Инновационные сети – новый вид инновационной организации 1 страница
Глава 7
Для российских регионов характерна низкая инновационная активность предприятий, низкий внутренний спрос на инновации, оторванность науки от задач модернизации региональных бизнес-процессов. Все это – традиционно для сырьевой экономики. Диаметральная противоположность последней – сетевая инновационная экономика. Развитие инновационного комплекса возможно только в сетевой парадигме.
+Аксиома. Чем выше пирамида механистической структуры (особенно сырьевой), тем сильнее бюрократия, поддерживающая сложившиеся статус-кво, соответственно препятствие на пути продвижения новшеств, инноваций.
+В любой организации, генерирующей нововведения, развертывается борьба, в которой сталкиваются новаторы и те, кто пытается сохранить традиционную организационную культуру.
В отличие от традиционных экономических сетей, инновационные сети устанавливают не только горизонтальные отношения между производителями и потребителями, но и институтами знаний, в частности исследовательскими центрами, втузов и университетов.
+Аксиома. Инновационные сети формируются/самоорганизуются в информационном пространстве, насыщенном информационными связями, в котором присутствует диалог, дискуссия. Существует определенная критическая масса информационной связности, обеспечивающей устойчивость и самовоспроизводимость информационных потоков.
+Аксиома. Информационные потоки, соответствующие их перекрестки, микроинформационные узлы, кластеры формируют основу информационной сети.
+Аксиома. Информационные узлы приобретают устойчивость только в процессе информационной, креативной самоорганизации. Качество информационных узлов характеризует информационную связность.
+Аксиома. Наличие бюрократических барьеров, перегородок приводит к информационной изолированности, разрушает информационную связность.
+Аксиома. Доминирование стандартов и стереотипов в общении разрушает живую связность, которая становится все более механистической, абстрактной. Лозунговый стиль поведения безумен.
+Аксиома. Чрезмерный контроль деформирует и искажает информационный поток, фильтруя информацию стратегического характера. Такая тенденциозность создает благоприятные условия для информационной асимметрии.
+Аксиома. В креативных системах излишняя упорядоченность и стандартизация информации мешает творческому поиску. Информационное пространство и соответствующие сети должны содержать ареалы информационного хаоса.
+Аксиома. Информация, воспринимаемая через призму живого общения, приобретает новую ценность, добавленную стоимость. Появление новых аспектов информационного взаимодействия является важнейшей предпосылкой сетевого инновационного действия.
+Аксиома. Сетевая организация является самой гибкой из всех организационных систем, поскольку в креативных самоорганизующихся процессах сетевым образом выстраиваются коммуникации, становящиеся каркасом организационных процессов. Коммуникации и креативные процессы сращиваются.
+В информационных сетях вокруг веб-сайтов формируются сетевые сообщества и бизнесы. Компании проводят в сети виртуальные собрания, мастер-классы, формирующие новые навыки и умения. Инновационные стартапы создают коммуникации и системы трансфера технологий, способны объединяться в инновационные экосистемы. Сети нового поколения связаны с применением цифровых методов в промышленности, сокращением цикла разработки и выпуска новых промышленных моделей. Многомерное цифровое информационное пространство движения новых технологий развивается как динамичная диссипативная структура, что, создает необходимость для соответствующих видов деятельности сочетания режима аутсорсинга и интеграции. Данное сетевое взаимодействие непрерывно эволюционирует в режиме нарастания сложности задач.
+Аксиома. Новые информационные технологии, позволяющие распознавать многообразия в многомерных пространствах, извлекающие новые знания из больших объемов информации открывают новые возможности выстраивания инновационных бизнес-процессов, инновационной сетевой связности, создания инновационных сетей нового поколения и сетевых экосистем.
+Многомерности сети соответствует многомерность матричных структур. Так, в Millennium Pharmaceuticals «каждый ученый, врач, деловой человек является членом различных команд, которые отвечают за разработку новых продуктов, технологии или партнерство между менеджерами». [1] Это позволяет перейти к многомерным горизонтальным связям, разрушающим барьеры между отдельными звеньями компании и устанавливающими новое качество связности различных стратегических бизнес единиц. Если такой подход сделать экстравертным, создается многомерная сеть.
+Аксиома. Объективная оценка уровня, потенциала развития междисциплинарной инновационной проектной группы производится во внешней среде многомерного сетевого пространства как эпизодически по мере появления конечных результатов, так и непрерывно – в процессе разработки отдельных аспектов проектных взаимодействий. В процессе такого анализа может происходить непроизвольная интеграция нематериальных активов оценивающей и оцениваемой сторон. Процесс оценки может формировать новые инновационные сетевые бизнес-процессы.
+Аксиома. Инновационная сеть расширяется, если базовые инновации окружает облако поддерживающих инноваций. Инновационная сеть уменьшает свой масштаб при появлении успешных подрывных инноваций, обесценивающих ее базовые продукты.
+Аксиома. Мониторинг внешней инновационной среды осуществляется в двух направлениях: поддерживающих и подрывных инновациях.
+Аксиома. Алгоритмы смены фаз жизненного цикла базового инновационного продукта не предсказуемы и могут неожиданно для инноваторов прерываться неудачными коммерческими ходами или разрушительными инновациями. Последние радикально перестраивают ценность нематериальных активов. На плаву остается лишь те способности, компетенции, которые вписаны в новый мейнстрим.
+Аксиома. Если базовые инновации не обесценены разрешительными нововведениями, они могут создать ареалы повышенной ценности, быстро реагирующие на новые информационные и инновационные поля и потоки.
+Аксиома. Разрушительные инновации переформатируют пространство инновационных экосистем, формируют новые точки роста и соответствующие статусы. Разрушительные инновации приводят к утрате массы лидерских статусов тех, чей авторитет был непререкаем. Они производят революцию в стратегическом видении большого количества компаний и регионов. Если стратегическое видение не скорректировано (стратегическая неуступчивость), это может резко сократить жизненный цикл организации.
++Аксиома. Приобретение устойчивых инновационных конкурентных преимуществ связано с непрерывным мониторингом разрушительных инноваций.
++Аксиома. Разрушительные инновации на первых стадиях своего развития крайне локализованы и характеризуются чрезвычайно высокой концентрацией линий инновационной связности глобальных инновационных потоков. В инновационных компаниях такие перекрестки должны быть предметом особого организационного анализа.
++Международные инновационные ТНП проводят такой мониторинг проводят такой анализ в разных формах. Так, IBM применив методику «Инновационной давки» (сетевой онлайновый мозговой штурм), выделила 25 таких локальных инновационных пространств, «сгустков» инновационных линий, кластеров. На веб-сайтах IBM, созданные для каждого такого кластера, не просто размещались разнообразные идеи, соответствующие определенной связности, но анализировались, ранжировались на основе программ интеллектуального анализа текста. Онлайновый анализ отобранных идей завершается выделением ряда новаций, на основе которых формируются СБЕ IBM. То, что не было отобрано моет продолжать свою жизнь за пределами IBM, попадая в инкубаторы проектов различных компаний.
В научной литературе инновационным сетям сегодня отводится стратегическое место. «Во многих отраслях использование сетей стало основным методом инновационного развития... концепция кластеров, по-видимому, уступает место более широкой модели, основанной на формировании сети кластеров, которые обмениваются частью результатов НИОКР, используют сетевой эффект и экономию масштаба для маркетинга продукции… использование сетевого принципа при проведении НИОКР может давать более значительные результаты.» [2] Концепция открытых инноваций рассматривает инновационные связи как сетевые. Инновационная засекреченность и закрытость сменяется взаимодействием с большим количеством партнеров. Это отчасти связано с устойчивым ростом затрат на НИОКР и усложнением правовых правил инновационной деятельности.
Первые инновационные сети появились в аэрокосмической отрасли, среде исследовательских лабораторий и консультационных фирм. Горизонтальные креативные и технологические отношения установились между инновационными проектными группами, рыночно ориентированными стратегическими бизнес-единицами.
Использование внутрикорпоративных сетей (интранет) позволяет соединить фундаментальные, стратегические подходы и высокую тактическую скорость инновационной реакции. В интранете четко вырисовывается контур новой стратегической информации и соответствующих формирующихся стратегических процессов. Итранет создает доступность каждого сотрудника к стратегической информации и позволяет его активизировать в нужном направлении (самоактивизация). Таким образом, в инновационном интранете происходит интеграция стратегического и инновационного менеджмента. Интреанет позволяет синхронизировать перестройку нематериальных активов, собранных в интранете единый пучок. Речь идет прежде всего о человеческом капитала, информационных и креативных активах и организационном капитале компании. Такая синхронизация происходи в процесс интеграции различных бизнес-процессов.
По мере развития сетей возрастает действие сил интеграции.
Закономерность. Появление нового вида интеграции – сетевого – связано с установлением самоорганизующихся взаимосвязей малых агентов, параллельным реактивным выполнений функций операционной деятельности. Сетевая интеграция вписывается в многообразные интегративные процессы. В то же время, не любая интеграция соответствует СО. Горизонтальная интеграция – процесс, несовместимый с инновационной СО.
Интеграция компании в сетевую организацию переключает центр стратегической деятельности с функций и процессов на конкретные инновационные взаимосвязи, инициативы, координационные системы в рамках инновационных проектов. Сетевые инновационные взаимодействия, взаимные согласования требуют высокой точности и скорости. Это предполагает использование онлайн-технологий. Проектные инициативы в русле сетевого вектора, реализуются по принципу совместных инноваций. В центре внимания теории «совместных инновации» находится исследование процессов расширения масштаба и сферы внешних партнерств и альянсов с целью расширения доступа к информации, технологиям и рынкам. Теория анализирует участие организаций в разработке инноваций, реакции на специфические запросы и их учет на начальных этапах НИОКР.
++Аксиома. На ранних стадиях экономики, базирующейся на органической организационной системе, сетевые эффекты локализованы и имеют «оазисный» характер. По мере развития такой экономики сетевые «оазисы» формируют вокруг себя сетевую среду ближайшего и дальнего окружения. В результате волны предпринимательской активности «оазиса» беспрепятственно распространяются вовне, активизируя новые сетевые предпринимательские инициативы.
++Инновационные сети первопроходца
++Аксиома. Креативные сети раскручиваются вокруг актуальной идеи, проекта, действия.
++Аксиома. Креативные сети создают дополнительную ценность входящему потоку интеллектуальных продуктов благодаря обмену нематериальными активами, создающему пространства нового знания, действия, проекта.
++Аксиома. Первопроходец наполняет новой ценностью входящие идеи, продукты, проектные действия или обесценивает их. Это свидетельствует от эффективности входящих идей, продуктов, проектных действий, соответственно уровне конкурентоспособности.
++Аксиома. Определить конкурентоспособность инновационного продукта невозможно без прямого или косвенного взаимодействия с первопроходцем.
++Аксиома. Первопроходец, поскольку находится в центре внимания заинтересованных инновационных сообществ, неизбежно принимает участие в выборе инновационных альтернатив. Его живое участие в этом процессе расширяет спектр данных альтернатив, позволяет выработать более точные критерии отбора идей и по-новому увидеть потенциал развития. Первопроходец создает пространство устойчивых конкурентных преимуществ.
++Дж. Голдер и П. Теллис выявили, что показатель смертности среди ранних лидеров минимален, их средняя доля рынка почти втрое превосходит аналогичный показатель фирм-пионеров, а отрываются они от последователей на более значительное расстояние. []
Аакер Д. Стратегическкое рыночное управление. – СПб.: Питер, 2007. - С. 284
+Инновационные сети компаний
+Аксиома. Инновационная компания выстраивает инновационную сеть или встраивается в инновационные сети, пытаясь решить проблему инновационной неопределенности, поскольку не знает, откуда появится базовый инновационный проект.
+Инновационная сеть американской компании включает в себя главные исследовательские центры, интегрированные с одним или несколькими второстепенными исследовательскими лабораториями или технологическими отделами в каждом ее подразделении. Лаборатории и исследовательские центры занимаются прикладными исследованиями в рамках программ внедрения повышения качества продукции, использования инновационных технологий нового поколения. Данные элементы инновационной сети финансируются подразделениями компании, в состав которых они входят. Центральные инновационные звенья финансируются как компанией, так и ее подразделениями. Инновационные корпоративные сети разнообразны по степени централизации и открытости. Ряд промышленных компаний (например, AlliedSignal) перешли к децентрализованной инновационной сети, в которой отсутствуют центральные инновационные звенья. Такая сеть настроена на более тесное взаимодействие, в частности, инновационное, с потребителями. В результате формируются перекрестные инновационные сети.
+Ряд компаний (например, Макрософт, фармацевтические) сохраняют высокую степень централизации инновационной инфраструктуры. В этом случае финансирование
НИОКР осуществляется централизованно. Американские инновационные компании стремятся использовать исследовательский потенциал других стран, регионов, расширяя географические границы инновационных сетей. В настоящее время продолжает действовать тенденция вывода исследовательских и научных подразделений промышленных компаний в другие страны. Это характерно для IT-индустрии. Intell, Microsoft, Motorola, Texas Instruments перенесли подразделения, отвечающие за исследования и разработку новой продукции в Китай, Accenture, AMD, Cisco Systems, Google, IBM – в Индию. Аналогичное происходит в автомобилестроении и фармацевтике.
++P&G успешно реализует сетевую инновационную стратегию «Соединяй и развивай», поощряющую мобильные проектные инновационные группы самостоятельно выстраивать внешние инновационные сети, вовлекая в них носитель отраслевых компетенций глобального уровня. Сегодня P&G развивает около ста технологических предпринимательских компаний, являющихся ядрами региональных инновационных сетей. В результате сети выстраиваются по отраслевому и региональному принципу. Использование уникальных информационных платформ позволяет совершать трансфер технологий и инновационных нематериальных активов поставщикам, создавая с ними высокую степень инновационной сетевой связности. Другой сетевой новацией является особые сетевые методики работы с технологическими посредниками.
+ Крупнейшие ТПК для формирования новых конкурентных преимуществ выстраивают вокруг себя непрерывно обновляющуюся сетевую внешнюю среду. Так, корпорация Боинг в своем развитии использует новые продукты нескольких сотен малых инновационных компаний.
++Аксиома. Поскольку глобальные бизнес-процессы приобретают сетевой характер, глобальные стратегии успешны, если выстраивают сетевые взаимодействия с носителями фундаментальных компетенций.
Даже гиганты, делающие ставку на доминирование, монополию, агрессию, вынуждены встраиваться в эти схемы. Так, Газпром для строительства газопроводов вступила в стратегические альянсы с Eni, CNPC, EON, PDVSA, MOL.
++Аксиома. Сетевые альянсы призваны усовершенствовать не отдельные продукты, а стратегические бизнес-процессы и выстроить новые.
++Ценности японского менталитета при наличии ярко выраженной имперской компоненты связаны с сетевыми отношениями, что сказывается на организационных бизнес-процессах. IBM выстроила сетевые альянсы со множеством японских компаний: с Ricon - в области дистрибуции компьютеров начального уровня, с Nippon Steel - системную интеграцию, с Fuji Bank – маркетинг финансовых систем, с OMRON – в области разработки компьютеризированных производственных комплексов, с NTT – сетей с дополнительными услугами [] Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. - СПб.: Питер, 2007 . С. 307.
+Интеграция участников сети выходит на новый уровень с применением PLM-систем (Product Lifecycle Management). Последние являются пакетом программного обеспечения, облачных технологий, представляющими в цифровом формате стадии жизненного цикла отдельного продукта или их совокупности. Это создает новые возможности интегрировать в единую сеть действия стратегических бизнес-единиц разных компаний, создать единую технологическую сеть с параллельно действующими технологическими процессами. PLM-системы получили широкое распространение в современном машиностроении. «…основной признак, который отличает современное машиностроительное предприятие от традиционных, - это то, есть ли у него полная замкнутая система PLM-решений». [3] Цифровые технологии позволяют создать единое информационное пространство не только отдельного инновационного предприятия, но и инновационной сети.
++Современные информационные технологии, создающие эффект искусственного интеллекта в сетевом общении, выводят сетевую связность на качественно новый уровень. В этих условиях реакция на новые окна возможности бывает синхронной у ряда игроков, с помощью информационных технологий формирующих новые сети. Примером последнего является создание европейской сети мобильной связи третьего поколения (Freemove) в результате сетевого взаимодействия Telefonca, Moviles, TIM, T-Mobile, Orqange.
+Инновационная сеть в качестве координационного механизма использует систему явных сигналов инновационных результатов и действий ряда сетевых игроков. Крупный, революционный исследовательский результат становится всем известен и перестраивает работу тех, кто уже двигался в данном направлении. Локальные результаты также влияют на работу локальных звеньев сетевых экосистем. В независимости от масштаба результата сетевые игроки формируют новые инновационные позиции. Те игроки, которые предвидели данные изменения, делают превентивные шаги в выстраивании новой инновационной связности и занимаю более масштабные сетевые ниши.
+Информационные перекрестки как центр притяжения креативного действия
+Аксиома. Инновационная сеть формируются на основе движущихся информационных и инвестиционных потоков, на их перекрестках. Она применяет информационные стандарты и использует информационные правила для интеграции разнообразных информационных видов деятельности.
+Аксиома. На перекрестках информационных потоков, инновационных сетей информационный обмен и инновационная интеграция интенсифицируются. В процессе обмена рождается новое знание, инновационные потоки. Чем более высокое качество обмениваемых продуктов, тем более высокий креативный результат.
+Перекрестки информационных и инновационных потоков в настоящее время являются особым объектом как корпоративного, так и регионального менеджмента. Здесь формируются особая инфраструктура, системы трансфера технологий, инвестиционные фонды, особые экономические зоны. При правильном подходе такие перекрестки превращаются в точки роста, локомотивы крупных экосистем (эффект инновационного мультипликатора). Любые бюрократические барьеры на пути движения информационных, инновационных потоков ограничивает масштаб инновационного мультипликатора. И наоборот, создание условий для открытого движения информации, увеличивают данный эффект. Использование программных продуктов с открытыми исходными кодами позволяет обмениваться идеями и на этой основе генерировать новые, формировать пространства проектного действия.
+Аксиома. Именно в точках интенсивной интеграции и соответствующих им ареалах сосредоточены инновационные элиты, создается большая часть информационных и инновационных продуктов. Таким образом, инновационный процесс неравномерен и концентрирован в определенных устойчивых точках.
+По данным ОЭСР, 58% патентной деятельности сконцентрировано в 10% мелкомасштабных регионах. [4]
+Аксиома. В ареалах интенсивного информационного обмена существуют центры притяжения, которые обладают максимальной плотностью информационного взаимодействия.
+Ареалы интенсивного информационного обмена имеют радиус не более 200 км, «точки» максимальной плотности – 30 км.
+Аксиома. Элиты постоянно перемещаются от одной точки интенсивной интеграции к другой (кочующая сеть). Чтобы стать инновационными, страна и регион должны сформировать такой перекресток, создавая особые мотивационные сферы, коммуникации и институты. Если таких открытых перекрестков нет – нет перспектив развития.
+Поскольку инновационные потоки исходят из центров фундаментальной и прикладной науки, сконцентрированной в ограниченных точках информационного пространства, их перекрестки тяготеют к ареалам, способным к междисциплинарону взаимодействию, наделенных особо сложными компетенциями. Это объясняет неравномерность развития центров кристаллизации инновационной деятельности.
+Аксиома. Поскольку перекрестки инновационных потоков связаны с междисциплинарным проектным взаимодействием и индивидуальной интерпретацией информации, они уникальны. Сетевые инновационные взаимодействия опираются на феноменологичные модели инновационного поведения и принятия инновационных управленческих решений.
+Аксиома. Инновационные сети и ареалы (инновационные территории) не подчиняются административным форматам и осуществляются в межрегиональном, международном пространстве. Экономическая инновационная закрытость приводит или к исчезновению перекрестков, или их теневому статусу. В этому случае формирование новых технологических укладов невозможно.
+Инновационная сеть может иметь короткий и длительный временной цикл. Самоподдерживающаяся инновационная среда мезоуровня насыщена как краткосрочными, так и долгосрочными сетями. Это происходит в том случае, если сетевые организации обладают высокой мобильностью, действуют инструменты коммерциализации нововведений, существует множество инновационных инициатив малого бизнеса и схем их поддержки.
+Аксиома. Высокий уровень разнообразия инновационных сетей необходим для того, чтобы региональный инновационный процесс самоподдерживался. Это происходит при наличии открытой инновационной среды, насыщенной малыми формами.
+Закономерность. Для IT- характерен закон Меткалфа, согласно которому полезность сети пропорциональна квадрату численности ее пользователей. Таким образом, информационная сеть обладает рядом свойств общественного блага (неконкурентность в потреблении). Действительно, рост количества потребителей не только не уменьшает полезности блага для остальных, но увеличивает его.
+Закономерность. Устойчивая инновационная сеть характеризуется спиралевидным развитием. Первые инновационные продукты, совершающие движение в многомерном рыночном пространстве, адаптирующиеся к новым потребительским запросам, трансформируются в новые продукты. Эффект инновационной мультипликации реализуется в спиралевидной форме. Раскручивающаяся спираль интегрируются с другими. В результате формируется сложное динамическое интегративное пространство, обладающее свойствами многомерной открытости.
+Инновационные сети предполагают новое качество инновационной связности их игроков.
+Закономерность. Стратегические инновационные процессы в сетевой инновационной организации связаны с трансформацией сетевого лидерства и соответствующей связности агентов сети с инновационными лидерами. Формирование на этой основе инновационных приоритетов – фундаментальный процесс развития сетевой организации. Данные приоритеты формируют сеть. Чтобы сохранить свои позиции в сети или войти в нее, необходимо подтверждение понимания данных приоритетов и формирования соответствующих координационных механизмов и проектных инициатив. Признание того, что вы действуете в рамках инновационного сетевого мейнстрима, исходит прежде всего от самых влиятельных агентов. Поэтому выстраивание соответствующих отношений расширяет ареал связности с другими агентами сети, делает их более качественными. Таким образом, отношения инновационной связности приобретают свою значимость по мере приближения к инновационным лидерам.
+Закономерность. Сети, активизирующие каждого участника, преодолевают традиционные силы сопротивления нововведениям, свойственное иерархическим структурам.
+Любая механистическая структура (линейно-функциональная структура, дивизиональная) оказывает давление на сотрудника, что вызывает естественную реакцию сопротивления. Сеть как организационная система минимизирует такое давление. Она создает условия для преодоления межотраслевых барьеров: барьеров видения, действия и завершения. Механистическая структуры ретроспективна и одержима стандартами и достижениями прошлого. Она формирует стереотипный стиль поведения, мешающий видению будущего, инновационных процессов. «Мы неспособны видеть главным образом потому, что ослеплены светом уже виденного». [5] Сеть отвергает стереотипы поведения, ставя в центр инновационные инициативы лидеров. В сети преодолевается такой инновационный барьер как трудность межотраслевых, междисциплинарных взаимодействий, сложность согласования интересов участников инновационных процессов. Поскольку сеть отвергает традиционные статусы сотрудников, преодолевает последние как барьер инновационных перемен. В дивизиональной организации организационными барьерами инновационной деятельности является высокий уровень концентрации власти в руках высшего звена управления отдельным дивизионом, а также техноструктурный стиль поведения среднего звена менеджмента, ориентирующийся на нормы и нормативы. В то же время, часть техноструктуры всегда склонна к поддержке инновационной деятельности вспомогательных подразделений компании. Последнее предполагает усиление власти техноструктуры.
Неформальные сети
Для среды, формирующей новые знания и продукты, характерно доминирование неформальных, «промежуточных» отношений и процессов. Большая часть знаний инновационных компаний не обретает документальной формы, а находится в головах сотрудников. Документированный интеллектуальный продукт эффективно реализуется при наличии развитых неформальных информационных отношений, инновационного опыта.
Инновационная сеть развивает и выводит на качественно новый уровень такие свойства матричной структуры как открытость внешней среде, отсутствие четких границ, наличие широкого спектра устойчивых и неустойчивых неформальных отношений, которые формируют неформальные внутренние и внешние сети. Таким образом, инновационная сеть расплывчатая и нечеткая. Она расширяет масштаб инновационного выбора, инновационного сотрудничества, создает возможность вхождения в новые технологические и информационные потоки, привносит инновационное разнообразие.
Аксиома. Инновационные отношения связности, создающие основу проектной среды организации, формируются не в процессе отношений подчинения и безличностных бюрократических контактов, а неформального креативного общения. Данные отношения невозможны без доверия и комфортной неофициальной обстановки. Создание любых барьеров такого общения и попытки их формализовать приводят к негативным последствиям.
Аксиома. Неформальные связи и взаимодействия сотрудников формируют новые виды информационного обмена, обмена опытом, рождая новое знание и новый опыт. Последние являются центром притяжения информационных новых потоков, формируя информационный, инновационный микрокластер. Визуализация данных процессов для сети и сетевых компаний раскручивает новые конкурентные преимущества и стоящие за ними новые сетевые инновационные процессы.
Аксиома. Визуализация неформальных связей и взаимодействий для сетевой инновационной организации – один из стратегических процессов. Здесь нужны особые технологии, особые программные продукты, появление которых кардинально перестраивает стратегические процессы сетевой организации.
Использование современных информационных технологий отдельным сетевым игроком позволяет выявить неформальные микрокластеры, в сетевом мезопространстве, работающие в определенном направлении. Такое изучение внешней среды помогает своевременно определить скрытые тенденции, новые стратегические процессы, действовать превентивно. Параллельно с изучением промежуточных продуктов такого неформального действия может происходить обучение сотрудников, корректировка проектных действий, формирование интегрированного информационного пространства.