Перечень семинарских, лабораторных и практических занятий
Тема занятия | Вид занятия | Содержание занятия |
1. Предмет и метод статистики | ПЗ | Разбор основных понятий темы. |
2. Статистическое наблюдение | ПЗ | Составление программы конкретного статистического наблюдения, опросных листов, анкет. |
3. Сводка и группировка статистических данных | ЛЗ | Решение задач по теме |
4. Абсолютные и относительные величины | ЛЗ | Решение задач по теме |
5. Средние величины в статистике | ЛЗ | Решение задач по теме. |
6. Показатели вариации | ЛЗ | Решение задач по теме |
7. Ряды распределения. Вариационный анализ | ЛЗ | Решение задач по теме |
8. Выборочное наблюдение | ЛЗ | Решение задач по теме |
9. Корреляционно-регрессионный анализ | ЛЗ | Решение задач по теме |
10. Ряды динамики. Статистическое изучение динамики | ЛЗ | Решение задач по теме |
11. Индексы. Индексный анализ | ЛЗ | Решение задач по теме |
12. Многомерный статистический анализ | ЛЗ | Решение задач по теме |
13. Статистические показатели продукции, ресурсов и эффективности производства | ПЗ | Решение задач по теме. Обсуждение основных вопросов темы. |
В курсе "Статистика" существенная роль отводится практической работе студентов. Практические занятия способствуют развитию навыков постановки и проведения статистических исследований и проводятся в форме решения задач, в том числе при помощи компьютерных технологий и тестовых заданий. Ряд лабораторных работ выполняется с использованием персонального компьютера и специализированных статистических программных продуктов. Привлечение современных информационных технологий к анализу массовых социально-экономических явлений с использованием статистических методов способствует развитию аналитического мышления студентов и творческого подхода к подготовке обоснованных управленческих решений. Промежуточными формами контроля знаний и практических навыков студентов являются тесты, индивидуальные задания, контрольные работы. На семинарских занятиях студенты делают сообщения по результатам самостоятельной работы (подготовки рефератов) с последующим их обсуждением в группах.
3.3. Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов по курсу "Статистика" позволяет закрепить материал, пройденный на лекционных и практических занятиях. Изучение рекомендуемой литературы и самостоятельная работа на персональном компьютере со статистическими программными продуктами дает возможность расширить кругозор и получить дополнительные знания и практические навыки по вопросам статистической обработки и анализа данных. Ряд вопросов по социально-экономической статистике вынесен на самостоятельное изучение.
Самостоятельная работа студентов включает:
изучение материала дисциплины по конспекту лекций, журналам, методическим разработкам с привлечением как дополнительной рекомендуемой литературы, программного комплекса STATISTICA, так и ресурсов Интернета.
самостоятельное изучение методик статистического анализа по рекомендуемой литературе;
подготовку к контрольным работам по темам курса;
подготовка реферата (доклада).
По некоторым проблемам дисциплины следует подобрать дополнительные литературные источники. Их поиск осуществляется в соответствующих библиографических и статистических справочниках, систематическом каталоге, периодической печати и интернет ресурсах.
В процессе углубленного чтения литературы рекомендуется составлять краткие конспекты, тезисы своих выступлений, делать необходимые выписки, чтобы затем на семинаре активно участвовать в обсуждении всех вопросов. Конспекты лучше вести в той же тетради, в которой конспектируются лекции по данной дисциплине.
В дополнение к рассмотренным в курсе "Статистика" темам студентам дневного отделения предлагается самостоятельно изучить один из разделов экономической, социально-демографической статистики, статистики отраслей народного хозяйства или истории статистики и подготовить реферат (доклад). Работа над рефератом (докладом) позволит приобрести определенные навыки в обобщении и изложении материала по интересующим студента вопросам. При раскрытии темы реферата (доклада) студентам предлагается учесть региональный аспект.
Содержание реферата (доклада) должно быть не более 5 - 7 страниц машинописного текста, так как для выступления с докладом отводится не более 5-10 минут.
Методика чтения доклада включает: свободной владение материалом и его изложение разговорным языком; умение поддерживать контакт с аудиторией, применять технические средства, наглядные пособия, примеры. Перед выступлением в аудитории следует потренироваться в чтении доклада. Если есть возможность, то записать свое выступление на видео или диктофон, просмотреть, прослушать сделанную запись и устранить недостатки (продолжительность доклада, неактуальные и непонятные высказывания, ошибки в ударении, неправильное произношение слов).
Контроль за самостоятельной работой студента осуществляют путем тестирования по тестовым заданиям, разработанным по темам дисциплины.
Студенты заочной и очно-заочной форм обучения в рамках самостоятельной работы выполняют контрольную работу в соответствии с методическими рекомендациями.