Глава 1. Общая характеристика отношений по противодействию торговли в неустановленных местах.

1.1 Историческое развитие отношений по противодействию торговле в неустановленных местах на территории Санкт-Петербурга

Уличная торговля существует во всем мире, наибольшее распространение при этом имеет в странах Юго – восточной Азии и Африки, однако в последние десятилетия она широко распространилась и в России.

Незаконная уличная торговля является спутником всех крупных городов, в том числе и Санкт – Петербурга. Кодекс Санкт – Петербурга об административных правонарушениях дает следующее определение торговле в неустановленных местах - реализация товаров в местах, не предназначенных для осуществления торговли (на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, не включенных в схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденные в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, за исключением мест размещения нестационарных торговых объектов, размещенных до утверждения схем размещения в соответствии с адресной программой размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка.

Общественная опасность данного деяния высока. Товар, реализуемый посредством продажи в неустановленных местах, часто может не соответствовать нормам, предъявляемым к данному виду товаров законодательством Российской федерации. Граждане, покупающие такой товар, рискуют получить некачественные вещи и услуги, а иногда и предметы, применение которых может быть опасным для здоровья.

Кроме того, само наличие людей, реализующих зачастую не обложенный налогами товар в наиболее людных и выгодных для торговли местах ставит под удар благосостояние лиц, осуществляющих торговлю аналогичными товарами в установленных местах и на законных основаниях.

Как подчеркивает Ф.Бродель, торговцев всегда можно встретить на разном уровне социальной иерархии. В России четкое разделение мелких и крупных торговцев возникает в XVI веке, когда четко стали выделяться на высоком уровне - купцы и оптовые торговцы, и так называемый «рабочий пролетариат» - лавочники и уличные торговцы. В то время не существовало четких норм, регламентирующих места для осуществления торговли, и регулирование уличной торговли проходило на основании конкретных мер лиц, отвечающих за общественный порядок в городах. Рынки создавали на наиболее удобных для этого местах, неподалеку от мест проживания большого количества людей (классический пример для Санкт – Петербурга – рынок на Сенной площади). К местам такой торговли люди привыкали из поколения в поколение, и эти места становились по сути установленными для уличной торговли.

На территории Санкт – Петербурга уличная торговля начала свое существование не за долго после его основания Петром 1 в 1703 году.[3]

Санкт – Петербург, являющийся, по сути, российским «окном в Европу», а по совместительству, и, долгое время, единственным крупным портом России на Балтийском море, являлся главной отправной точкой России для поставки своих товаров на Запад. Европейские товары, в свою очередь, так же попадали в Россию через Санкт – Петербург. Именно выгодное географическое положение города долгое время обуславливало обилие европейских товаров, реализуемых на его территории.

Однако, торговля качественными европейскими товарами в XVIII веке не велась на улице в неустановленных местах, чего не скажешь о поддельной продукции.

С точки зрения политики, мелкие предприятия всегда были важными источниками получения доходов. Это делало важным защиту законных торговцев от незаконных. Однако, долгое время в Российской империи не существовало прямых законов, запрещающих или ограничивающих уличную торговлю, как таковую. Различными нормативными актами локального характера (указами губернаторов, начальников полиции) устанавливались различные места, где торговля была запрещена, однако данные нормы права не кодифицировались, и как правило, санкции по ним редко применялись по отношению к торговцам. Обусловлено это тем, что уличной торговлей занимались, как правило лица, имеющие низкое социальное положение, и продажа товаров на улице являлась их единственным способом заработка.

Большее внимание данному вопросу стали уделять в советское время. Многие ученые считают,[4] что именно серьезный экономическая ситуация, характеризующаяся значительной экономической диспропорцией между уровнем развития тяжелой и военной индустрией, продукция которых направлена на удовлетворение макропотребностей государства, и легкой, а так же пищевой промышленности, продукция которых обеспечивает производство материальных благ, и стала той причиной, по которой на позднем периоде существования Советского союза активно начала развиваться незаконная уличная торговля. Советский союз практически на всех этапах своего развития отличался слабой эффективностью легкой и средней промышленности, что в условиях железного занавеса и гонки вооружений имело тяжелейшие последствия. Это не могло ни отразиться на состоянии уличной торговли России начала 90 – х годов, когда практически полный запрет индивидуальной торговли сменился на отсутствие должного контроля со стороны правоохранительных органов, что в короткий срок привело эту довольно прибыльную сферу бизнеса в состояние хаоса. Торговля в неустановленных местах стала источником дохода для широкого круга зачастую национальных организованных преступных группировок, что в том числе, отражено во многих художественных произведениях того времени.[5]

Санкт – Петербург здесь не был исключением, ведь как и на дореволюционном этапе своего развития, в Советский период он являлся своеобразным «окном» в Европу, через которое незаконно поставлялись дефицитные товары народного потребления, аналогов которых на законном рынке не было.

Стоит отметить, что одной из основных причин распространения в Советском союзе незаконной уличной торговли, и в частности, торговли в неустановленных местах, можно считать товарный дефицит— явление, присущее советской плановой экономике, постоянный недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могли приобрести, несмотря на наличие денег[6]. Часто из-за проблем, характерных для плановой экономики, периодически исчезали из продажи самые обычные товары первой необходимости (например, туалетная бумага)[7].

Кроме недостаточного развития сферы производства товаров народного потребления, зачастую дефицит товаров в СССР создавался искусственно, на «низовом уровне», благодаря действиям преследующих корыстные цели работников торговли. Дефицитный товар не реализовывался свободно для всех людей, а служил предметом коррупционных взаимоотношений, а так же обменивался работниками торговли на другой дефицитный товар с целью получения личной прибыли. Так же не редки случаи, когда дефицитный товар продавался в магазине гораздо дороже, чем должен был продаваться по официальной цене. Появился целый набор терминов для подобной торговли: «торговля с чёрного хода», «из-под прилавка», «из-под полы», «по блату» (то есть по знакомству с людьми, «сидящими на дефиците»).

Работники торговли, в силу своей профессии, получали привилегированный доступ к дефицитным товарам[8] и поэтому могли приобретать их для собственного потребления или для перепродажи (то есть заниматься тем, что сегодня называется «использование служебного положения в личных целях», а в то время — хищением социалистической собственности.

Например, механизм искусственного создания дефицита запасных частей к легковым автомобилям, по описанию прессы тех лет[9], выглядел так.

После создания в СССР в 70-х годах сети «фирменных» станций техобслуживания (СТО), основная часть запасных частей стала поставляться именно им. Специализированные магазины получали лишь небольшой процент запчастей, которые немедленно раскупались. Причём общий их выпуск на каждый период времени был подсчитан с учётом естественного износа автопарка, без большого запаса. Однако, вместо ожидавшегося быстрого и удобного для автолюбителя ремонта на практике это привело к неожиданному эффекту в виде возникновения всё более усугублявшегося со временем дефицита запасных частей к легковым автомобилям.

Дело же было в том, что созданные на складах СТО хранилища запасных частей работниками утаивались. Склады в основной своей массе великолепно снабжавшихся запасными частями СТО буквально ломились — внезапные проверки ОБХСС выявляли наличие десятков и сотен деталей каждого наименования, в том числе и наиболее «дефицитных» — при этом обращавшиеся на СТО граждане получали от диспетчеров неизменный отказ под предлогом отсутствия запасных частей. Естественно, подобное было бы невозможно без ведома начальства самого различного уровня, хотя доказать наличие преступного сговора было обычно крайне непросто.

Следующим шагом криминального промысла было вовлечение наиболее «сговорчивых» автолюбителей в схему по незаконной продаже запасных частей со склада «из-под полы», осуществляемой «на местах» самими работниками СТО или их доверенными лицами. При этом «клиент» оплачивал помимо детали ещё и «труд» «посредников», а также — фиктивную работу по её установке, за счёт чего СТО «выполняла» спущенный ей план, хотя реально никаких или практически никаких работ в отчётный период могла и не производить. В результате, помимо многократной переплаты автовладелец ещё и был вынужден сам устанавливать запасную часть на свой автомобиль. В созданной таким образом ситуации, тем не менее, он был доволен и этим.

Торговля похищенными запасными частями велась также на стихийных рынках, как правило расположенных вблизи крупных автотрасс. Там можно было купить запасные части всегда, в любом количестве и ассортименте, но с огромной переплатой. Например, в середине 80-х государственная цена комплекта вкладышей коленчатого вала для «Жигулей» составляла вполне доступные 7 руб. 20 коп., но «из-под полы» они продавались по 140 руб., что сравнимо со средней месячной зарплатой в те годы.

Пресечением преступлений и правонарушений, связанных с наиболее знаковым явлением советской незаконной уличной торговли – торговлей дефицитным товаром, а так раскрытием преступных схем и махинаций, приводящих к образованию дефицита на популярные товары народного потребления, создаваемого из корыстных побуждений имеющими на то полномочия лицами, занимался ОБХСС. Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) — отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промышленной и индивидуальной кооперации, заготовительных органах и сберкассах, а также по борьбе со спекуляцией[10], существовавший в 1937—1946 гг. в составе НКВД СССР, в 1946—1991 гг. в составе МВД СССР. Тем не менее, дефицит товаров народного потребления в Советском союзе был слишком велик, и побороть все виды правонарушений, причиной которых он был, было практически невозможно.

В поздний период существования Советского союза распространенным явлением стала так называемая «Фарцовка» - сленговое название запрещенной в СССР подпольной покупки/перепродажи (спекуляции) труднодоступных или недоступных рядовому советскому обывателю дефицитных импортных товаров.[11] Подавляющим большинством предметами предложения и спроса фарцовки выступали одежда и аксессуары. Также популярными были звуконосители (виниловые пластинки, аудиокассеты, бобины), косметика, предметы быта, книги и т. д. Лица, занимающиеся фарцовкой, назывались «фарцовщиками» (самоназвания: «утюг», «бомбила/о», «фарца́», «фарец», «маклак», «деловар», «штальман»). Фарцовщиками были, в основном, молодые люди (студенты), а также лица, по роду своей деятельности имеющие возможность тесно общаться с иностранцами: гиды, переводчики, таксисты, проститутки и т.д. Это является одной из причин достаточно широкого распространения данного явления в Ленинграде, традиционно являющегося одним из важнейших российских туристических и экономических центров, привлекающих иностранных граждан. Предметы фарцовки, или само явление вообще называлось «фарца́».[12] Реализация такого товара, как правило, никогда не производилась в установленных для этого местах. Часто фарцовщики выбирали местами сбыта своего товара частные квартиры, либо различные места и помещения, так как участвуя в запретных сделках, фарцовщики постоянно испытывали опасения за свою безопасность, прибегали к различным формам конспирации, скрывались от милиции и ОБХСС, хотя некоторые из них и сотрудничали с органами. Гостиничная фарцовка имела место в гостиницах типа «Интурист», где останавливались иностранцы и желательно из капстран. Фарцовкой там занималась гостиничная обслуга. Это приносило столь солидный доход, что вскоре для того, чтобы устроиться на эти места, нужно было заплатить немалую по советским временам сумму. МВД и КГБ охотились на фарцовщиков, как на уголовников, а относились к ним даже хуже, ведь «фарцовщики были чужие, чуждые, а уголовники - свои, понятные, близкие»[22]. Ян Рокотов и Владислав Файбишенко - известные московские фарцовщики-валютчики - были расстреляны в 1961 году по настоянию Хрущева, «чтоб другим неповадно было»[23]. Требуя повести жесткую борьбу с черным рынком, в одном из своих выступлений Хрущев ссылался на письмо рабочих ленинградского завода «Металлист», выражавших возмущение мягким наказанием. Рабочие требовали «решительно покончить с чуждыми обществу тенденциями»[24]. Однако, запрещай-не запрещай, а фарцовщики свое дело делали, а для того, чтобы не иметь серьезных проблем с законом, часто не перепродавали раритетный товар, а меняли на что-то другое, не менее дефицитное. Натуральный обмен, бартер, не был в СССР запрещен (в отличие от валютных операций). Фарцовщики были первыми "акулами свободного рынка" в СССР. Постоянные покупатели знали их в лицо, сами фарцовщики также "сканировали" толпы на рынках, у гостиниц, вокзалов в поисках обеспеченных людей.

В Ленинградской области излюбленным местом ведения своего бизнеса у фарцовщиков была трасса Ленинград – Выборг, вдоль которой и располагались различные гостиницы, санатории, рестораны, в которых можно было купить фарцу.[13]

После развала СССР в декабре 1991 года каждая из 15 республик выбрала свой путь развития. На V съезде народных депутатов РСФСР, состоявшемся в октябре 1991 года, Б.Н. Ельцин заявил, что настало время для проведения экономической реформы.
Он подчеркнул, что предлагаемые им меры будут болезненными, но трудности и лишения будут ощущаться только в течение года, а затем начнется «стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Отпуская цены, Е.Т. Гайдар, как и Б.Е. Ельцин, утверждал, что повышение цен будет не долгим, и что цены вырастут всего в несколько раз. Однако, не был в должной мере учтен существующий на тот момент дефицит товаров народного потребления, что привело к стремительному росту цен на самые популярные товары. Только за один 1992 год цены выросли в 26 раз. Падение покупательной способности рубля продолжалось все 1990-е годы. В целом цены выросли за этот период более чем в 5 тысяч раз, а многие люди, имевшие значительные сбережения в рублях, их потеряли.

В тяжелом положении оказалось не только производство, но и социальная сфера, наука, система здравоохранения и образования. Закрылись многие НИИ, лаборатории, резко уменьшилось финансирование школ, больниц и исследовательских центров, значительно уменьшилась зарплата ученых и преподавателей, что стало причиной их оттока в коммерцию или отъезда за границу. Только в 1992 году в коммерцию ушли 90 тыс. ученых. Численность научно-педагогических кадров сократилась на 27 %. Похожая тенденция развивалась и в системе здравоохранения.


Многие промышленные предприятия не только снизили свою производственную деятельность, но вообще ее прекратили. В результате резко сократилось количество рабочих мест, представители самых разных профессий оказались на улице. Безработица стала настоящим бедствием, так как многие предприятия носили градообразующий характер. После их закрытия найти работу по месту жительства было практически невозможно.


Такая ситуация была предусмотрена архитекторами перестройки и экономической реформы. Для того, чтобы лишившиеся рабочих мест трудящиеся могли зарабатывать себе на жизнь, и в силу этого не стали бы протестовать против закрытия предприятий, были созданы максимально благоприятные условия для уличной торговли за счет свертывания нормальной торговли и временной задержки развития крупного капитала. Именно на это был нацелен Указ президента РСФСР «О свободе торговли», подписанный еще 29 января 1992 года, который разрешал любому заняться этим делом. И он достиг своей цели: умиротворил потерявших работу, а в конечном итоге предотвратил крупные социальные конфликты. Первоначальный указ разрешал гражданам и предприятиям торговать «в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления». Уже через полгода, 23 июня 1992 года, был принят указ № 657 [1] «О некоторых мерах по реализации указа президента Российской Федерации „О свободе торговли“», который внёс существенные изменения. Устанавливалось, в частности, что «предприятия и граждане осуществляют торговлю (…) в местах, отведённых органами исполнительной власти». Тем не менее, несмотря на ограничения в выборе места, торговцы продолжали реализовывать свой товар в наиболее бл[14]агоприятных для этого местах, стараясь получить высокую прибыль.

Из воспоминаний Егора Гайдара:

«Проезжая через Лубянскую площадь, увидел что-то вроде длинной очереди, вытянувшейся вдоль магазина „Детский мир“. Все предыдущие дни здесь было довольно безлюдно. „Очередь, — привычно решил я. — Видимо, какой-то товар выкинули“. Каково же было моё изумление, когда узнал, что это вовсе не покупатели! Зажав в руках несколько пачек сигарет или пару банок консервов, шерстяные носки и варежки, бутылку водки или детскую кофточку, прикрепив булавочкой к своей одежде вырезанный из газеты Указ о свободе торговли, люди предлагали всяческий мелкий товар… Если у меня и были сомнения, выжил ли после семидесяти лет коммунизма дух предпринимательства в российском народе, то с этого дня они исчезли»[15]


Мелкая уличная торговля — это анахронизм, так как у нее низкая эффективность. Как бы ни старались челноки и ларечники, их издержки на единицу товара в несколько раз превышают издержки нормальной торговли. Кроме того, мелкая уличная торговля создавала благоприятную почву для уклонения от налогов и питательную среду для преступности. Но все это посчитали приемлемым ради решения политической задачи — слома общественного строя. Когда политическая задача будет решена, торговый капитал, обладающий транспортом, электронными системами информации и расчетов, оборудованием и помещениями складов и магазинов, разорит и ликвидирует всех этих челноков и ларечников в течение месяца.
Свобода торговли была дополнена либерализацией внешнеэкономической деятельности и введением на территории России свободной конвертации рубля. Это вызвало «долларизацию» российской экономики и наполнение прилавков импортными товарами, что привело к падению спроса на отечественную продукцию и дальнейшему массовому закрытию предприятий. Однако, несмотря на улучшение качества жизни населения, развитие торговых сетей и улучшения качества предлагаемых услуг, торговля в неустановленных местах до сих пор существует, и активно развивается, как на территории Санкт – Петербурга, так и всей России. Безусловно, объемы данного социально – экономического явления, по сравнению с девяностыми годами прошлого века снизились, однако в сравнении с развитыми странами торговля в неустановленных местах в России распространена очень широко.

Стоит выделить следующие причины развития торговли в неустановленных местах в России, обусловленные историей развития и отношения к данному явлению в нашей стране:

1. Относительно низкий уровень благосостояния. Торговля в неустановленных местах не может являтся достойным средством заработка для состоятельных людей, к тому же, состоятельные люди редко пользуются услугами и товарами, предлагаемых торговцами в неустановленных местах. Таким образом, чем в стране больше людей с низким уровнем достатка, тем выше уровень развития торговли в неустановленных местах.

2. Несовершенство законодательства, регламентирующего ответственность за торговлю в неустановленных местах. Штрафы, установленные кодексом Санкт – Петербурга за данное правонарушение, как правило, не являются существенными для торговцев.

3. Несовершенство механизма противодействия торговле в неустановленных местах. На данный момент даже «идеальная» версия функционирования механизма выглядит весьма туманно. Многие граждане, желающие прекратить мешающую им торговлю в неустановленных местах, до сих пор обращаются в полицию, требуя привлечения лиц, нарушающих закон, к ответственности. Однако, полиция лишена возможности административного воздействия на торговцев в неустановленных местах, и проблема, таким образом, не решается, а обратившийся за восстановлением справедливости гражданин разочаровывается в эффективности работы государства, а престиж полиции, в свою очередь, падает. Для борьбы с подобными правонарушениями нужна служба с развитой системой реагирования на поступающие сообщения, служба, доступная для обращения гражданам. В роли этой службы выступала полиция, однако, за время прекращения действия ее полномочий по составлению административных протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов России, эффективных аналогов такой службы так и не появилось

4. Толерантность населения к проявлениям торговли в неустановленных местах. Многие граждане в должной мере не осознают общественной опасности данного явления, а кто то просто покупает товары в неустановленных местах гонясь за мнимой выгодой.

Наши рекомендации