Налогообложение субъектов хозяйствования в зарубежных странах.

Налоговый кодекс Российской Федерации дает следующее определениеискомому понятию: «Под налогом понимается обязательный, индивидуальнобезвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в формеотчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного веденияили оперативного управления денежных средств, в целях финансовогообеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

В российское понятие «налог» заложены различные моменты юридического характера, важные для понимания сути налогообложения, а именно:

а) прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

б) главная черта налога – односторонний характер его установления;

в) налог является индивидуально безвозмездным;

г) уплата налога – обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;

д) налог взыскивается на условиях безвозвратности;

е) целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

В настоящее время российское законодательство предусматриваетразличие между налогами и сборами. Так, в первой части Налогового кодексадается следующее определение: «Под сбором понимается обязательный взнос,взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним изусловий совершения в интересах плательщиков сборов государственнымиорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органамии должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлениеопределенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Виды налогов:


По способу взимания различают:

Прямые налоги , которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги , которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода, и личные прямые налоги , которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика. К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество организаций; земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на наследование или дарение. Несмотря на то, что в количественном отношении они составляют половину перечня налоговой системы и их гораздо больше, чем косвенных, роль этих налогов в современной российской практике налогообложения весьма скромная: поступления только от одного налога на добавленную стоимость гораздо выше, чем от всех прямых налогов, вместе взятых.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные , которыми облагаются строго определенные группы товаров, косвенные универсальные , которыми облагаются в основном все товары и услуги, фискальные монополии , которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах, и таможенные пошлины , которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

К косвенным налогам относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж.

По целевой направленности введения налогов различают:

· абстрактные (общие) налоги , предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

· целевые (специальные) налоги , вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

· налоги, взимаемые с физических лиц;

· налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

· смежные налоги , уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

По уровню бюджета , в который зачисляется налоговый платеж, различают:

· закрепленные налоги , непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

· регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

По порядку введения налоговые платежи делятся на:

· общеобязательные налоги , которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

· факультативные налоги , которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.

По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

· срочные налоги , которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

· периодично-календарные налоги , которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

Возможна классификация налогов и по другим признакам. Так, в зависимости от характера связи «субъекта налогообложения» и «объекта налогообложения» можно различать:

а) налоги, построенные по принципу резидентства ;

б) налоги, построенные по принципу территориальности .

Налоговая система, в ее обобщенном понимании, представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.

Система налогов – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и в мировой практике являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

Налоговый механизм – понятие более объемное, чем система налогов, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение конкретных социально-экономических задач.

Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов обложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

Наши рекомендации