Вопрос 99-101Международные валютные отношения
Под международными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием физических лиц, проводимые через банк, по внешнеторговым и иным внешнеэкономическим операциям. Участниками международных расчетных отношений являются центральные (национальные) банки, коммерческие банки, уполномоченные на осуществление операций в иностранной валюте, а также иные юридические и физические лица. В законодательстве большинства государств предусмотрено специальное регулирование банковской деятельности. В задачу коммерческих банков при выполнении международных расчетов входят кредитование и финансирование затрат, связанных с внешнеэкономической деятельностью их клиентов, осуществление в той или иной форме расчетов с иностранными партнерами, а также осуществление неторговых операций. Правовой основой международных расчетов являются международные конвенции, многосторонние и двусторонние договоры и соглашения, акты внутреннего (национального) законодательства, банковские обычаи и т.д. В частности, к источникам правового регулирования международных расчетов относятся: Женевская конвенция 1930 г. о единообразном законе о переводном и простом векселях; Женевская конвенция 1930 г. о разрешении некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях; Женевская конвенция 1930 г. о гербовом сборе в отношении переводного и простого векселей; Женевская конвенция 1931 г. о единообразном законе о чеках; Женевская конвенция 1931 г. о разрешении некоторых коллизий законов о чеках; Женевская конвенция 1931 г. о гербовом сборе в отношении чеков; Конвенция 1988 г. о международных чеках; Конвенция 1988 г. о международных переводных векселях и международных простых векселях; Конвенция 1995 г. о независимых гарантиях и резервных аккредитивах. При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, по инкассо, чеками. Кроме того, безналичные расчеты допускаются в иных формах, предусмотренных закономи и банковскими правилами. юридические лица - нерезиденты вправе открывать счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Источниками валютных средств на этих счетах могут быть: средства, переведенные или пересланные из-за границы; поступления от резидентов и нерезидентов за реализуемые товары и услуги; средства, поступившие в погашение обязательств перед владельцами счетов; проценты, уплачиваемые банками; поступления со счетов других нерезидентов в банках; поступления от инвестиций и другие. Под формой расчета в международной практике понимается регулируемое нормами международного частного права условие платежа, обладающее специфическими особенностями в отношении порядка зачисления средств на счет кредитора, видов используемых платежных документов, а также процедуры документооборота. Расчеты подразделяются на международные торговые и международные неторговые расчеты. К международным торговым расчетам относятся расчеты, вытекающие из сделок субъектов внешнеторговой деятельности. К международным неторговым расчетам относятся платежи на содержание представительств за рубежом и международных организаций, за обучение иностранных граждан, а также алиментные, пенсионные, наследственные и иные аналогичные им платежи. Мировая практика выработала такие формы международных расчётов, как инкассо, аккредитив, банковский перевод, авансовые расчеты, расчеты по открытому счету, расчеты в виде векселей и чеков, в последние десятилетия появились кредитные карточки, а также расчеты с использованием системы СВИФТ, телеграфные переводы.
Выбор форм расчетов определяется рядом факторов. Интересы экспортеров и импортеров товаров и услуг не совпадают: импортёр стремится получить от экспортера платежи в кратчайший срок, в тоже время последний стремится отсрочить платеж до момента окончательной реализации товара.
Поэтому выбранная форма расчетов является компромиссом, в котором учитываются экономические позиции контрагентов, степень доверия друг к другу, экономическая конъюнктура, политическая ситуация и т. п. Поскольку международные расчеты тесно связаны с кредитными отношениями, то наличие или отсутствие кредитных соглашений (как на межгосударственном уровне, так и на уровне контрагентов) также оказывает влияние на выбор формы расчетов.
В современных условиях сложились три основные формы международных расчетов: 1) документарный аккредитив; 2) инкассо; 3) банковский перевод. Разработанные Международной торговой палатой в Париже Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (в редакции 1993 г.) и Унифицированные правила по инкассо (в редакции 1995 г.) получили широкое распространение в банковской практике. Не существует международного акта в отношении банковского перевода. Эта форма международных расчетов регулируется внутренним (национальным) законодательством и соответствующими банковскими правилами. Каждый из участников международных расчетных отношений вправе применить свой вариант осуществления расчетов. Например, участники внешнеэкономической сделки по соглашению между собой могут форму расчетов подчинить одному правопорядку, а санкции за просрочку или задолженность платежа - другому правопорядку.
Международные расчеты в форме документарного аккредитива. Документарный аккредитив представляет собой соглашение, в силу которого банк, выставивший аккредитив, действуя по просьбе и в соответствии с инструкциями клиента, производит платеж третьему лицу (бенефициару) или оплачивает переводные векселя бенефициара. Широкое распространение в международной практике аккредитивной формы расчетов объясняется ее свойством сокращать разрыв во времени между моментом отгрузки товара и моментом получения платежа.
Виды документарного аккредитива. В зависимости от характера обязательства банка-эмитента по отношению к бенефициару различают отзывные и безотзывные аккредитивы. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара. Деление аккредитивов на подтвержденные и неподтвержденные осуществляется в зависимости от того, добавляет или не добавляет авизующий банк свое подтверждение к аккредитиву, открытому банком-эмитентом.
Международные расчеты в форме инкассо
Другой формой международных расчетов (кроме документарного аккредитива) являются расчеты в порядке инкассо.
Инкассо - это операции, совершаемые банком в форме инкассового поручения на основании полученных документов в целях:
- получения платежа и (или) акцепта;
- передачи документов против платежа и (или) акцепта;
- передачи документов на других условиях.
Чистое инкассо - это инкассо финансовых документов (переводных и простых векселей, чеков и т.п.), не сопровождаемых коммерческими документами.
Документарное инкассо - это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, и коммерческих документов, не сопровождаемых финансовыми документами.
Инкассовая форма расчетов выгодна импортеру, поскольку она подразумевает оплату действительно поставленного товара. Эта форма расчетов выгодна также и экспортеру, так как его право на товар защищается до оплаты документов (импортер приобретает право на товар лишь после его оплаты).
5. Международные расчеты в форме банковского перевода
Банковский перевод - одна из основных форм международных расчетов. При этой форме расчетов банк принимает на себя обязательство по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести в обусловленный срок определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица (бенефициара) в этом или ином банке.
Банковский перевод всегда осуществляется в форме кредитового перевода. Как и другие формы финансовых расчетов, он осуществляется в безналичной форме.
Операция начинается в банке перевододателя путем составления и передачи банку платежного поручения.
1) простой банковский перевод (при этой форме финансовых расчетов коммерческие документы, минуя банки, от экспортера направляются непосредственно к импортеру);
2) документарный банковский перевод (в платежном поручении содержится условие о выплате бенефициару определенной денежной суммы лишь после представления соответствующих финансовых или коммерческих документов);
3) банковский перевод с использованием чеков (при этой форме финансовых расчетов, наряду с другими документами, используются чеки).
91. Характеристика и классификация международн экономич орг-ций.
В рамках ООН организовано и действует 17 междунар орг-ций Всмирн орг-ция по туризму. Спектр деят-ти ООН касается полит, гуман, соц проблем, но во многих органа ‑ эк вопросы. Стремление к эк деят-ти.
Структура ООН ‑ 4 осн направления: 1) Глоб проблемы, 2) содейст эк стр-ву гос-в с разн ур-нями соц-эк развития, 3) сдействие эк росту в развив странах, 4) регулир-е регионального эк развития.
Формы деят-ти: а) информац деят-ть, б) технико-консультативн деят-ть, в) валютно-финанс:
в (а)) сущесттвует статистич комиссия (органы: эк и соц совет, статистич бюро секритариата ООН); в (б)) оказание технич помощи развив странам:
- тех помощь на деле превращ во вмеш-во во внутр дела гос-ва;
- тех помощь должна осущ только через прав-венные органы.
- тех помощь должна осущ в тех ыормах, кот наиб приемлемы для данной страны
- тех помощь должна соотв самым высоким кач и тех стандартам.
в (в)) МБРР (Всемирный банк), МФК, Междунар ассоциация развития, МЦУИС, МВФ ‑ формально входят в ООН.
Специализированные учреждения ООН по вопросам экономики и финансов:
1) Ген ассамблея (1гос-во - один голос), Комитет по эк и фин вопросам. Unctad, Unida. Очередность сессии ГАООН ‑ раз/ год. Есть пункт о созыве чрезвыч сессий.
2) Экон и соц совет ООН (ЭКОСОС). Цель - развитие междунар сотрудничества в эк-ке, соц. и культ. сферах + гуманит. проблемы. 54 члена и 3 сессионных комитета: 1)экономич.; 2)соц.; 3)по программам и сотрудничеству.
Функцион. комиссии: статистич., по народонаселению, по соц развитию, по правам человека и т.д.;
Комитеты: по программам и координации, по неправовым организациям, по планированию развития и т.д.
Регион. экон. комиссии для Европы, Зап. Азии, Тихого океана и Азии, Лат. Амер., Африки, Кариб. бассейна.
3) Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - 1964 год. Местополож. - Женева. Осн. орган - конференции, кот. проходят 1 раз в 4 года. Цель - развитие м/н торговли в целях экон. прогресса. Повыш. внимание - развив. странам. (М/н форум, через посредство которого развив. страны решают вопросы о передаче технологий, задолженности и др.).
4) Программа развития (ПРООН) - 1965 год. Для оказания содействия развив. странам и росту их эк. потенциала через развитие их прир. и челов. ресурсов. Осн. орган - управляющий совет. 4 региональных бюро (для Азии и Тихого океана, Арабск. гос. Африки, Лат Амер.). Осн. сфера ‑ с/х.
Специализированные орг-ции ООН:
6) ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) ‑ 1946 г., Париж.
7)Междунар орг-ция труда ‑ МОТ ‑ старше самой ООН (1919, Женева).
8) Всемирный почтовый союз (1874, Берн).
9) МВФ. МВФ был учрежден в 1944г. для содействия развитию м/н торговли и валютного сотрудничества. В этих целях предусматривалось установить определенные нормы регулирования валютных курсов и осуществлять контроль за их соблюдением. Деятельность фонда также направлена на установление валютных ограничений. Капитал МВФ образован из взносов гос.членов. Число гос.членов в 1993г. - 176. Россия вступила в 1992г. Члены фонда могут получать кредитные ресурсы в случае валютных затруднений.
Руковод органы МВФ ‑ Совет упр-щих и директорат. Принципиальн вопросы решает Совет МВФ (мины финансов и упр-щие ЦБ’ов гос-в-членов, собирается раз в год). МВФ осуществляет кредитные операции (только с официальными органами гос.членов) путем предоставления кредитов в форме продажи иностранной валюты на нац. валюту гос.-заемщика. Кредиты погашаются путем выкупа национальной валюты на иностранную. Сроки погашения кредитов, как правило, не превышают 3-5 лет. Процентные ставки - 6-7% годовых.
10) МБРР. (1945г.) Задача - стимулировать эк. развитие гос-в - членов, содействие развитию междунар торг и поддержание платежн балансов. Высший орган ‑ совет управляющих. Капитал образован из взносов гос-в-членов. Размеры взноса определяют и число голосов. Осн деят-ть ‑ предоставление долгоср. кредитов как гос-вам, так и частн предприятиям под гарантию их прав-в. Большая часть кредитов ‑ на срок до 20 лет (обычно под 10% годовых). При предоставлении займов МБРР настаивает на выполнении своих рекомендаций относит основн направлений эк и соц развития гос-ва-заемщика. Россия вступила в МБРР в 1992г.
2 филиала: 1)Международная ассоциация развития ‑МАР, (1960). Задача ‑ предоставл развивающ странам займов и кредитов на льготн усл-ях и 2)Международная фин корпорация ‑ МФК (1956), ориентирующ на предоставл кредитов частному капиталу без треб прав-венных гарантий. МБРР, МАР и МФК образуют вместе группу Всемирного (Мирового) банка, на которую приходится 2/3 общего годового объема ср-в, выделяемых всеми межправит-венными орг-циями развивающ стран.
Орг-ции, не входящ в ООН:
11) Орг-ция эк сотрудничества и развития ‑ ОЭСР (1961, Париж), 24 члена (23 разв страны и Турция). Цель ‑ коорд эк политики гос-в-членов. Руковод орга ‑ Совет, в кот входят представители всех гос-в. Штаб квартира – в Париже.
12) ГАТТ 1947 – 1994. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), действующее с 1948 года. ГАТТ - м/н соглашение об основных принципах, нормах и правилах ведения и гос регулирования взаимной торговли стран-участниц. К 1993 году участниками были 111 стран. Свыше 50 стран и м/н организаций имеют статус наблюдателя. Некоторые страны, не будучи членами ГАТТ, полностью принимают его принципы ( Тайвань). 90-95% мировой торговли контролируют члены и наблюдатели ГАТТ. ГАТТ включает 38 статей, а также ряд документов, принимаемых в ходе м/н переговоров.
В апреле 1994 года в рамках Уругвайского раунда ГАТТ пере образованно в ВТО. Нормами и правилами ВТО регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.
13)FAO ‑ пом для Африки, Лат Ам, Кариб бассейна.
92. Специализированные учреждения ООН по вопросам экономики и финансов:
1) Ген ассамблея (1гос-во - один голос), Комитет по эк и фин вопросам. Unctad, Unida. Очередность сессии ГАООН ‑ раз/ год. Есть пункт о созыве чрезвыч сессий.
2) Экон и соц совет ООН (ЭКОСОС). Цель - развитие междунар сотрудничества в эк-ке, соц. и культ. сферах + гуманит. проблемы. 54 члена и 3 сессионных комитета: 1)экономич.; 2)соц.; 3)по программам и сотрудничеству.
Функцион. комиссии: статистич., по народонаселению, по соц развитию, по правам человека и т.д.;
Комитеты: по программам и координации, по неправовым организациям, по планированию развития и т.д.
Регион. экон. комиссии для Европы, Зап. Азии, Тихого океана и Азии, Лат. Амер., Африки, Кариб. бассейна.
3) Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - 1964 год. Местополож. - Женева. Осн. орган - конференции, кот. проходят 1 раз в 4 года. Цель - развитие м/н торговли в целях экон. прогресса. Повыш. внимание - развив. странам. (М/н форум, через посредство которого развив. страны решают вопросы о передаче технологий, задолженности и др.).
4) Программа развития (ПРООН) - 1965 год. Для оказания содействия развив. странам и росту их эк. потенциала через развитие их прир. и челов. ресурсов. Осн. орган - управляющий совет. 4 региональных бюро (для Азии и Тихого океана, Арабск. гос. Африки, Лат Амер.). Осн. сфера ‑ с/х.
Специализированные орг-ции ООН:
6) ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) ‑ 1946 г., Париж.
7)Междунар орг-ция труда ‑ МОТ ‑ старше самой ООН (1919, Женева).
8) Всемирный почтовый союз (1874, Берн).
9) МВФ. МВФ был учрежден в 1944г. для содействия развитию м/н торговли и валютного сотрудничества. В этих целях предусматривалось установить определенные нормы регулирования валютных курсов и осуществлять контроль за их соблюдением. Деятельность фонда также направлена на установление валютных ограничений. Капитал МВФ образован из взносов гос.членов. Число гос.членов в 1993г. - 176. Россия вступила в 1992г. Члены фонда могут получать кредитные ресурсы в случае валютных затруднений.
Руковод органы МВФ ‑ Совет упр-щих и директорат. Принципиальн вопросы решает Совет МВФ (мины финансов и упр-щие ЦБ’ов гос-в-членов, собирается раз в год). МВФ осуществляет кредитные операции (только с официальными органами гос.членов) путем предоставления кредитов в форме продажи иностранной валюты на нац. валюту гос.-заемщика. Кредиты погашаются путем выкупа национальной валюты на иностранную. Сроки погашения кредитов, как правило, не превышают 3-5 лет. Процентные ставки - 6-7% годовых.
10) МБРР. (1945г.) Задача - стимулировать эк. развитие гос-в - членов, содействие развитию междунар торг и поддержание платежн балансов. Высший орган ‑ совет управляющих. Капитал образован из взносов гос-в-членов. Размеры взноса определяют и число голосов. Осн деят-ть ‑ предоставление долгоср. кредитов как гос-вам, так и частн предприятиям под гарантию их прав-в. Большая часть кредитов ‑ на срок до 20 лет (обычно под 10% годовых). При предоставлении займов МБРР настаивает на выполнении своих рекомендаций относит основн направлений эк и соц развития гос-ва-заемщика. Россия вступила в МБРР в 1992г.
2 филиала: 1)Международная ассоциация развития ‑МАР, (1960). Задача ‑ предоставл развивающ странам займов и кредитов на льготн усл-ях и 2)Международная фин корпорация ‑ МФК (1956), ориентирующ на предоставл кредитов частному капиталу без треб прав-венных гарантий. МБРР, МАР и МФК образуют вместе группу Всемирного (Мирового) банка, на которую приходится 2/3 общего годового объема ср-в, выделяемых всеми межправит-венными орг-циями развивающ стран.