Для студентов дневного отделения

Федеральное Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Кафедра «Гражданского права и процесса»

УМК утвержден

на заседании кафедры Гражданского права и процесса

«06» __сентября__ 2011г.

Зав.кафедрой ГПиП

______________ Наймушин М.Е.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «Гражданское право (общ.ч.)»

Блок дисциплин ОПД.Ф Федеральный компонент

Специальность юриспруденция 03 05 01

Факультет юридический

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Курс –2

Семестр –3, 4

Всего часов – 250

Лекций – 40 (20 – 3 семестр, 20 – 4 семестр)

Практических – 86 (40 – 3 семестр, 46 – 4 семестр)

Самостоятельная работа – 43

Форма итогового контроля – зачет – 3 семестр, экзамен – 4 семестр

Сыктывкар 2011

Лист согласования и утверждения рабочей программы

Составитель УМК к.ю.н., доцент __________________ Курова Н.Н.

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана по специальности 030900.62, бакалавриат

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

На заседании кафедры гражданского права и процесса

Протокол заседания № 1 от « 06» сентября 2011г.

Зав.кафедрой _______________ Наймушин М.Е.

СОГЛАСОВАНО:

декан юридического факультета

к.ю.н., доцент ___________ Князев А.Н.

«__» ___________ 2011г.

Председатель УМК факультета

к.ю.н., доцент _______________ Иванова О.С.

Пояснительная записка

"ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)"

Во главу курса гражданского права поставлены основные положения гражданско – правовой науки, выработанные ею и проверенные многолетней практикой применения правовые институты и категории, научный анализ их законодательного оформления как в действующем, так и в предшествующем правопорядке и в других правовых системах.

Новое гражданское право России, основывающееся на частноправовых принципах и традициях, становится основным регулятором товарно–денежных и иных отношений, складывающихся в рыночном хозяйстве. Присущие гражданско-правовому (частно-правовому) регулированию начала инициативы и диспозитивности, юридического равенства и взаимной имущественной ответственности, законодательного ограничения необоснованного государственного вмешательства в частные дела, неприкосновенности частной собственности и свободы договоров, судебной защиты гражданских прав резко повышают его социальную ценность и расширяют сферу его применения в формирующемся правовом государстве.

Все это вызывает необходимость глубокого изучения основных гражданско – правовых категорий и конструкций, богатого цивилистического инструментария и предоставляемых им многообразных возможностей. Гражданское право как фундаментальная учебная дисциплина становится одной из краеугольных основ современного юридического образования.

Изложение материала в настоящей программе построено в соответствии с программой курса гражданского права, в которой не копируется систематика Гражданского кодекса, а преследуется цель наиболее оптимального изложения необходимого учебного материала.

Изложение гражданского права распадается на два семестра. В первой части освещаются общие положения гражданского права, а также вещные, исключительные и личные неимущественные права, оформление которых составляет «статику» регулируемых гражданским правом отношений (предпосылки и результаты гражданского оборота). Во второй части изучаются вопросы касающиеся правового регулирования такого института гражданского права как: наследственное право, общие положения о договоре.

При изучении курса гражданского право целесообразно использовать «Практикум по гражданскому праву» (часть 1. – 4-е изд., перераб. и доп. вышла в Издательстве «Проспект» (Москва) в 2009 г., под общей редакцией Н.Д.Егорова, А.П. Сергеева)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов дневного отделения

Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану
Максимальная нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятель ная работа
Всего В том числе
Лекции Семи нар Практич. Работа Лаборатор Работа
1. Гражданское право как ветвь (отрасль) права, наука и учебная дисциплина        
2. Источники гражданского права        
3. Гражданское правоотношение        
4. Граждане – субъекты гражданского права        
5. Юридические лица – субъекты гражданского права        
6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования – субъекты гражданского права        
7. Объекты гражданских прав        
8. Основания возникновения, изменения, прекращения гражданских правоотношений. Сделки        
9. Осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей. Представительство. Доверенность. Опека и попечительство        
10. Право на защиту как субъективное гражданское право        
Гражданско-правовая ответственность        
12. Сроки. Исковая давность        
13. Общие положения о праве собственности        
14. Право частной собственности        
15. Наследование собственности граждан        
16. Право собственности юридических лиц        
17. Право государственной и муниципальной собственности        
18. Право общей собственности        
19. Вторичные вещные права        
20. Защита права собственности и других вещных прав        
Общие положения об обязательственном праве и обязательстве        
Исполнение обязательств        
Понятие и способы обеспечения исполнения обязательств        
Ответственность за нарушение обязательств        
Прекращение обязательств        
Общие положения о договорах        
27. Общие положения об исключительных правах (интеллектуальной и промышленной собственности)        
28. Авторское право и смежные права        
29. Патентное право        
30. Исключительные права на средства индивидуализации товара и их производителей        
31. Понятие и виды гражданско-правовых личных неимущественных прав        
32. Гражданско-правовая охрана личных неимущественных прав        
  Итого:        

1. Цели освоения учебной дисциплины

1.1. В процессе изучения учебной дисциплины «Гражданское право (общая часть)» бакалавры по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:

• нормотворческая;

• правоприменительная;

• правоохранительная;

• экспертно-консультационная;

• педагогическая.

1.2. Целью освоения учебной дисциплины «Гражданское право (общая часть)» является получение бакалаврами комплексных знаний об основных нормах, понятиях и
институтах гражданского права, особенностях действующего гражданского
законодательства, механизме гражданско-правового регулирования в Российской Федерации, а также привития им навыков использования положений действующих нормативных правовых и инструктивно-методических актов.

1.3. Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция по результатам
изучения учебной дисциплины «Гражданское право (общая часть)» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

нормотворческая деятельность по вопросам семейных правоотношений:

• участие в подготовке нормативно-правовых актов в области гражданских правоотношений;

правоприменительная деятельность:

• обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм в области гражданских правоотношений;

• составление юридических документов;

правоохранительная деятельность в области охраны гражданских правоотношений:

• предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений в области гражданских правоотношений;

• защита частной собственности;

экспертно-консультационная деятельность по вопросам гражданского права:

• консультирование по вопросам гражданских правоотношений;

• осуществление правовой экспертизы документов по вопросам гражданских правоотношений;

педагогическая деятельность:

• преподавание правовых дисциплин кафедры гражданского права и процесса;

• осуществление правового воспитания и формирование юридической культуры поведения.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «Гражданское право (общая часть)» находится в логической и содержательно-методической связи с другими дисциплинами ООП. Гражданское право, являясь самостоятельной интегрированной отраслью права, представлено системой правовых норм, рейдирующих общественные отношения в области гражданских правоотношений. Тем не менее, комплексность данной отрасли права обуславливает необходимость обращения при ее изучении к нормам международного частного и других отраслей права. «Входными» знаниями, умениями и готовностью обучающегося, необходимыми при освоении дисциплины «Гражданское право (общая часть)» и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин являются: владение юридической терминологией, понятиями и категориями гражданского права, умение анализировать правовые нормы и практику их реализации, владение методами и способами получения информации, способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, давать квалифицированные юридические заключения, умение использовать основные положения и методы гуманитарных наук при решении профессиональных задач в сфере гражданского права, осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания. Для успешного усвоения учебной дисциплины от обучаемых требуется наличие определенного уровня знаний по гражданскому праву. Вместе с тем в силу специфичности отношений, изучение которых предполагается в рамках учебной дисциплины, её усвоение представляется также возможным параллельно с изучением других дисциплин.

3. Структура учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

4. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция по результатам изучения учебной дисциплины «Гражданское право (общая часть)» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

• осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

• обладать способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

• владеть культурой мышления, иметь способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

• обладать способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

• обладать культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

• иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

• стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

• обладать способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

• обладать способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

• владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция по результатам изучения учебной дисциплины «Гражданское право (общая часть)» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

• обладать способностью участвовать в разработке нормативно-правовых актов в области гражданских правоотношений (ПК-1)

в правоприменительной деятельности:

• обладать способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого гражданского правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

• обладать способностью обеспечивать соблюдение гражданского законодательства субъектами права (ПК-3);

• обладать способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

• обладать способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в сфере гражданских правоотношений (ПК-5);

• обладать способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

• владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:

• обладать способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать гражданские права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

• обладать способностью осуществлять предупреждение гражданских правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

• обладать способностью выявлять, давать оценку коррупционного поведения в области гражданских правоотношений и содействовать его пресечению (ПК-12);

• обладать способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в области гражданских правоотношений в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

• быть готовым принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов в области гражданского права, в том числе в целях выявления в них положений способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

• обладать способностью толковать различные правовые акты в области гражданского права (ПК-15);

• обладать способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности в области гражданского права (ПК-16).

5.Рабочая программа учебной дисциплины разработана для специальности «юриспруденция» высшего профессионального образования. Рабочая программа учебной дисциплины является единой для очной формы обучения.

Цель курса:

Изучение базовых категорий гражданского права, усвоение основных принципов, источников, видов и особенностей гражданских правоотношений, а также способов их защиты.

Основные задачи учебной программы:

1. определение совокупности знаний, умений, навыков и компетенций, которыми студент должен овладеть в результате изучения данной дисциплины;

2. раскрытие структуры и содержания учебного материала;

3. распределение объема часов учебной дисциплины по видам занятий (тематический план);

4. установление процедуры оценки уровня овладения учебной дисциплины.

Структура программы:

1.Титульный лист;

2. Лист согласования;

3. Пояснительная записка;

4. Тематический план изучения дисциплины;

5. Содержание программы;

6. Учебно-методическое обеспечение;

7. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Наши рекомендации