Для студентов 5-го курса фармацевтического факультета. по теме: «Авторское право и смежные права»
по теме: «Авторское право и смежные права»
Цель предстоящего занятия: изучить основные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы авторского права и смежных прав; усвоить нормативно-правовые и теоретические положения и привить навыки практического применения полученных знаний; изучить особенности правовой охраны объектов авторского права, имущественные и неимущественные права авторов, сроки охраны авторского права; изучить возможности использования прав автора; изучить особенности и существенные условия авторского договора.
Формы контроля знаний: устный (письменный) опрос, решение ситуационных задач, составление проекта авторского договора
При самостоятельной подготовке к занятию студентам необходимо изучить и знать ответы на следующие вопросы:
1. Понятие, признаки и источники авторского права.
2. Сфера действия авторского права.
3. Объекты авторского права и смежных прав.
4. Произведения, не являющиеся объектами авторского права.
5. Возникновение авторского права.
6. Субъекты авторского права и смежных прав.
7. Имущественные и неимущественные права автора.
8. Соавторство, имущественные и неимущественные права на произведение, созданное в соавторстве.
9. Авторское право на составные и производные произведения.
10. Авторское право на служебное произведение.
11. Сроки правовой охраны прав авторов.
12. Право на обнародование объекта авторского права.
13. Использование объектов авторского права.
14. Ограничение имущественных прав.
15. Основания и условия использования объектов авторского права без выплаты авторского вознаграждения.
16. Особенности правовой охраны объекта авторского права, перешедшего в общественное достояние.
17. Переход авторского права по наследству.
18. Понятие, форма, стороны и содержание авторского договора.
19. Понятие и сфера действия смежных прав.
20. Объекты и субъекты смежных прав.
21. Имущественные и неимущественные права субъектов смежных прав.
Примеры предлагаемых для решения ситуационных задач по теме занятия:
Задача № 1.
Б. в 1940 г. была написана книга «Советская экономика», которая была издана в августе 1948 г. под псевдонимом «Л.». Б. умер 10.01.1946 г.
В июле 1998 г. книга была переиздана тиражом 10 экз. издательским отделом университета для учебных целей.
Наследники Б. считают, что нарушены их имущественные права; университет считает, что вознаграждение не должно быть выплачено, т.к. тираж используется для учебных целей.
1. Определите срок охраны авторского права.
2. Оцените правовые позиции наследников и университета.
Задача № 2.
В декабре 1955 г. умер писатель С., работавший под псевдонимом «В.». В мае 2007 года был обнародован сборник стихов поэта К. под псевдонимом «В.».
Сын С. обратился к Б. с просьбой выплатить ему вознаграждение за использование псевдонима отца, поскольку право на его использование перешло к наследникам.
Б. отказался, объяснив, что объект авторского права перешел в общественное достояние, поскольку истек срок охраны авторского права, и наследники не имеют права на получение авторского вознаграждения.
1. Оцените правовые позиции наследника и Б.
2. Определите срок охраны авторского права.
Задача № 3.
А. и С. в соавторстве написали книгу, которая была издана в 1950 году. А. умер 01.01.1958, С. умер 14.09.1955. А. завещал всё принадлежащее ему имущество и имущественные права литературному фонду.
В 01.01.2010 г. книга была издана издательством «Ю.».
Дочь А. и сын С. обратились к владельцу издательства Н. с требованием выплатить им вознаграждение от использования книги.
Н. выплачивать вознаграждение отказался.
1. Определите срок охраны авторского права.
2. Имеет ли право дочь А. получить денежное вознаграждение за использование книги? Если нет, то почему?
3. Имеет ли право сын С. получить денежное вознаграждение за использование книги? Если нет, то почему?
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ