Чистая монополия. Анализ ценовой дискриминации

I. Цель работы

1.Исследование рынка чистой монополии.

2.Построение графиков, отражающих состояние фирмы, проводящей ценовую дискриминацию и без нее.

II. Общие сведения

Чистая монополия является антиподом чистой конкуренции, при которой одна фирма в отрасли выступает единственным производителем продукта, который не имеет близких заменителей. Поэтому фирма-монополист имеет значительный контроль над ценой, по существу диктуя цену на свою продукцию.

Вследствие этого спрос (D) на рынке чистой монополии не может быть абсолютно эластичным (рис.5.1).

Чистая монополия. Анализ ценовой дискриминации - student2.ru

Рис. 5.1

Цена единицы продукции является функцией от объема (Q)

Чистая монополия. Анализ ценовой дискриминации - student2.ru .

Прямая предельного дохода (MR) монополиста в отличие от совершенного конкурента не совпадает с прямой спроса (D), т.к. с увеличением объема продаж прирост дохода ( Чистая монополия. Анализ ценовой дискриминации - student2.ru TR) сокращается. Поэтому монополист предпочитает работать на эластичном участке прямой спроса (Ер(D)>1), означающем высокие цены на продукцию (рис. 5.1.).

Таким образом, фирма-монополист регулирует цену изменением объема предложения продукции (Q).

Фирма-монополист достигает максимума прибыли (П) при таком объеме производства (Q*) (рис.5.2), при котором MR=MC.

Чистая монополия. Анализ ценовой дискриминации - student2.ru

Рис. 5.2

Для изменения монопольной власти фирмы применяется коэффициент Лернера Чистая монополия. Анализ ценовой дискриминации - student2.ru (рис. 5.2).

Чистая монополия. Анализ ценовой дискриминации - student2.ru .

Чем более эластичен будет спрос на продукцию монополиста, тем меньшим будет коэффициент монопольной власти (L) (сравнить рис.5.2 и рис.5.3)

Чистая монополия. Анализ ценовой дискриминации - student2.ru .

Чистая монополия. Анализ ценовой дискриминации - student2.ru

Рис. 5.3

Таким образом, вступление в монопольную отрасль новых предприятий заблокировано экономическими и другими преградами, без которых монополист потеряет свою монопольную власть.

В целях увеличения числа покупателей и максимизации прибыли фирма-монополист может проводить ценовую дискриминацию – продажа одинаковой продукции по разной цене (рис.5.4).

Чистая монополия. Анализ ценовой дискриминации - student2.ru

Рис. 5.4

III. Лабораторное задание

1. С помощью компьютера выполнить тестовый опрос. Директория MICRO\LABWORK5\var x.bat.

2. Используя данные варианта 1:

1. Заполнить табл. 2 при условии, что фирма-монополист не проводит ценовую дискриминацию.

2. Построить графики D, MR, MC. Графически и аналитически определить оптимальный объем производства, цену, коэффициент Лернера, прибыль.

3. Заполнить табл.1 и табл.2 при условии, что фирма проводит политику ценовой дискриминации, сегментируя рынок. Построить кривые D1, MR1, MC1, D2, MR2,MC2. Аналитически и графически определить оптимальный объем производства, цену, коэффициент Лернера и прибыль.

Таблица 1

Цена
Da
Db

Таблица 2

Р Q TR DTR DQ MR = DTR/DQ TC Прибыль

IV. Содержание отчета

Отчет составляется каждым студентом.

Отчет должен содержать следующее:

1. Тему и вариант работы.

2. Цель работы.

3. Три заполненные таблицы.

4. Графическое решение.

5. Выводы по работе.

6. Количество баллов, полученных при тестовом опросе.

V. Варианты к лабораторной работе

1. АТС = МС = 1,5.

2. АТС = МС = 2,0.

3. АТС = МС = 2,5.

4. АТС = МС = 3,0.

5. АТС = МС = 3,5.

6. АТС = МС = 4,0.

7. АТС = МС = 4,5.

8. АТС = МС = 5,0.

9. АТС = МС = 5,5.

10. АТС = МС = 6,0.

11. АТС = МС = 6,5.

12. АТС = МС = 2,0.

13. АТС = МС = 3,0.

14. АТС = МС = 4,0.

15. АТС = МС = 5,0.

Лабораторная работа №6

Наши рекомендации