Государственный контроль за осуществлением ОД
Тема 5. Оценка государственной и муниципальной собственности
Условные обозначения:
УГМС -управлениегосударственной и муниципальной собственностью
С -собственность
ОД -оценочная деятельность
РС -рыночная стоимость
СРО -саморегулируемая организация
УФО - уполномоченный федеральный орган
Содержание, становление и развитие оценочной деятельности в Российской Федерации
Практика оценки рыночной стоимости С, всегда существовавшая в России до 1917 г., была ликвидирована в Советское время.
В СССР рынок недвижимости и других объектов С почти полностью отсутствовал. Исключение составляли сделки по купле-продаже квартир, дач и земельных участков, совершавшиеся, как правило, с нарушением действующего законодательства.
Возрождение и становление ОД на рынке в настоящее время обусловлено развитием рыночных преобразований в российской экономике.
Начало ОД в современной России связано с принятием Закона РСФСР от 03.07.1991 №1531-1 (ред. от 17.03.1997) «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».
В течение 1991-1992 гг. в России появились первые частные собственники, которые стали продавать свои объекты на рынке недвижимости, а это, в свою очередь, потребовало определения их РС. С середины 1992 г. начал формироваться рынок оценочных услуг.
Переоценка основных фондов предприятий - определение их полной восстановительной стоимости - периодически осуществлялась в СССР и России. До 1991 г. переоценка основных фондов в бывшем СССР осуществлялась примерно один раз в десять лет. После 1991 г., в связи с интенсивными инфляционными процессами, переоценку основных фондов стали проводить каждый год.
В настоящее время учет основных средств организаций регламентируется Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 №26н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 №2689). Исключением являются кредитные, государственные и муниципальные учреждения.
В теории оценочной деятельности стоимость объекта оценки может быть даже отрицательной величиной, в то время как в бухгалтерском учете это невозможно.
Рыночная оценка имущественного комплекса является более надежной и достоверной как на макроуровне, так и на микроуровне. В условиях рыночной экономики при проведении оценки и переоценки имущественного комплекса организации необходим научный подход к аналитическому обоснованию ее результатов.
Государственный контроль за осуществлением ОД
Контроль за осуществлением ОД в РФ осуществляют органы, уполномоченные Правительством РФ (далее - уполномоченные органы), в рамках своей компетенции, установленной в соответствии с законодательством РФ.
Функции уполномоченных органов РФ, осуществляющих государственный контроль за ОД представлены на рисунке 5.1.
>
Функции уполномоченных органов РФ по контролю ОД: контроль за осуществлением ОД; регулирование ОД; взаимодействие с органами государственной власти по вопросам ОД и координация их деятельности; согласование проектов стандартов оценки; согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством РФ |
Рисунок 5.1 - Функции уполномоченных органов РФ,
осуществляющих контроль за ОД
В настоящее время понятие оценочной деятельности в нашей стране определено законодательно - это Федеральный закон №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с положениями указанного закона под ОД понимается деятельность субъектов, направленная на установление рыночной или иной стоимости в отношении объектов оценки.
Под РС объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, когда:
· одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
· стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
· объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
· цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
· платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации представлено на рисунке 5.2.
B oA9yqKUe8BTKTSc3UZRIgy2HhQZ7emqo+ipHo+DVrFb0liQv07jHw/4xXuqlLJW6vJgf7kF4mv1f GH7wAzoUgeloR9ZOdArCI/73Bu/uJr0FcVSwidMYZJHL//TFNwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAA ACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQIt ABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQIt ABQABgAIAAAAIQDvLvSuPgUAAA4ZAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBL AQItABQABgAIAAAAIQAvQ+TC3QAAAAUBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgHAABkcnMvZG93bnJldi54 bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAoggAAAAA ">
Нормативно-правовая база оценочной деятельности |
Федеральный закон № 135-ФЗ |
Иные нормативно-правовые акты |
Международные договора |
Рисунок 5.2 - Нормативно-правовая база оценочной деятельности
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ в области ОД, применяются правила международного договора РФ.
Субъектами оценочнойдеятельности признаются, с одной стороны, юр. и физлица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется №135-ФЗ - оценщики, а с другой - потребители их услуг - заказчики. Схема субъектов оценочной деятельности представлена рисунке 6.3.
Субъекты оценочной деятельности |
ЗАКАЗЧИКИ |
ОЦЕНЩИКИ |
Российская федерация |
Субъекты Российской Федерации |
Юридические лица |
Физические лица (индивидуальные предприниматели) |
Муниципальные образования |
Юридические лица |
Физические лица |
Рисунок 5.3 - Субъекты оценочной деятельности
К объектам оценки относятся (рисунок 5.4).
Право на проведение ОД является безусловным и не зависит от установленного законодательством РФ порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухучета и отчетности.
Объекты оценочной деятельности |
отдельные материальные объекты (вещи) |
совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида |
право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества |
права требования, обязательства (долги) |
работы, услуги, информация |
иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте |
Рисунок 5.4 - Объекты оценочной деятельности
Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством РФ.
В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит РС данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных №135-ФЗ или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.