Тема: Техническое регулирование

План:

1. Правовая база технического регулирования

Правовые основы стандартизации установлены Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184, который вступил в силу 1 июля 2003 г. Закон определил новый курс в развитии российской экономики, так как принципиально изменяет действовавшую в течение многих лет систему стандартизации, обеспечения безопасности, качества и конкурентоспособности продукции.

Техническое регулирование — правовое регулирование в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации,

хранения, перевозки, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает принципиально новую систему государственного нормирования в части регулирования требований к продукции (работам, услугам), процессам ее производства и использования, коренным образом меняет роль и значение стандартизации.

Федеральный закон «О техническом регулировании» заменяет Законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг», которые утратили силу со дня введения его в действие. В связи с принятием Закона требуется внести изменения в целый ряд актов федерального законодательства.

Надо отметить, что все государственные (ГОСТ Р) и межгосударственные (ГОСТ) стандарты, действовавшие на территории Российской Федерации на 1 июля 2003 г., признаны национальными стандартами и продолжают действовать, сохраняется действие их обязательных требований безопасности. Данным Законом отменена обязательная сертификация услуг.

Практическая работа по реализации ФЗ «О техническом регулировании» началась с постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 № 316 «О мерах по реали­зации Федерального закона «О техническом регулировании». Этим постановлением Правительство РФ определило Госстандарт России национальным органом стандартизации, который должен выполнять функции федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. На местах, в областях, краях эти функции исполняют территориальные органы Госстандарта России — федеральные государственные учреждения (центры стандартизации, метрологии и сертификации).

Для информационного и нормативного обеспечения исполнения закона выходит постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию». Фонд является государственным информационным ресурсом,

создан на базе федерального фонда государственных стандартов, создается и ведется Госстандартом России.

Федеральный закон «О техническом регулировании», как отмечено в главе 1, регулирует отношения, возникающие при:

1. разработке, принятии, применении исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации;

2. разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

3. оценке соответствия.

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников отношений.

В законе даны определения основных понятий. Например:

аккредитация— официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации —состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений;

декларирование соответствия— форма подтверждения соответствия продукции техническим регламентам;

идентификация продукции— установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;

орган по сертификации— юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установ­ленном порядке для выполнения работ по сертификации;

оценка соответствия— прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

единой системы и правил аккредитации;

единства правил и методов исследований и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Глава2 посвящена техническим регламентам. Показаны цели принятия технических регламентов; содержание и применение технических регламентов; порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента; отмечено, что разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки.

Разработан особый порядок разработки и принятия технических регламентов. В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде и в случаях, если для безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регулировании, Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

Технический регламент может быть принят международным договором (в том числе договором с государствами — участниками Содружества Независимых Государств), подле­жащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ.

В главе3 показаны цели, принципы стандартизации. Цель стандартизации — повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, содействие соблюдению требований технических регламентов. Основной принцип стандартизации — добровольное применение стандартов.

Утверждены документы в области стандартизации; обязанности Национального органа Российской Федерации по стандартизации, технических комитетов по стандартизации; правила разработки и утверждения национальных стандартов, стандартов предприятий. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Отмечено также, что разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации. Это уведомление должно содержать информацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

В главе 4утверждено, что подтверждение соответствия проводится в целях удостоверения соответствия продукции,

процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ и услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках.

Подтверждение соответствия может носить добровольный и обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

• принятия декларации о соответствии;

• обязательной сертификации.

В этой главе утверждаются правила добровольного и обязательного подтверждения соответствия; порядок применения знака соответствия в системе добровольной сертифика­ции и знака обращения на рынке.

В главе5 указано, что аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществ­ляется в целях:

подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Глава 6посвящена государственному контролю за соблюдением требований технических регламентов. Этот контроль осуществляют федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Отмечено, что в отношении продукции государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции. Утверждены полномочия органов государственного контроля, их права и обязанности.

Государственный контроль осуществляется в отношении продукции, процессов производства и других объектов исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

Остальные главы Федерального закона «О техническом регулировании» в своих статьях узаконивают ответственность за несоответствие продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации и утилизации требованиям технических регламентов; порядок финансирования в области технического регулирования.

Реформа технического регулирования в Российской Федерации

Вступивший в силу 1 июля 2003 г. Федеральный закон «О техническом регулировании» создал основу для проведения реформы технического регулирования.

Реформа технического регулирования затрагивает формирование системы обязательных требований, оценки, подтверждения соответствия, аккредитации и стандартизации.

Существовавшая система государственной стандартизации не могла больше соответствовать изменениям в российской экономики. В период перестройки заработали рычаги рыночного регулирования в производственных процессах, процессах ускоренного обновления и создания новой продукции. Реформа технического регулирования помогает создавать благоприятные условия для функционирования рыночных отношений в экономике.

Существующая ранее система государственной стандартизации и обязательной сертификации предъявляла чрезмерные технические требования к продукции и производственным процессам, что тормозило развитие предпринимательской деятельности. Теперь предприятиям дается большая самостоятельность, так как действует принцип добровольности в применении стандартов, проведении сертификации. В то же время право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность, а требует от них больше знаний, так как в любом случае продукция, процессы производства, услуги должны быть качественными, отвечать требованиям

технических регламентов, быть безопасными для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды.

Применение стандартных требований является важным фактором для повышения уровня конкурентоспособности страны на мировых торговых рынках. Система применения обязательных технических требований применяется на всех этапах жизненного цикла продукции (петля качества). Одним из основных условий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) является соблюдение принципов в области технического регулирования.

Основные цели реформирования системы технического регулирования:

  1. снижение административного и экономического давления на предприятия;
  2. расширение возможностей предприятий при решении ими коммерческих проблем благодаря устранению избыточных требований;
  3. устранение технических барьеров в торговле;
  4. повышение защиты рынка от опасной продукции.

Основные направления реформы в техническом регулировании:

  1. разделение в нормативных документах обязательных и добровольных требований, повышение правового уровня принятия технических регламентов, содержащих обязательные требования, а также придание стандартам статуса документов для добровольного применения;
  2. установление обязательных требований только в отношении защиты жизни и здоровья людей, животных и растений, защиты имущества, охраны окружающей среды и предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей;
  3. создание единой системы аккредитации в области оценки соответствия;
  4. обеспечение соответствия уровня технического регулирования интересам и уровню национальной экономики и международным нормам и правилам.

В соответствии с принятым Законом обязательные требования к объектам технического регулирования устанавливаются только техническими регламентами, принимаемыми Федеральными законами, Указами Президента РФ или Постановлениями Правительства РФ. В этих целях в соответствии с Законом Правительством РФ утверждена программа разработки технических регламентов. Такая программа была подготовлена Госстандартом России.

Программа предусматривает разработку более трехсот технических регламентов на группы и виды продукции, на процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Изменяется также статус стандартов. Государственные стандарты из основного инструмента государственного технического регулирования переводятся в добровольные российские национальные стандарты, которые совместно с международными стандартами служат основой для разработки технических регламентов. Национальные стандарты способствуют соблюдению обязательных требований, устанавливаемых в технических регламентах, а также в целях повышения конкурентоспособности продукции содержат опережающие нормы по качеству и безопасности.

3. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов и государственных стандартов

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов и государственных стандартов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).

Такими основными организациями являются:

  1. Федеральное агентство по техническому регулированию
    и метрологии;
  2. Госстандарт России;
  3. Госсанэпиднадзор России;
  4. Госторгинспекция;
  5. Государственный таможенный комитет РФ;
  6. Государственная ветеринарная инспекция РФ;
  7. Карантинная служба растений и др.
  8. Государственный контроль и надзор проводится:
  9. у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию, эксплуатацию, транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и услуги;
  10. в органах сертификации, осуществляющих деятельности по подтверждению соответствия;
  11. в испытательных лабораториях, осуществляющих испытания продукции по подтверждению соответствия.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различия заключаются в полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг.

Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов и стан­дартов (Госнадзор) являются законы Российской Федерации «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей».

Объектами Госнадзора являются:

  1. продукция, выполняемая работа и оказанная услуга;
  2. системы управления качеством;
  3. работы по сертификации продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательные лаборатории (центры).

В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов осуществля­ется исключительно на стадии обращения продукции (согласно ФЗ «О техническом регулировании»).

Государственный контроль (надзор) осуществляется за соблюдением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

• обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации;

• правил проведения подтверждения соответствия. Должностными лицами, уполномоченными осуществ­лять государственный контроль (надзор), являются:

1. Председатель Госстандарта России — главный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами.

2. Заместитель председателя Госстандарта России — заместитель главного инспектора РФ.

3. Руководители центров стандартизации, метрологии, сер­тификации — главные государственные инспекторы субъектов (регионов) РФ и их заместители.

4. Работники структурного подразделения Госстандарта Рос­сии по вопросам осуществления государственного контроля — государственные инспекторы.

5. Работники структурных подразделений центров стандар­тизации, метрологии и сертификации — государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации.

На основании положений Федерального закона органы государственного контроля (надзора) вправе:

  1. требовать от изготовителя (продавца) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
  2. выдавать предписание об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
  3. принимать мотивированные решения о запрете реализации продукции, а также о полном или частичном при установлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
  4. приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
  5. привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством
    Российской Федерации.

Государственные инспекторы также имеют право:

  1. доступа в служебные и производственные помещения при проведении контроля;
  2. использовать технические средства и привлекать специалистов при проведении контроля;
  3. проводить отбор проб (образцов) продукции для контроля соответствия их обязательным требованиям;
  4. получать копии документов, необходимые для проведения государственного контроля и надзора.

Руководитель предприятия обязан обеспечить государственным инспекторам необходимые условия для их работы.

Отбор проб из партии продукции осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей данного предприятия и оформляет акт отбора образцов.

Испытания отобранной продукции проводятся на испытательной базе предприятия в присутствии государственного инспектора либо в аккредитованной лаборатории. Испытания образцов продукции оформляются протоколом.

По результатам проверки государственные инспекторы в пределах предоставленной им законодательством компетенции выдают обязательные для исполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями предписания. В случае невыполнения предписаний в назначенный срок государственный инспектор имеет право направлять необходимые материалы в суд о принудительном отзыве продукции, не отвечающей требованиям технических регламентов.

За нарушение требований Федерального закона «О техническом регулировании» об отзыве продукции могут быть применены меры уголовного и административного воздействия.

Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

1. проводить в ходе контроля за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

2. соблюдать коммерческую тайну;

3. соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору);

4. принимать на основании результатов контроля за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений этих требований;

направлять информацию о несоответствии продукции требований технических регламентов в соответствующие исполнительные органы.

Наши рекомендации