного сотрудничества по демографическому и экономическому развитию московской агломерации.

Статья 4

Стороны для управления совместными проектами создают совместную структуру АНО «Агентство по демографическому развитию и семейному предпринимательству», формируют организационный бюджет, связанный с совместной деятельностью, и предпринимают усилия по его наполнению и использованию в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Статья 5

ФОДМСР «Движение Будущее» обеспечивает безвозмездное выделение земли многодетными предпринимателями, участниками Движения Будущее, для расселения многодетных семей Москвы и Московской области в соответствии Московской региональной программой ландшафтно-усадебной урбанизации на 2016-2025 г.г. (всего в объеме 186 тыс. га для расселения до 2025 года 200-220 тысяч сегодняшних и завтрашних многодетных семей Москвы - земля для строительства жилья 50 тыс. га и земля для сельхозпроизводства – 136 тыс. га).

Статья 6

Правительство Москвы и Правительство Московской области за счет перераспределения бюджетов на инфраструктурное развитие Москвы и Московской области обеспечивают финансирование строительства 1280 кооперативных магазинов шаговой доступности по схеме проектного финансирования (1 этап - 800 магазинов в Москве, 480 - в Московской области) со сроком выхода из проекта в течении 10 лет, обеспечивают выделение грантов многодетным семьям на первоначальный взнос по ипотеке, исходя из суммы гранта 300 тыс. рублей на каждого ребенка в трехдетной семье, увеличение гранта на 50 тыс. рублей на каждого ребенка в семьях с большим количеством детей. Также Правительство Москвы и Правительство Московской области обеспечивают возмещение затрат застройщикам в сумме 6 тыс. рублей на инженерную и социальную инфраструктуру при условии строительства жилья для многодетных по цене не более 35 тыс. рублей за м2. Общий объем затрат на 120 тысяч многодетных семей (1 этап 2017-2020 г.г.) составит 197 млрд. рублей. Из них 2/3 - затраты Правительства г. Москвы, 1/3 - затраты Правительства Московской области

Статья 6

Другие направления совместной деятельности могут быть согласованы Сторонами в соответствии с целями настоящего Меморандума о взаимопонимании.

Статья 8

В настоящий Меморандум о взаимопонимании могут вноситься изменения или дополнения по взаимному согласию Сторон.

Статья 9

Настоящий Меморандум о взаимопонимании вступает в силу с даты его подписания и остается в силе, пока ни одна из Сторон не заявит о своем желании прекратить его действие путем письменного уведомления другой Стороны не менее, чем за шесть месяцев до предполагаемой даты прекращения его действия.

Статья 10

Если по какой-либо причине настоящий Меморандум о взаимопонимании прекратит свое действие в соответствии с вышеизложенными процедурами, это не повлияет на программы и планы сотрудничества, принятые до прекращения его действия.

Совершено 1 сентября 2016 в Москве в двух экземплярах на русском языке, оба текста имеют одинаковую силу.

Наши рекомендации