Приложение. Программы-мастера.

Программу-мастера можно образно представить себе как некоего помощника, который взялся сделать за Вас требуемое действие (создать форму или отчет и т.п.), однако ему для выполнения этого действия необходимо кое-что уточнить, и он задает Вам ряд вопросов. Работа любого мастера состоит из нескольких шагов. На каждом шаге пользователь видит диалоговое окно, в котором он должен сделать выбор (например, выбрать имя требуемой таблицы из списка всех имеющихся в базе таблиц), а затем перейти на следующий шаг мастера, щелкнув ЛКМ на кнопке «далее». Результат такого выбора будет Вашим ответом мастеру на один из его вопросов. На любом шаге мастера (кроме первого) можно щелкнуть ЛКМ на кнопке «назад» и вернуться на предыдущий шаг, чтобы изменить свой выбор. На последнем шаге мастера вместо кнопки «далее» присутствует кнопка «готово», щелкнув по которой Вы завершите работу мастера.

Какие вопросы задают мастера?

Мастер форм

Шаг 1

>
Надо выбрать имя таблицы, поля которой будут помещены в форму. Когда требуемая таблица выбрана, слева появляется список доступных полей этой таблицы. Надо переместить в список выбранных полей (справа) те поля, которые необходимо поместить в форму. Перемещаемое поле надо выделить и щелкнуть ЛКМ на кнопке .

Шаг 2 и др. Надо выбрать внешний вид формы, т.е. расположение полей (например, в один столбец), фон бланка, стиль и т.п.

Мастер отчетов

В отчет помещаются сведения из полей таблицы (нескольких таблиц). Например, выбрав поле «фамилия» из таблицы «список» для помещения в отчет, пользователь увидит в отчете список фамилий всех студентов.

Шаг 1 Надо выбрать имя таблицы, поля которой будут помещены в отчет. Когда требуемая таблица выбрана, слева появляется список доступных полей этой таблицы. Надо переместить в список выбранных полей (справа) те поля, которые необходимо поместить в отчет.

Шаг 2 Надо выбрать поле (поля), по которому будет сделана группировка записей. Группировка – это разделение всех сведений (всего списка) на отдельные группы по какому-либо признаку (полю). Все записи, в которых значение данного поля одинаковое попадают в одну группу.

Сравните: нет группировки:группировка по полю «пол»:

Авдеев мужчины

Волкова Авдеев

Петров Петров

Сидоров Сидоров

Фадеева женщины

Волкова

Фадеева

Шаг 3 Надо выбрать поле (поля), по которому будет сделана сортировка записей. Сортировка – это расположение записей в определенном порядке (по возрастанию или по убыванию). Для текстовых данных возрастание означает расположение по алфавиту от А до Я, убывание — от Я до А. Если установлена группировка, то записи сортируются внутри каждой группы.

Шаг 4 и др. Надо выбрать внешний вид отчета.

.

Мастер подстановок

Мастер подстановок с самого начала своей работы уже «знает» о том, в какую таблицу и в какое ее поле следует подставлять значения, потому что он вызывается в тот момент, когда пользователь меняет тип данных у конкретного поля. Именно в то поле, у которого выбирается тип «мастер подстановки», будут подставлены значения из другой таблицы или еще откуда-нибудь. Однако, мастер подстановки «не знает» о том, где взять значения для подстановки.

Шаг 1 Надо сообщить мастеру, что значения следует взять из таблицы.

Шаг 2 Надо выбрать имя этой таблицы из списка всех имеющихся таблиц.

Шаг 3 Надо выбрать из всех полей этой таблицы то поле, значения которого будут использоваться для подстановки.

Шаг 4 и др. Надо выбрать ширину и имя поля подстановки (рекомендуется оставить имя «номер»).

Ниже предлагаются различные варианты баз данных, Вам необходимо создать свою базу данных, в которой

Нужно показать все те знания и умения, которые Вы приобрели в процессе выполнения

Лабораторных работ.

Простая двухмерная структура (телефонный справочник)

Постановка задачи: составить обычный список телефонов с указанием для каждого телефона номера, обозначения або­нента, его адреса и его категории. .

Справочник состоит из однородных объектов — номеров телефонов. Выберем для объекта следующие данные:

* номер телефона;

* имя абонента (просто имя, или фамилия, или прозвище);

* адрес абонента;

* категория абонента (друзья, родственники, мастерские, магазины и т.д.).

Все данные будем считать текстовыми (символьными). Присвоим этим данным следующие имена и длины:

Ими данного Пояснение Длина
Номер Номер телефона
Имя_аб Обозначение абонента
Адрес Адрес абонента
Катег Категория абонента

В качестве данного "Категория" будем употреблять двух символьные коды-аббревиатуры: ДР — друзья, РД — род­ственники, СР— сервис, МН — магазины и т.п.

Тогда наш справочник можно представить следующей таб­лицей:

Таблица 3.1

Номер Имя_аб Адрес Катет
233-08-19 Петров Евгений Садовая, 18 ДР
265-04-15 Дядя Коля Зеленая, 11" РД
570-14-20 Химчистка Колышева, 5 СР
981-23-19 Эдик МН
487-18-20 Терехов Анат. Дм. Киевская, 2 РД

для такого объекта пару данных КАТЕГ (2) и НАИМ_КАТ (12), как показано в табл. 3.2.

Имена таблиц — TELEFON (телефоны) и SLOVKAT (сло­варь категорий).

. Таблица 3.2

Категория Наименование категории
ДР Друзья
РД Родственники
МН , Магазины

Пользуясь средствами СУБД Access (см. главу 2), создайте телефонный справочник в файле TOVAR.MDB, а затем ис­пытайте два варианта упорядочивания списка телефонов (рис. 3.1). На левой картинке список упорядочен по возраста­нию номеров телефонов, а на правой — по именам абонента.

Номер Имя-аб Адрес категория   Номер Имя-аб Адрес категория
233-08-19 32-96-86 Иванов Ваня Акимов Петя Садовая, 9 Игошина 3 Др Др   243-34-25 11-58-96 Дядя Петя Ермаков Вася Киевская,15 Обручева 11 Рд РД
42-48-08 Вовкин Сема Ключева 56 РД   23-33-96 Котов Женя Зелёная 11 ДР

Рис. 3.1. Таблица ТЕЛЕФОН

Поскольку категорию абонента мы обозначили кодом, нам придется составить еще одну таблицу (классификатор, сло­варь), объекты которой — категории. Естественно выбрать

Создайте связь таблиц TELEFON и SLOVKAT по полю, КАТЕГ.

В заключение включите в таблицу TELEFON поле,, с по­мощью которого можно читать биографию абонента (под­сказка: тип данных — MEMO).

Видеотека

Разработайте ИС, в которой основным классом объектов являются кассеты вашей видеотеки.

Примерный набор атрибутов (для каждой кассеты):

* номер кассеты;

* название) видеоматериала;

* фамилия режиссера;

* год создания;

* рубрика (исторический фильм, музыкальный, фантасти­ческий);

* уровень (отлично, хорошо, средне и т.п.);

* краткое содержание;

* длительность и т.д.

"Великие артисты XX века"

Разработайте ИС, в которой основным классом объектов являются кассеты вашей видеотеки.

Примерный набор атрибутов

* фамилия;

* имя;

* отчество; Ф пол;

* дата рождения;

* дата кончины;

* сцена;

* амплуа;

* голос;

* роль (одна из лучших ролей).

Самостоятельно!

  1. Больница (стационарное отделение)
  2. Больница (поликлиника)
  3. Библиотека
  4. Дорожно-транспортные происшествия (участники, машины, обстоятельства ДТП)
  5. Футбольный чемпионат (команды, графики игр, результаты игр, футболисты)
  6. Городская телефонная сеть (АТС, абоненты, оплата, переговоры)
  7. Отдел кадров предприятия (отделы, сотрудники, должности, зарплата)
  8. Предприятия торговли (отделы, товары, продавцы)
  9. Туристическое бюро (клиенты, туры, гостиницы, стоимость)
  10. Парикмахерская (цены на услуги, стоимость расходных материалов, виды услуг)
  11. Учебный центр (образовательные услуги, стоимость, преподаватели)
  12. Учебная дисциплина (кол-во часов, преподаватель, связь с другими дисциплинами, сложность понимания и др.)

* Можно вместо перетаскивания выбрать необходимое поле, щелкнув мышкой на кнопке со стрелкой непосредственно в ячейке строки «поле».

Наши рекомендации