Изучение литературы, подбор статистического материала
После составления и согласования плана курсовой работы с руководителем студент приступает к изучению литературы, т.е. к прочтению и конспектированию. Изучение литературы следует начинать с учебников и учебных пособий, а потому уже можно перейти к монографиям, статьям, практическим пособиям. Только при таком подходе будет происходить последовательное накопление и углубление знаний.
Важно не только изучить основные моменты, но и сгруппировать набранный материал так, чтобы его легко было анализировать, сопоставлять позиции различных ученых по тому или иному вопросу. Это позволит не только правильно осветить разные точки зрения по любому вопросу, но и сформировать свое отношение к нему.
Курсовая работа будет достаточно глубокой, если в ней не будет использован цифровой материал. Только цифрами возможно показать динамику, вскрыть закономерности и тенденции экономических процессов. В связи с этим студент при написании работы может использовать статистический материал, публикуемый в периодической печати. Например, темы, относящиеся к бюджету, внебюджетным фондам, государственному кредиту и многим другим могут базироваться на фактическом материале, который будет служить хорошей иллюстрацией к тем или иным теоретическим положениям.
Написание курсовой работы
Общий объем курсовой работы не должен превышать 35 страниц.
Введение обычно занимает 2 страницы. В нем необходимо обосновать актуальность темы исследования, поставить цели и задачи работы, определить объект исследования, кратко осветить содержание работы, т.е. представить ее структуру.
Первая глава носит, как правило, теоретический характер. В ней рассматривается экономическая сущность и содержание той или иной категории, ее роль в развитии экономики. Раскрыть экономическую сущность категории - это значит ответить на вопрос о том, что она собой представляет, каково ее место в общем ряду экономических категорий, объективные факторы ее возникновения и развития. Исследовать функции категорий - это значит раскрыть ее общественное назначение. Роль той или иной категории выражается через результат ее функционирования. Характеризуя роль, можно привести данные исторического характера, показывающие значение этой категории на различных этапах экономического развития страны. При этом очень важно, раскрывая роль, привести конкретный цифровой материал. Так характеризуя бюджет, студент может дать определение бюджета, показать объективную необходимость его существования, проанализировать условия функционирования. Показывая роль бюджета в экономике страны важно показать его долю в распределении и перераспределении ВВП и НД, проанализировать удельный вес средств бюджета в инвестициях.
Вторая глава обычно носит более практический характер. В ней анализируется существующая практика исследуемого явления. Так, например, могут быть рассмотрены состав и структура доходов и расходов бюджетов, либо организация бюджетной работы, процесс составления утверждения и исполнения бюджетов.
Третья глава может иметь различные направления. В одних случаях в ней можно рассмотреть предложения по совершенствованию некоторых положений, в других приводится зарубежный опыт. Вместе с тем, есть темы содержание которых раскрывается в двух главах. Следовательно, подготовка третьей главы необязательна.
Каждая глава должна заканчиваться промежуточными выводами.
Цифровой материал, используемый в курсовой работе, желательно брать за несколько лет, чтобы выявить основные тенденции и направления. Статистические данные должны быть сведены в таблицы и проанализированы. При этом в тексте работы включаются небольшие таблицы, а объемный статистический материал нужно выносить за текст в приложение. То же самое относится к графикам, диаграммам и другому наглядному материалу.
В конце работы необходимо сделать заключение, в котором проводятся основные выводы по работе. Заключение обычно не превышает 2 страниц.
В процессе написания курсовой работы научные руководители проводят консультации, которые имеют целью помочь студентам в устранении встречающихся затруднений, дают возможность контролировать ход написания работы.