Нетарифные методы регулирования

Нетарифные ограничения (барьеры) (НТО) – комплекс мер ограничительно-запретительного характера, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений и часто непосредственно не связанные с внешней торговлей, но регулирующие внешнеторговый оборот. В настоящее время насчитывается около 800 конкретных видов НТО.

Цели:

1. усиление конкурентных позиций страны

2. защита национальной промышленности,

3. охрана жизни и здоровья населения,

4. охрана окружающей среды,

5. обеспечение национальной безопасности

6. сохранение культурных ценностей

Особенности нетарифных методов:

1. Вводятся, как правило, органами государственной власти, поэтому объем и методика их применения полностью регулируются национальными органами и национальными правилами

2. Сложность и неточность количественной оценки, измеряются при помощи различных индексов: частотности, покрытия торговли, воздействия на цены

3. Слабо отражены в статистике

4. Не влекут дополнительной налоговой нагрузки на потребителя

5. Удобны в достижении желаемого результата

6. Дают больше свободы в использовании, т.к. почти не регулируются международными соглашениями и носят автономный характер

7. Переносят процесс регулирования внешней торговли с границ вглубь страны, т.е. внутреннее хозяйственное и техническое законодательство во все большей мере начинает выступать в качестве регулятора внешнеторгового оборота

8. Позволяет сформировать иногда даже более ограничительный режим торговой политики страны.

Общая классификация нетарифных ограничений

I. Количественные ограничения

1. Квотирование - ограничение экспорта и/или импорта товара количеством или суммой на определенный срок.

2. Лицензирование - ограничение в виде требования на получение права или разрешения от уполномоченных государственных органов на совершение внешнеторговой операции (по виду товара, стране) на определенный период.

3. «Добровольные ограничения» - количественное ограничение экспорта по обязательству (в рамках соглашений об установлении квот на экспорт товара) ограничить или не расширять объем экспорта, принимаемое "добровольно", чтобы избежать принудительных мер со стороны импортера.

II. Скрытые ограничения - плохо поддаются количественной оценке и могут вводиться для использования органами государственной и местной власти

1. Технические барьеры - - государственные меры контроля качества, безопасности или характеристик товаров, включая применяемые административные условия, терминологию, символы, проверку и методы проверки, требования к упаковке, маркировке и этикеткам, которые могут быть использованы как средство ограничения доступа тех или иных товаров на внутренний рынок страны

2. Паратарифные (сверхтарифные) меры - это платежи и сборы, взимаемые с товара, пересекающего таможенную границу, которые увеличивают стоимость ввозимого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара).

3. Государственные закупки - вид нетарифных инструментов, используя которые государство непосредственно участвует в торговых отношениях между покупателем и продавцом, влияя на конкурентную среду, предопределяя положение товара на внутреннем и внешнем рынках

III. Финансовые ограничения

1.Субсидии - денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

2.Кредитование

3.Демпинг

4. Меры валютно-финансовой политики - одним из важных методов валютного регулирования в течение многих лет являются валютные ограничения.

Валютные ограничения - ограничения свободы ведения валютных операций, устанавливаемые государственной властью в законодательном порядке.

Главная задача валютных ограничений - сокращение оттока валюты и валютных ценностей из страны для уравновешивания платежного баланса и поддержания курса национальной валюты.

Формы:

1. разрешение на получение и расходование иностранной валюты.

2. порядок продажи валютной выручки

3. система множественности валютных курсов

4. механизм валютных курсов

63. Внешняя торговля РФ: географическая и товарная структура.

В экспорте России преобладают товары с неустойчивой ценовой динамикой, спрос на которые слабо меняется при изменении цен и которым в долгосрочном плане присущи тенденции к понижению цен на них.Темпы расширения спроса на эти товары довольно медленны и отличаются низкой ценовой эластичностью. Рынки таких товаров не являются свободными. Рынок нефти и нефтепродуктов находится под контролем стран ОПЕК, рынок черных металлов (с помощью квот и антидемпинговых мер) уже давно регулируется крупнейшими западными странами, сбыт природного газа ограничивается наличием и проводимостью трубопроводной сети.

Удельный вес в российском экспорте машин и оборудования, в мировой торговле являющихся самой перспективной категорией товаров, ничтожен, это относится к высокотехнологичной продукции, которой в экспорте РФ, если не считать военной техники, почти нет.

В импорте России слишком большое место занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, спрос на которые остается высоким даже в условиях повышения цен и падения доходов населения.

Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование,транспортные средства, химическая продукция. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологической продукцией, что стимулирует обмен услугами между странами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного и финансово-кредитного характера.

Торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.

Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран.

Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран ориентирована в основном на рынки промышленно развитых стран. Их доля в мировой торговле составляет около 25 % мирового товарооборота. Значение в мировой торговле стран-экспортеров нефти в последние годы снижается; все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами, т. е. позволяет:

1) эффективнее использовать имеющиеся в стране ресурсы;

2) приобщиться к мировым достижениям науки и техники;

3 )в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики;

4) полнее и разнообразнее удовлетворять потребности населения.

Мировая торговля в различных группах стран естественно связана со своеобразием национальных экономик групп стран. Первая группа - это богатые страны мира, на которые приходится большая часть мирового производства и доходов.

Остальные страны мира получили название развивающихся, или слаборазвитых,стран.

Небольшой объем торговли между слаборазвитыми странами говорит о том, что огромная часть их экспорта состоит из сырья и материалов, используемых в производстве промышленно развитых стран. Периодически между «богатыми» и «бедными» странами возникают политические разногласия по поводу распределения доходов от торговли.

Для исправления ситуации в рамках этой системы должны быть осуществлены специальные меры: страны должны получать какую-то компенсацию за те трудности, с которыми им приходится сталкиваться.

Будучи должниками основных видов сырья, страны особенно уязвимы для макроэкономической политики промышленно развитых стран, определяющих мировой уровень процентных ставок и цен на сырьевые товары.

Как производители промышленных товаров эти страны говорят о своей уязвимости для протекционизма. И все это усугубляется ужасающей бедностью.

Наши рекомендации