Предметы общей экономической теории.

1. Зарождение и развитие экономической теории,

2. Экономические законы и экономические категории

3. Предмет исследования общей экономической теории

Экономические науки появились еще в древнем мире. Первые экономические теории были описаны мыслителями древней Греции в древнем Риме. Среди основных теорий выделяют следующие:

1) меркантилизм (представ. Тамас Ман), представители считали, что богатство общества возникает только в торговле ( изначально международно) Критики меркантилизма замечали что при равноценном обмене товаров обогатиться никто не может;

2) физиократия ( предств. Француа Кене) физиократы считали, что источником богатства являются производства, а единственной отраслью сельское хозяйство. Богатство является даром природы, однако они не противились тому, что природа не может преумножать богатства без приложения труда;

3) классическая (А.Смит)– представители установили что богатство наций возникает в материальном производстве, причем во всех отраслях, рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма перерастает на дополнительную величину, на основе этой теории складывается марксиское направление.

Марксиская школа. Предметом исследования является производственные отношения и объективные экономические законы. Марксисты выдели источником богатства прибавочную стоимость и неизбежность пролетарской революции.

Кенсианская школа. Рассматривала в качестве предмета механизм функционирования национальной экономики. Кенсианцы в первые предложили необходимость регулирующей роли государства, главным механизмом регулирования является стимулирование совокупного спроса населения и частного предпринимательства.

Мониторизм. Состоит в изучении законов движения денежной массы, который были объявлены первоосновой экономического развития. Государство не должно вмешиваться в экономику. Существует необходимость глубокого исследования механизма, обратного воздействия денежного мира на товарный мир.

Экономический закон – это наиболее существенные устойчивые постоянные повторяющиеся объективные причинно – следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах.

Экономические категории – это логические понятия представляющие собой теоретическое выражение реальных условий жизни общества. Законы могут быть специфические – это законное развитие конкретных исторических форм хозяйства.

Общий экономический законы - это законы свойственные всем историческим эпохам, они связывают их в единый исторический процесс поступательного развития.

Предметом общей экономической теории выступает закономерности и факторы экономического роста, как по фазной динамике воспроизводства, производстве распределении, обмене и потреблении, так и на более отдаленном этапе общественного развития.

Экономический рост – есть основа экономической теории экономики. объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизм функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментов, совершенной и несовершенной конкуренции, степени монаполизированности отдельных хозяйственных сфер форм и методов ценовой и неценовой путей и способов экономических отношений. Структурную экономическую теорию следует представлять: микроэкономика – исследует поведение отдельных производителей, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. Макроэкономика – занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирующихся микрофункций.

Рыночная система: спрос и предложения.

1. Рынок. Понятие формы.

2. Спрос, предложения и функции.

3. Равновесие спроса предложения.

4. Эластичность спроса и предложения.

Рынок– это система отношений, в которых связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителей, каждый из которых хозяйствует самостоятельно на свой страх и риск.

Функции рынка:

1. регулирующая – т.е. согласование производства и потребления поддержание сбалансированности спроса и предложения

2. стимулирующая - т.е. стимулирование к производству товаров и услуг.

3. информационная – т.е. предоставляет информацию о товарах и услугах представленных на рынке.

Роль рынка в общественном производстве.

1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных связей.

2. Уравновешивает спрос и предложение

3. Дифиринцирует товары производителей в соответствии с эффективностью их работы.

4. Санитарная роль – сводится к нахождению некачественного товара и свертыванию устаревших производств.

Типы рынков:

1. Неразвитый.

2. Свободный.

3. Нерегулируемый.

4. Регулируемый.

5. Централизовано управляемый рынок.

Виды рынков.

1. По широте охвата: местный, национальный, мировой,

2.По назначению : 1. рынок товаров и услуг. 2. Рынок средств производства .3. Рынок сырья. 4. Рынок ценных бумаг, труда, денег, научно-технических разработок.

3. По степени ограничения конкурентной стратегии: монополистичной конкуренции, рынок алигохолий,

по видам участников рыночных отношений: оптовый, розничный, рынок гос. заказа, с учетом законности операции выделяют легальный и нелегальный.

На рынке возникают транскосационные издержки, которые влияют на ценообразования на рынке – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.

издержки по заключению контракта, на ведение приговоров, поиска информации, защиты прав собственности.

Спрос и предложение.

Спрос – это потребность покупателя в том или ином товаре выраженном деньгами.

Виды спроса: индивидуальный – это потребность отдельного покупателя в том или ином товаре выраженное в деньгах. Рыночный спрос – это суммарный спрос на индивидуального покупателя. Совокупный спрос- это спрос формирующийся на национальном уровне и представляет собой реальный оббьем товаров и услуг, которые готовы купить при определенном уровне цен все экономические субъекты.

рис 1

Функция спроса – это функция определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.Факторы оказывающие влияние на спрос: доход, вкусы потребителей, ценовые ожидания, цена на товары субститут, цена на комплементарные товары.

Закон спроса - снижение цены увеличит приобретаемое количество товара, а уменьшает это количество, цена спроса – это максимальная цена, которую согласен платить потребитель при покупке данного товара, исключение закона и спроса: товары Веблена( покупатели судят по качеству товаров по цене), эффект Гиффена ( это спрос на товары первой необходимости).

Предложение.

Предложение – это готовность фирм изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене

p S

Q

Закон предложения – объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при её снижении.

Факторы, оказывающие влияние на предложения:

1. цены ресурсов.

2. характер применения технологий

3. налоги и субсидии

4. количество продавцов

На предложение существенное влияние оказывает временной фактор.

В условия кратчайшего рыночного периода: повышение спроса приводит к повышению цен, но не отражается на величине предложения.

В условиях короткого периода: повышение спроса обуславливает не только рост цен но и увеличение объема производства, так фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.

В условиях длительного периода: увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или не существенном повышении цен.

Рыночное равновесие – это способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цены, при которых их объемы уравновешиваются, в точке равновесия интересы продавцов и покупателей совпадают. Разница цены равновесия и максимально предлагаемой потребителем цены, характеризуют величину излишка. Функции равновесной цены: 1. информационная – её величина служит ориентиров для всех субъектов рыночной экономики 2. Нормирующая – она нормирует распределение товаров давая сигнал потребителю о том доступен ли ему данный товар и на какой оббьем потребления товара он мажет рассчитывать при данном уровне дохода. 3. Стимулирующая – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию, и ассортимент что бы издержки уложились в цену, и осталась какая – то прибыль.

При равновесной цене выигрывает часть потребителей и производителей, однако равновесная цена делает данные товар недоступным какому-то числу бедных потребителей и нерентабельным его производство для производителей с издержками производства превышающим рыночную цену.

Государство может устанавливать максимальные и минимальные цены, что оказывает существенное влияние на количество товара излишек и дефицит и тем самым ограничивает оббьем предложения и спроса.

Эластичность спроса и предложения.

Эластичность – это показатель степени реакции одной величины, возникающий в след за изменением другой величины.

Коэффициент эластичночсти – степень количественного изменения одного фактора при изменении другого фактора. Выделяют следующие виды эластичности:

1. эластичность спроса по цене:

1.1 точечная – характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены.

1.2 дуговая – используется, чтобы избежать неопределенности в расчетах. Обычно рассчитывают исходя из среднего значения цены и количества продукции. Экономический смысл дуговой эластичности – общая выручка при снижении цены остается неизменной, так как она может компенсироваться ростом продаж, если дуговая эластичность больше единицы, или меньше единицы то спрос эластичен. Если цена фиксируется, и спрос бесконечен то при этом эластичность тоже стремится к бесконечности, то это абсолютно эластичный спрос. А если цена растет, а спрос падает то это абсолютная неэластичность.

К основным факторам эластичного спроса нужно относить заменяемость товаров, доступность товара или услуг, чем насущнее потребность, тем менее эластичен спрос на этот товар. Степень насыщения потребителей, временной фактор – спрос становиться более эластичным с течением времени, из за повышения цен товара. Удельный вес в бюджете потребителя.

1.3 перекрестная - характеризует относительное изменение объема спроса на один товар, при изменение цены на другой товар. Коэффициент перекрестной эластичности может иметь следующие значения: 1. положительные – т.е. продукты могут рассматриваться потребителями в качестве заменителя друг друга. н-р чай-кофе,2. отрицательное – продукты рассматриваются потребителями в качестве взаимодополняющими чай – печенье.3. Нулевая эластичность – товар не связан друг с другом, ассиметричная ( если цена мяса снижается то спрос на кетчуп возрастает, но существенное увеличение цены на кетчуп на мясе не отразится).

2. Эластичность спроса по доходу:

2.2

Наши рекомендации