Для студентов дневного отделения
Федеральное Государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Кафедра «Гражданского права и процесса»
УМК утвержден
на заседании кафедры Гражданского права и процесса
«06» __сентября__ 2011г.
Зав.кафедрой ГПиП
______________ Наймушин М.Е.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Гражданское право (общ.ч.)»
Блок дисциплин ОПД.Ф Федеральный компонент
Специальность юриспруденция 03 05 01
Факультет юридический
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Курс –2
Семестр –3, 4
Всего часов – 250
Лекций – 40 (20 – 3 семестр, 20 – 4 семестр)
Практических – 86 (40 – 3 семестр, 46 – 4 семестр)
Самостоятельная работа – 43
Форма итогового контроля – зачет – 3 семестр, экзамен – 4 семестр
Сыктывкар 2011
Лист согласования и утверждения рабочей программы
Составитель УМК к.ю.н., доцент __________________ Курова Н.Н.
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана по специальности 030900.62, бакалавриат
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
На заседании кафедры гражданского права и процесса
Протокол заседания № 1 от « 06» сентября 2011г.
Зав.кафедрой _______________ Наймушин М.Е.
СОГЛАСОВАНО:
декан юридического факультета
к.ю.н., доцент ___________ Князев А.Н.
«__» ___________ 2011г.
Председатель УМК факультета
к.ю.н., доцент _______________ Иванова О.С.
Пояснительная записка
"ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)"
Во главу курса гражданского права поставлены основные положения гражданско – правовой науки, выработанные ею и проверенные многолетней практикой применения правовые институты и категории, научный анализ их законодательного оформления как в действующем, так и в предшествующем правопорядке и в других правовых системах.
Новое гражданское право России, основывающееся на частноправовых принципах и традициях, становится основным регулятором товарно–денежных и иных отношений, складывающихся в рыночном хозяйстве. Присущие гражданско-правовому (частно-правовому) регулированию начала инициативы и диспозитивности, юридического равенства и взаимной имущественной ответственности, законодательного ограничения необоснованного государственного вмешательства в частные дела, неприкосновенности частной собственности и свободы договоров, судебной защиты гражданских прав резко повышают его социальную ценность и расширяют сферу его применения в формирующемся правовом государстве.
Все это вызывает необходимость глубокого изучения основных гражданско – правовых категорий и конструкций, богатого цивилистического инструментария и предоставляемых им многообразных возможностей. Гражданское право как фундаментальная учебная дисциплина становится одной из краеугольных основ современного юридического образования.
Изложение материала в настоящей программе построено в соответствии с программой курса гражданского права, в которой не копируется систематика Гражданского кодекса, а преследуется цель наиболее оптимального изложения необходимого учебного материала.
Изложение гражданского права распадается на два семестра. В первой части освещаются общие положения гражданского права, а также вещные, исключительные и личные неимущественные права, оформление которых составляет «статику» регулируемых гражданским правом отношений (предпосылки и результаты гражданского оборота). Во второй части изучаются вопросы касающиеся правового регулирования такого института гражданского права как: наследственное право, общие положения о договоре.
При изучении курса гражданского право целесообразно использовать «Практикум по гражданскому праву» (часть 1. – 4-е изд., перераб. и доп. вышла в Издательстве «Проспект» (Москва) в 2009 г., под общей редакцией Н.Д.Егорова, А.П. Сергеева)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов дневного отделения
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов по учебному плану | ||||||
Максимальная нагрузка студентов (часов) | Аудиторная нагрузка | Самостоятель ная работа | ||||||
Всего | В том числе | |||||||
Лекции | Семи нар | Практич. Работа | Лаборатор Работа | |||||
1. | Гражданское право как ветвь (отрасль) права, наука и учебная дисциплина | |||||||
2. | Источники гражданского права | |||||||
3. | Гражданское правоотношение | |||||||
4. | Граждане – субъекты гражданского права | |||||||
5. | Юридические лица – субъекты гражданского права | |||||||
6. | Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования – субъекты гражданского права | |||||||
7. | Объекты гражданских прав | |||||||
8. | Основания возникновения, изменения, прекращения гражданских правоотношений. Сделки | |||||||
9. | Осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей. Представительство. Доверенность. Опека и попечительство | |||||||
10. | Право на защиту как субъективное гражданское право | |||||||
Гражданско-правовая ответственность | ||||||||
12. | Сроки. Исковая давность | |||||||
13. | Общие положения о праве собственности | |||||||
14. | Право частной собственности | |||||||
15. | Наследование собственности граждан | |||||||
16. | Право собственности юридических лиц | |||||||
17. | Право государственной и муниципальной собственности | |||||||
18. | Право общей собственности | |||||||
19. | Вторичные вещные права | |||||||
20. | Защита права собственности и других вещных прав | |||||||
Общие положения об обязательственном праве и обязательстве | ||||||||
Исполнение обязательств | ||||||||
Понятие и способы обеспечения исполнения обязательств | ||||||||
Ответственность за нарушение обязательств | ||||||||
Прекращение обязательств | ||||||||
Общие положения о договорах | ||||||||
27. | Общие положения об исключительных правах (интеллектуальной и промышленной собственности) | |||||||
28. | Авторское право и смежные права | |||||||
29. | Патентное право | |||||||
30. | Исключительные права на средства индивидуализации товара и их производителей | |||||||
31. | Понятие и виды гражданско-правовых личных неимущественных прав | |||||||
32. | Гражданско-правовая охрана личных неимущественных прав | |||||||
Итого: |
1. Цели освоения учебной дисциплины
1.1. В процессе изучения учебной дисциплины «Гражданское право (общая часть)» бакалавры по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
• нормотворческая;
• правоприменительная;
• правоохранительная;
• экспертно-консультационная;
• педагогическая.
1.2. Целью освоения учебной дисциплины «Гражданское право (общая часть)» является получение бакалаврами комплексных знаний об основных нормах, понятиях и
институтах гражданского права, особенностях действующего гражданского
законодательства, механизме гражданско-правового регулирования в Российской Федерации, а также привития им навыков использования положений действующих нормативных правовых и инструктивно-методических актов.
1.3. Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция по результатам
изучения учебной дисциплины «Гражданское право (общая часть)» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
нормотворческая деятельность по вопросам семейных правоотношений:
• участие в подготовке нормативно-правовых актов в области гражданских правоотношений;
правоприменительная деятельность:
• обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм в области гражданских правоотношений;
• составление юридических документов;
правоохранительная деятельность в области охраны гражданских правоотношений:
• предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений в области гражданских правоотношений;
• защита частной собственности;
экспертно-консультационная деятельность по вопросам гражданского права:
• консультирование по вопросам гражданских правоотношений;
• осуществление правовой экспертизы документов по вопросам гражданских правоотношений;
педагогическая деятельность:
• преподавание правовых дисциплин кафедры гражданского права и процесса;
• осуществление правового воспитания и формирование юридической культуры поведения.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «Гражданское право (общая часть)» находится в логической и содержательно-методической связи с другими дисциплинами ООП. Гражданское право, являясь самостоятельной интегрированной отраслью права, представлено системой правовых норм, рейдирующих общественные отношения в области гражданских правоотношений. Тем не менее, комплексность данной отрасли права обуславливает необходимость обращения при ее изучении к нормам международного частного и других отраслей права. «Входными» знаниями, умениями и готовностью обучающегося, необходимыми при освоении дисциплины «Гражданское право (общая часть)» и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин являются: владение юридической терминологией, понятиями и категориями гражданского права, умение анализировать правовые нормы и практику их реализации, владение методами и способами получения информации, способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, давать квалифицированные юридические заключения, умение использовать основные положения и методы гуманитарных наук при решении профессиональных задач в сфере гражданского права, осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания. Для успешного усвоения учебной дисциплины от обучаемых требуется наличие определенного уровня знаний по гражданскому праву. Вместе с тем в силу специфичности отношений, изучение которых предполагается в рамках учебной дисциплины, её усвоение представляется также возможным параллельно с изучением других дисциплин.
3. Структура учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
4. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция по результатам изучения учебной дисциплины «Гражданское право (общая часть)» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
• осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
• обладать способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
• владеть культурой мышления, иметь способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
• обладать способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
• обладать культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
• иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
• стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
• обладать способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
• обладать способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
• владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция по результатам изучения учебной дисциплины «Гражданское право (общая часть)» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
• обладать способностью участвовать в разработке нормативно-правовых актов в области гражданских правоотношений (ПК-1)
в правоприменительной деятельности:
• обладать способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого гражданского правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
• обладать способностью обеспечивать соблюдение гражданского законодательства субъектами права (ПК-3);
• обладать способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
• обладать способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в сфере гражданских правоотношений (ПК-5);
• обладать способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
• владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
• обладать способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать гражданские права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
• обладать способностью осуществлять предупреждение гражданских правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
• обладать способностью выявлять, давать оценку коррупционного поведения в области гражданских правоотношений и содействовать его пресечению (ПК-12);
• обладать способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в области гражданских правоотношений в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
• быть готовым принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов в области гражданского права, в том числе в целях выявления в них положений способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
• обладать способностью толковать различные правовые акты в области гражданского права (ПК-15);
• обладать способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности в области гражданского права (ПК-16).
5.Рабочая программа учебной дисциплины разработана для специальности «юриспруденция» высшего профессионального образования. Рабочая программа учебной дисциплины является единой для очной формы обучения.
Цель курса:
Изучение базовых категорий гражданского права, усвоение основных принципов, источников, видов и особенностей гражданских правоотношений, а также способов их защиты.
Основные задачи учебной программы:
1. определение совокупности знаний, умений, навыков и компетенций, которыми студент должен овладеть в результате изучения данной дисциплины;
2. раскрытие структуры и содержания учебного материала;
3. распределение объема часов учебной дисциплины по видам занятий (тематический план);
4. установление процедуры оценки уровня овладения учебной дисциплины.
Структура программы:
1.Титульный лист;
2. Лист согласования;
3. Пояснительная записка;
4. Тематический план изучения дисциплины;
5. Содержание программы;
6. Учебно-методическое обеспечение;
7. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.