ПОЛИТИКА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК. Академическим вопросам
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И ЛОГИСТИКА»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по
Академическим вопросам
Дуйсенгулова Н.С.
Г.
Образовательная программа бакалавриата
Специальности 5В050900 «Финансы», 5В050800 «УиА», 5В050600 «Экономика», 5В091200 «Ресторанное дело и гостиничный бизнес», 5В 050700 «Менеджмент» 5В051100 «Маркетинг»
Форма обучения - дневная
СИЛЛАБУС
по дисциплине «МАКРОЭКОНОМИКА»
Курс: 2
Семестр: 3,4
Количество кредитов: 2
Ст. преподаватель Макенова Г.У.
Телефон: 3022136, 8 701 7279089, кабинет 115
Алматы 2012
Составитель: старший преподаватель ____________________ Макенова Г.У.
Силлабус курса «Макроэкономика» разработан на основе рабочей программы для специальности 5В050900 «Финансы», 5В050800 «УиА», 5В050600 «Экономика», 5В091200 «Ресторанное дело и гостиничный бизнес» , 5В 050700 «Менеджмент» 5В051100 «Маркетинг»
Силлабус рассмортен на заседании кафедры «Экономика и Логистика»
Протокол №1 от «___» августа 2012 г.
и.о. Зав.кафедрой «ЭиЛ»
к.э.н., доцент ______________________________ Тайкулакова Г.С.
Силлабус одобрен на заседании УМС НОУ « МАБ»
Протокол № __ от « ___ » сентября 2012 г.
Введение
Данная дисциплина рассматривает и изучает фундаментальные проблемы функционирования экономики. Макроэкономика – одна из динамичных и интересных экономических дисциплин. Макроэкономика – составная часть экономической теории, изучающая экономические процессов на государственном уровне.
Глава первая посвящена макроэкономическому анализу, ее первой части содержит краткий исторический экскурс. Изучение любого курса или предмета всегда целеобразно начинать с ознакомления с теоритеческими и методологическими подходами; дисциплина «Макроэкономика» - не исключение. Теоритический аспект включает познание общих законов и закономерностей развития экономики стран.
Особое место в макроэкономическом курсе отводится практической стороне предмета: ведь теория без взаимосвязи с практикой не имеет под собой твердой почвы. Другими словами, науно-теоретические выводя и прдложения без их апробации на практике не представляют какого-либо интереса.
Основной целью курса заключается в том, чтобы помочь студентам в изучении основ микроэономической теориии, в овладении инстрементарием микроэкономичесокого анализа, оценки, принятия экономических решении в конкретных ситуациях.
Основными задачами дисциплины «Макроэкономика» являются:
- изучение теоретических основ развития мировой экономической мысли и современной макроэкономической теории;
- изучение закономерности развития рыночного механизма, системы отношений, характеризующих реальную экономику; экономических взаимоотношений между людьми определяющие общие закономерности их хозяйственной деятельности;
- глубокое изучения экономических явлений и процессов на микро уровне;
Пререквизиты:для освоения изучаемого курса необходимо знание основ высшей математики, основы экономической теории, теории статистики, навыки работы с компьютером и знакомство с экономической бизнес средой Республикик Казахстан.
Постреквизиты:международная экономика, экономика отрасли, менеджмент, маркетинг и др.
При изучении данного курса студент должен знать и уметь понимать и выявлять экономическую проблему, определять факторы, способы и средства ее решения, делать выводы, рекомендации и предложения по исследуемой работе.
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести системные знаниясущности экономических явлении, формировании спроса и предложения, максимизации прибыли на рынке совершенной и несовершенной конкуренции; механизмов саморегулирования рынка в условиях гораниченных ресурсов; приципов государственного регулирования задач;
Навыки как в осуществлении процедур расчетов по формулам, так и в проведении всестороннего микрокономического анализа, включая экономическую интерпретацию решения задач;
Навыкианалитического мышления, компетентного поиска путей решения социально-экономических проблем с учетом особенностей казахстанской модели социально-ориентированной рыночной экономики.
Предметно специализированные: знать:
-обширный понятийный аппарат (совокупный спрос и предложение, макроэкономические показатели, макроэкономическое равновесие, экономические циклы, концепции экономического роста, потребление и сбереженеие, спрос и предложение денег, накопление капитала и экономический рост, режимы обменного курса, торговая политика);
- методологию и методы макроэкономического анализа;
- принципы, по которым гоударство принимает решения;
- уметь: - принимать решения с использованием рыночного инструментария по важнейшим проблемам развития государства;
- грамотно сконструировать поведение учредении, фирм, рыночных инфраструктур, чтобы с максимальной эффективностью достичь желаемых результатов;
- включать изучаемую проблему в систему функционирования различных составляющих экономики;
- рационально мыслить.
-овладеть навыками:
- макроэкономического анализа ситуаций на отдельных рынках;
- использования законов РК и других нормативных актов в области хозяйственного регулирования. Студент должен быть компетентным в принятии решений по важнейшим проблемам развития фирмы, государства в целом, реагировать на быстро меняющиеся условия конъюнктуры рынка, грамотно анализировать ситуацию и оперативно принимать рациональные решения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Наименование темы | Распеделение по неделям | ||||
лекции | Практические занятия | СРС | СРСП | |||
Тема 1. Предмет макроэкономики и особенности макроэкономики | ||||||
Тема 2. Макроэкономические показатели | ||||||
Тема 3. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица. Инфляция. | ||||||
Тема 4. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель AD-AS. | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | ||
Тема 5. Потребление и cбережение. | ||||||
Тема 6. Спрос и предложение денег. | ||||||
Рубежный контроль 1 | 7 нед. | |||||
Тема 7. Макроэкономическое равновесие на товарном рынках. Модель IS-LM. | 8,9 | 8,9 | 8,9 | 8,9 | ||
Тема 8. Бюджетно-налоговая политика. | ||||||
Тема 9. Накопление капитала и экономический рост. | ||||||
Тема 10. Бюджетный дефицит и государственный долг. | ||||||
Тема 11. Платежный баланс и валютные курсы. | ||||||
Тема 12. Режим обменного курса и совокупный спрос. | ||||||
Тема 13. Международная торговля и торговая политика. | ||||||
Рубежный контроль 2 | 15 нед. | |||||
Экзаменационная сессия | 16-18 | |||||
Содержание практических занятии, форма контроля и оценка
темы № | Вопросы практических занятии | Цель содерж. задании | Реко мен. лит.-ра | Форма конроля | недели | Макс. балл |
№ | Изучение о предмете макроэкономики. Освоить методы макроэкономичес- кого анализа. Узнать о макроэкономических моделях. Изучить модель круговых потоков и «Утечки» и «инъекции», о Запасах и потоках. Ознакомится с общими условиями макроэкономического равновесия и макроэкономической политики. | Изучения фундаментальных основ макроэкономики использованием экон.-х категории, методов познания и методологии; овладение инструментарием макроэкономики. | Основная №1, стр 4-15, Доп. №1, стр 5-11 | Устный опрос | ||
№ | Изучить основные макроэкономические показатели на практике уметь расчитать методы расчета ВВП, номинальный и реальный ВВП и дефлятор ВВП, индекса потребительских цен. Сравнить потребительскую корзину базового года с текущим годом. Узнать о необходимости другиех показателей системы национальных счетов. Кругооборот доходов и расходов. | Выработка у судентов навыко решения задач на отдельном примере: определение макро показателей и расчитать ВВП,ВНП по доходам и по расходам и др.. | Основная №2, стр. 17-22 , Доп. №2, стр. 16-24 | Решение задач | ||
№3 | 1. Изобразить графически экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей. Рассчитать потенциальный ВНП и регулирование уровня безработицы. Изучить сущность и виды инфляции и инфляцию издержек, Инфляцию спроса. Формы безработицы и ее естественный уровень. Определить и рассчитать Закон Оукена с данными текущего года. Изобразить взаимосвязь инфляции и безработицы на кривой Филлипса. | Выработка у студентов навыков решения задач на отдельном примере: на определение уровня безработицы, темпа инфляции, по закону определить уровень ВВП страны и др. | Основная №3, стр. 33-36, Доп. №4, стр. 28-35 | Письменный опрос. Решение задач | ||
№4 | Практическое освоение определения механизмов совокупного спроса и его составляющих. Изучение неценовых детерминантов совокупного спроса. Освоение определения графически равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах закрытой экономики. Изучение теории макроэкономической политики в модели AD-AS. | Изучение и практическое освоение различных методов и подходов решения основных макроэкономических проблем с точки зрения студентов навыков решения задач на отдельном примере. | Основная №1, стр. 38-45, Доп. №2, стр. 45-52 | Решение задач | 4,5 | |
№5 | Изучение предпосылок модели «доходы-расходы», располагаемого дохода, потребление и сбережение, функция потребления и функция сбережения. Изучение понятия инвестиции и их видов, фактические и планируемые расходы. Освоение на графическом изображении механизмы построения кейнсианского креста и мультипликатора Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства. | Изучение теории производства с использованием инструментариев макроэкономического анализа, оценки и принятия решении кейнсианского креста и мультипликатора Кейнса. Приобретение навыков в осуществлении процедур расчетов по фоормулам и в проведении всестороннего анализа. | Основная №3, стр. 45-56, Доп. №4, стр.68-69 | Устный опрос | ||
№6 | Изучение функция денег. Денежных агрегатов M1, M2, M3. Решение задач по теории денег. Изучение классической и кейнсианской теории спроса на деньги и Моделя Баумоля-Тобина. | Приобретение навыков в осущетсвлении процедур расчетов по формулам и в проведении всестороннего анализа, включая графическую интерпретацию решения задач. | Основная №4, стр.68-71, Доп. №5, стр.74-89 | Письменный опрос | ||
№7 | Изучение основных переменных и уравнения модели IS-LM и равновесия на товарных и денежных рынках. Изобразить на графике вывод кривых IS и LM, наклон и сдвиг кривых IS и LM,равновесие в модели IS-LM. Взаимосвязь моделей AD-AS и IS-LM. | Выработка у студентов навыков основных переменных и уравнения модели IS-LM и равновесия на товарных и денежных рынках. Изобразить на графике вывод кривых IS и LM, наклон и сдвиг кривых IS и LM,равновесие в модели IS-LM. | Основная №5, стр. 78-85, Доп. №10, стр 189-193 | Контрольная работа | 8,9 | |
№8 | 1. ЦИзучение целейбюджетно-налоговой политики и ее инструментов и дискреционной и автоматической фискальной политики, мультипликатор налогов, стимулирующие бюджетно-налоговой политики при изменений уровня цен. | Получение навыков в применении на практике инструментов наологовых инструментов. | Основная №4, стр.96-102, Доп. №6, стр. 89-96 | Индивидуальная работа. Решение задач. | ||
№9 | Изучение понятии и форм накопления капитала и «Золотого правила» накопления, а также экономического роста: целей, типов, факторов и темпы. Освоение и изучение кейнсианской модели экономического роста и неоклассической модели Р.Солоу и влияние роста населения и научно-технического прогресса на экономический рост и основного направления стимулирования экономического роста. | Освоение и изучение кейнсианской модели экономического роста и неоклассической модели Р.Солоу и влияние роста населения и научно-технического прогресса на экономический рост и основного направления стимулирования экономического роста. | Основная №4, стр. 98-112, Доп. №9, стр.223-232 | Индивидуальная работа | ||
№10 | Изучение определении внутреннего и внешнего государственного долга и последствия государственного долга, а также структуру государственного бюджета и балансирование государственного бюджета и финансирование дефицита государственного бюджета, управления задолженностью государства. | Освоение определении внутреннего и внешнего государственного долга и последствия государственного долга, а также структуру государственного бюджета и балансирование государственного бюджета и финансирование дефицита государственного бюджета. | Основная №4, стр. 118-121, Доп. №3, стр.133-139 | Решение задач | ||
№11 | Изучение платежного баланса и его структуру, взаимосвязи счетов платежного баланса и модель малой открытой экономики, модель IS-LM для открытой экономики, валютную систему и валютный курс, паритет покупательной способности, модели Манделла – Флеминга. | Освоение платежного баланса и его структуру, взаимосвязи счетов платежного баланса и модель малой открытой экономики, модель IS-LM для открытой экономики, валютную систему и валютный курс, паритет покупательной способности, модели Манделла – Флеминга. | Основная №4, стр. 122-132, Доп. №8, стр.242-252 | Индивидуальная работа. Решение задач. | ||
№12 | Изучение равновесия в открытой экономике при фиксированном обменном курсе и бюджетно-денежной политики в условиях полной мобильности капитала, а также открытой экономики с плавающим обменным курсом, влияния фискальной экспансии и денежной политики на выпуск и обменный курс. | Освоить равновесия в открытой экономике при фиксированном обменном курсе и бюджетно-денежной политики в условиях полной мобильности капитала. | Основная №2, стр 96-109, Доп. №7, стр.252-229 | Индивидуальная работа. Решение задач. . | ||
№13 | Изучение теории сравнительных преимуществ Д.Рикардо и теорию внешней торговли Хекшера – Олина, а также изучение междунународных торговых отношении, их структуры и тенденции развития мировой торговли, инструменов торговой политики, тарифных и нетарифных ограничении в международной торговле | Осоение теории сравнительных преимуществ Д.Рикардо и теорию внешней торговли Хекшера – Олина, а также изучение междунународных торговых отношении, их структуры. | Основная №3, стр.97-125, Доп. №8, стр. 235-238 | Индивидуальная работа. Решение задач |
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ СРС
№ темы | Задание на СРС | Литера тура | Форма контроля | Сроки сдачи (недели) | Макс балл |
Задания по предлагаемой тематике №1 | Основная №1,2, Доп. №6 | Письменный опрос | |||
Задания по предлагаемой тематике №2 | Основная №3, Доп. №6 | Устный опрос и решение задач | |||
Задания по предлагаемой тематике №3 | Основная №4, Доп. №10 | Дискуссия | |||
Задания по предлагаемой тематике №4 | Основная №1, Доп. №6 | Устный опрос, решение задач | |||
Задания по предлагаемой тематике №5 | Основная №4, Доп. №7 | Самостоятельная работа в группах | |||
Задания по предлагаемой тематике №6 | Основная №1-5, Доп. №1-6 | Блиц-опрос | |||
Задания по предлагаемой тематике №7 | Основная №1, Доп. №9 | Самостоятельная работа в группах | |||
Задания по предлагаемой тематике №8 | Основная №5, Доп. №10 | Самостоятельная работа в группах | |||
Задания по предлагаемой тематике №9 | Основная №2,3, Доп. №6 | Самостоятельная работа в группах | |||
Задания по предлагаемой тематике №10 | Основная №3,5, Доп. №8 | Письменная работа | |||
Задания по предлагаемой тематике №11 | Основная №4, Доп. №9 | Письменная работа | |||
Задания по предлагаемой тематике №12 | Основная №5, Доп. №10 | Самостоятельная работа в группах | |||
Задания по предлагаемой тематике №13 | Основная №5, Доп. №9 | Письменная работа |
Тематика по выполнению СРС (СРСП)
1.Предмет макроэкономики и особенности макроэкономики анализа
2.Макроэкономические показатели, виды ВНП и различия ИПЦ от дефлятора ВНП
3.Экономические циклы, безработица. Инфляция, меры регулирования инфляции
4.Совокупный спрос и совокупное предложение, влияние конкуренции на рыночные механизмы. Модель AD-AS.
5.Потребление, сбережение и инвестиции
6.Теория Фишера и виды капитала
7.Макроэкономическое равновесие на товарном рынках. Модель IS-LM.
8.Бюджетно-налоговая политика
9.Поведение фирмы в условиях олигополии
10.Бюджетный дефицит и государственный долг
11.Платежный баланс и валютные курсы
12.Режим обменного курса и совокупный спрос
13.Теория внешней торговли
14.Современная экономика и система социальных, экономических и
политических приципов. Экономика и политика
15.Основные макроэкономические показатели. Методы расчета ВНП
16.Виды экономических циклов, виды инфляции и безработицы
17.Краткосрочные и долгосрочные периодыAD-AS
18.Предельная норма потребления и норма сбережения
19.Этапы развития денег и их функция
20.Денежная ликвидность, взаимосвязь инвестиции и сбережении
21. Инструменты регулирования экономических процессов
22.Олигополия: понятие, функции и ее воздействие на другие фирмы
23.Государственный бюджет, их виды. Налоги и их виды.
24.Платежный баланс и валютные курсы. МВФ
25.Режим обменного курса AD-AS
26.Международная торговля, виды международных торговых организации
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Развитие экономической мысли Казахстана.
2. Современные проблемы развития предпринимательской деятельности.
3. Малый бизнес в условиях современного рынка.
4. Совместные предприятия: перспективы их развития.
5. Рынок ценных бумаг: Фондовая биржа.
6. Механизм спроса и предложения. Рыночное равновесие.
7. Инфляция: причины и пути преодоления.
8. Рынок труда и проблемы обеспечения эффективной
9. Пути снижения издержек производства и максимизация прибыли фирм.
10. Опыт налогообложения в западных странах.
11. Экономический рост и проблемы экономики.
12. Трансформация отношений собственности в РК.
13. Кредитная и банковская система (в РК).
14. Основные направления развития рынка в экономике Казахстана.
15. Экономическая оценка и цена земли.
16. Измерение объема производства.
17. Монетарная политика.
18. Современные модели экономического роста.
19. Фискальная политика.
20. Доходы в рыночной экономике. Роль государства в перераспределении доходов.
21. Экономический рост и качество жизни.
22. Безработица и инфляция как проявления экономической нестабильности.
23. Деньги и их роль в экономике. Равновесие на денежном рынке.
24. Инфраструктура рынка.
25. Валютные проблемы в условиях формирования открытой экономики в РК.
26. Роль научно-технического процесса в развитии экономики.
27. Мировая рынка и международная торговля.
28. Управление фирмой в условиях рынка.
29. Конкуренция: понятия, виды, политика.
30. Система экономического воздействия на макропропорцию.
31. Методы регулирования рынка.
32. Проблемы формирования свободных экономических зон в РК
33. Международные валютно-финансовые отношения.
34. Рентные отношения в рыночной экономике.
35. Основы современного менеджмента.
36. Основные функции и принципы функционирования современной системы маркетинга.
37. Проблемы формирования и индексации доходов населения в рыночной экономике.
38. Рынок и вопросы социальной защиты.
39. экономические проблемы Казахстана.
40. Особенности современной инвестиционной политики в Казахстане.
41. Распределение доходов предприятий (фирм) в условиях рыночной экономики.
42. Потребительское поведение (Спрос и конкурентное поведение потребителя; теория в предельной полезности).
43. Экономическая прибыль и ее роль в эффективном функционировании фирмы.
44. Международные валютно-финансовые отношения.
45. Фирма как субъект рыночных отношений.
46. Налоговая система РК.
47. Аналитическое регулирование экономики.
48. Казахстан в системе международного разделения труда.
49. Международные экономические организации.
50. Валютные проблемы в условиях формирования открытой экономики в Казахстане.
51. Инструменты и механизм. внешнеэкономического регулирования.
52.Образования всемирного хозяйства и мирового рынка
53. Налоговая политика и налогообложение РК
54. Интеграция Казахстана в мировую экономическую систему
55. Проблемы вступления Казахстана в ВТО
56. Эволюция мировой валютной системы
57. Современное международное разделение труда и его роль в развитии человечества
58. Международные валютные рынки и валютное регулирование. МВФ.
59. Глобальные экономические проблемы современности
60. Демографические проблемы и их влияние на экономику РК
61. Анализ платежного баланса Казахстана
62. Всемирное хозяйство: тенденции и противоречия, перспективы развития
63. Проблемы глобализации мирового хозяйства
64. Перспективы развития внешнеэкономических связей Казахстана
65. Казахстан и его проблемы в мировом минерально-сырьевом комплексе.
ПОЛИТИКА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК
Оценка знаний студентов