Понятие эластичности спроса и предложения.

Воздействие государства на рыночное равновесие.

Государство может воздействовать на рыночные механизмы с помощью различных инструментов, основными из которых являются налоги, субсидии, фиксированные цены.

Выделяют два типа государственного регулирования:

1. Прямое: путем установления фиксированных цен;

2. Косвенное: с помощью налогов и субсидий.

Прямое регулирование. Государство может установить:

1) Максимально допустимую цену Pmax – уровень цены, выше которой она не должна подниматься (основные продукты питания, лекарства, коммунальные услуги и т.д.) – в интересах покупателей. В этом случае, если максимально допустимая цена установлена выше равновесной, то это не оказывает существенного воздействия на рынок. Если допустимый максимум Pmax будет ниже равновесной цены Ре, то объем спроса Q2 превысит объем предложения Q1. В результате возникнет дефицит, который приведет к формированию нерыночных механизмов распределения ресурсов – это очереди, распределение товара может осуществляться в зависимости от предпочтений продавца или регламентироваться государством.

2) Минимально допустимая цена Pmin – уровень цены, ниже которой она не должна опускаться (МРОТ) - в интересах продавцов. Если допустимый минимум находится ниже точки равновесия, то это не оказывает существенного воздействия на рынок. Например, в России никто не получает зарплату, равную официальному МРОТ, которая используется только как условная счетная единица.

Если установленный минимум Pmin выше равновесной цены Ре, то объем предложения Q2 превышает объем спроса Q1. В результате возникает избыток предложения.

Таким образом, прямое воздействие государства на рыночные цены имеет серьезные побочные эффекты, поэтому допускается только в исключительных случаях и носит временный характер (война). В экономике существуют более совершенные методы косвенного регулирования ценообразования – налогообложение, предоставление субсидий и дотаций.

Косвенное регулирование.

Для поощрения производства социально значимых товаров или увеличения их доступности для потребителей могут предоставляться дотации или субсидии на такие товары.

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Предоставление товарной дотации производителю ведет к сдвигу кривой предложения вправо и вниз на величину дотации. В результате новое равновесие устанавливается в т. Е1. В результате продаваемое количество данного товара увеличивается с Q до Q1, цена для потребителей снизится до Р1, а цена, фактически получаемая за товар производителями, повысится до Р*. таким образом, выгоду от введения дотации получат как производители, так и потребители.

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru P D S

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru P* дотация

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru P E S1

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru P1 E1

 
  Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru

0 Q Q1 Q

если потребителям предоставляются товарные субсидии, то происходит сдвиг кривой спроса на величину субсидии вверх и вправо. Новое равновесие устанавливается в т.Е1. В результате роста спроса увеличивается объем предложения Q до Q1 и растет цена до Р1. Однако, цена, фактически уплачиваемая за товар потребителями, снизится до Р*. выгоды от субсидии получат не только потребители товара, но и его продавцы, получившие возможность продать большее количество данного товара по более высокой цене.

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Р D1

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru D E1 S

P1

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru P E

Субсидия

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru P*

 
  Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru

0 Q Q1 Q

Влияние налогообложения на ценообразование является обратным случаем влияния субсидий и дотаций.

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Рассмотрим последствия уплачиваемого потребителями товарного налога. Введение такого налога ведет к сокращению спроса, т.е. к сдвигу кривой спроса вниз и влево на величину налога. В результате установления нового равновесия Е1 цена снизится с Р до Р1, а продаваемое количество с Q до Q1. Однако цена, уплачиваемая покупателями, повысится до Р*. таким образом, налоговое бремя будет разделено между покупателями и продавцами, т.к. покупатели будут платить больше, а продавцы получать меньше, чем при отсутствии налога.

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru P налог

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru P* D S

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru P D1 E

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru P1 E1

 
  Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru

0 Q1 Q Q

На практике товарные налоги чаще уплачивают продавцы. Следствием такого налогообложения является сокращение предложение и сдвиг кривой влево вверх на величину налога. Новое равновесие устанавливается в т. Е1, уплачиваемая цена повысится с Р до Р1, получаемая продавцами цена снизится до Р*, а продаваемое количество сократится до Q1.

       
    Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru
  Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru
 

P E1 S1

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru P1 S

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru P E

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru налог

P* D

 
  Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru

0 Q1 Q Q

Введение налогов на потребителей и продавцов приводит к одинаковым результатам. Любой товарный налог повышает цену, уплачиваемую потребителями, и снижает цену, получаемую продавцом.

Понятие эластичности спроса и предложения.

Эластичность спроса рассчитывают по цене и по доходу.

Эластичность предложения только по доходу.

Эластичность спроса по цене – это показатель, измеряющий степень изменения объема спроса на какой-либо товар при изменении цены на 1%. Различают следующие коэффициенты эластичности:

1) Коэффициент прямой эластичности:

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru

где Е - эластичность спроса;

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Q/Q – относительное изменение объема спроса;

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Р/Р – относительное изменение цены.

Ценовая эластичность спроса всегда принимает положительное значение и может варьировать от ноля до бесконечности.

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru

P D         1 3 Q
Поэтому различают несколько групп ценовой эластичности спроса.

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Если Е=1, то спрос единичной эластичности. Это значит, что изменение цены не приводит к изменению выручки продавца.

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru

P D         3 4 Q
Если Е<1, то спрос неэластичный. Это значит, что при уменьшении цены выручка продавца сокращается (товары первой необходимости).

 
  Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru

P D         1 Q
Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Если Е>1, то спрос эластичный. Это значит, что при уменьшении цены выручка продавца увеличивается (товары роскоши или длительного пользования).

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Если Е=0, то спрос совершенно неэластичный. Это значит, что объем спроса совершенно не реагирует на изменение цены (товары, не имеющие аналогов).

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru

P   D   1 3 Q
Если Е= Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru , то спрос совершенно эластичный. Это значит, что бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса (спрос на товары фирмы в условиях совершенной конкуренции).

2) Коэффициент дуговой эластичности (рассчитывается когда изменения Q и Р великие):

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru

Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru ; Понятие эластичности спроса и предложения. - student2.ru

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1. Наличие товаров-заменителей. Если у товара есть субститут, то спрос на него относительно эластичный. Если товар является дополняющим, то спрос на него относительно неэластичный;

2. Необходимость товара для потребления. Чем выше необходимость, тем ниже эластичность (сигареты, лекарство);

3. Значимость товара в потребительском бюджете. Спрос на товары, приобретение которых требует значительной части дохода, более эластичен по сравнению со спросом на товары, покупка которых требует незначительной части бюджета.

4. Временные рамки (незаметное для покупателей изменение цены). Спрос на продукты обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения. Например, краткосрочный спрос на бензин менее эластичен, чем долгосрочный спрос.

Итак, ценовой эластичности спроса на многие товары определяется экономическими факторами: эластичность обычно выше для предметов роскоши, при наличии товаров-заменителей, и когда потребители имеют больше времени для того, чтобы приспособить свое поведение.

Наши рекомендации