Объекты государственного регулирования
Введение
Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики» предназначен для студентов направления подготовки для направления подготовки 080200.62 «Менеджмент»
Целью конспекта лекций по дисциплине «Государственное регулирование экономики» является помощь студенту в самостоятельном изучении круга вопросов по данной учебной дисциплине.
Основной целью изучения дисциплины «Государственное регулирование экономики» является овладение студентами системой знаний, умений и навыков в области централизованного регулирования экономики на федеральном, региональном и местном уровнях.
В процессе изучения дисциплины студенты должны получить:
* знания в области методики регулирования социально-экономических процессов и особенностей формирования программ развития экономики страны и отдельных регионов;
* умение использовать рычаги регулирования экономики для достижения поставленных целей;
* навыки по расчету, анализу и интерпретации важнейших экономических показателей.
Теоретической базой дисциплины служат труды классиков экономической науки, основоположников наиболее значимых современных экономических и социально-экономических теорий управления (Дж.Милля, Дж.Кейнса, М.Фридмена, П.Самуэльсона, В.Ойкена, Д.Гелбрейта и др.). В своих основах курс опирается на дисциплины, изучающие экономическую теорию, экономические концепции государства, историю экономических учений, экономическую социологию и др.
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла В.ОД.9.
Материалы дисциплины «Государственное регулирование экономики» распределены по темам в соответствии с рабочей программой курса, каждая из тем снабжена целевыми установками изучения и контрольными вопросами.
Раздел 1. «Содержание государственного регулирования экономики и его роль в проведении радикальных экономических реформ»
Тема 1: «Сущность и механизмы регулирования экономики»
Целевые установки изучения темы:
В данном разделе мы изучим содержание функции регулирования в процессе управления экономикой и социальной сферой в обществе; установим понятие государственного регулирования экономики, рассмотрим существовавшие в различное время модели взаимоотношений экономики и государства. Мы выявим сущность, механизмы и рычаги государственного регулирования экономики, а также экономический инструментарий и основные направления государственного регулирования. Также мы изучим задачи и функции государства в регулировании экономических и социально-экономических процессов.
Основные понятия и термины: государственное регулирование,государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование - целенаправленное воздействие государства на организацию определенной сферы жизнедеятельности общества путем издания законов и др. нормативных правовых актов, определяющих предлагаемые государством правила деятельности в соответствующей сфере.
Оно предполагает, с одной стороны, формирование механизмов и стимулов определенной организации деятельности, а с другой – применение мер государственного принуждения к лицам, нарушающим требования, выраженные в правовых актах.
Правовые акты в данном случае являются юридической формой, в которую облекаются различные методы и средства государственного воздействия. Эти методы и средства представляют собой сложную систему экономических, правовых, организационно-административных, социальных и др. мероприятий.
Объекты государственного регулирования
1. Экономика
2. Социальная сфера
3. Конфликтные и чрезвычайные ситуации
Государственное регулирование экономики – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.
К базисным для любого общества функциям государства (направлениям регулирования) относятся:
• определение стратегии развития;
• гарантирование прав собственности;
• партнерские отношения с частным и смешанным секторами;
• финансовая, денежная, социальная политика;
• поддержание общественного порядка;
• оборона.
Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства, независимо от типа экономической системы.
Современная экономика представляет собой синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.
Формы и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности, с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.
В различные эпохи господствовали различные взгляды на модель взаимоотношений государства и экономики:
1. Меркантилизм: активное вмешательство государства в экономику необходимо. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого являлись меркантилисты, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке должно способствовать накоплению золота и серебра в стране, проводить политику развития и защиты собственной промышленности.
2. Физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laissez-faire, означающий требование свободы, свободы торговли в первую очередь. Главная функция государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.
3. Классическая школа политэкономии - развивалась в эпоху промышленного переворота и выражала интересы промышленной буржуазии. Продолжение идей физиократов и полный отказ от взглядов меркантилистов. А.Смит и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. Государство должно выполнять три обязанности:
- ограждать общество от насилия и вторжений других обществ;
- ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, т.е. обеспечить эффективное правосудие;
- создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть ими покрыты.
4. Неоклассическая школа: создана теория рыночного равновесия и сформулированы закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Государственное регулирование считали вредным.
Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные “сбои рынка”, с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим “сбои рынка”, относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.
Потребовались поддерживающие и корректирующие меры государства, задачами которого стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты.
Кризис 30-х годов, а также политические, социальные и экономические проблемы, появившиеся после первой и второй мировых войн, подорвали доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики.
Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Школа и практика управления экономикой получила название кейнсианства
5. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Таким образом, в 30-х годах капитализм исчез и был заменен смешанной экономикой. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.
Дефициты государственных бюджетов, высокий уровень инфляции, нефтяной кризис 70-х годов вызвал претензии к кейнсианским идеям. Главные позиции заняли представители новых направлений: