Сбережение, мотивы и факторы.
сбережение – та часть располагаемого личного дохода, котор.не расходуется на товары и услуги, не уплачивается в виде процента и не идет на выплату налогов.
Мотивы сбережения:
- запас для непредвиденных расходов
- меры предосторожности
- для будущих потребностей
- крупные покупки
- привычка
Для измерения сбережений используют показатели
1)средняя склонность к сбережению=сбережение/доход
2)предельная склонность к сбережению=изм.сбережений/изм.дохода
Факторы(потребление)
ПСП+ПСС=1 – всегда.
44.Инвести́ции
инвестиции— долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.
Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Существуют разные классификации инвестиций.
По объекту инвестирования выделяют:
-Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):
в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции.
-Капитальный ремонт основных фондов.
-Вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау, человеческий -капитал (воспитание, образование, наука) и т. д.
Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы):
-ценные бумаги, в том числе через ПИФы
-предоставленные кредиты
-лизинг (для лизингодателя)
Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены):
-валюты
-драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов)
-ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т.п.)
По основным целям инвестирования:
-Прямые инвестиции
-Портфельные инвестиции
-Реальные инвестиции
-Нефинансовые инвестиции
-Интеллектуальные инвестиции (связаны c обучением специалистов, проведением курсов и многим другим.)
По срокам вложения:
-краткосрочные (до одного года)
-среднесрочные (1-3 года)
-долгосрочные (свыше 3-5 лет)
По форме собственности на инвестиционные ресурсы:
-частные
-государственные
-иностранные
-смешанные
Факторы инвестиций:
а) норма чистой прибыли
б) реальная процентная ставка
в) издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования
г) налоги, уплачиваемые предпринимателем
д) технический прогресс
е) наличный осн.капитал
ж) ожидание предпринимателей
з) инфляция
Инвестиционный мультипликатор. Поскольку инвестиции расширяют производство и увеличивает оббьем продукта, то между ними и ВНП есть связь, т.е. есть мультипликатор(множитель).
Совокупный спрос
- это общий объем спроса на товары и услуги в стране за опрееленный период времени. Он характеризуется тем, что чем ниже уровень цен на товары и услуги, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии' приобрести" покупатели, следовательно, между уровнем цен и реальным объемом" „анального производства существует обратная зависимость.
График показывает, на какой общий оббьем товаров и услуг может быть предъявлен спрос, или какой объем их м.б.куплен при различных уровнях цен.
Совокупный спрос состоит из ряда компонентов:
Потребительский спрос на товары и услуг, Спрос фирм на инвестиции, Государственные закупки, Чистый экспорт.
Ценовые факторы:
Эффект процентной ставки оказывает воздействие на характер движения кривой совокупного спроса таким образом, что от ее уровня зависят, с одной стороны, потребительские расходы, а с другой - инвестиции.
Эффект материальных ценностей или реальных кассовых остатков (эффект богатства) также усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. С ростом цен покупательная способность финансовых активов падает, а значит, сокращается покупательная способность семей.
Эффект импортных закупок выражается в соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги.
Неценовые факторы:
Изменения в потребительских расходах действуют на совокупный спрос по разным причинам: изменение качества товаров, благосостояния или задолженности потребителей, изменением размера налогов и т.д
Изменения в расходах на инвестиции: здесь действует уровень процентной ставки, размер ожидаемых прибылей от инвестиций, применяемые технологии и т.д
Рост государственных расходов: при неизменных налоговых сборах и процентных ставках государственные закупки расширяются, увеличивая потребление
Расходы на чистый объем экспорта: чем больше товаров поступает на мировой рынок, тем ниже будет совокупный спрос.
Совокупное предложение
— это количество благ и услуг, которое хозяйствующие субъекты могут поставить на рынок при данном уровне цен. Повышение цен стимулирует увеличение производства товаров, а их снижение сопровождается уменьшением объема их производства. Таким образом, обнаруживается прямая зависимость между уровнем цен и объемом производства.
Кривая совокупного предложения имеет три сег мента — кейнсианский, классический и промежуточный, для которых характерны свой уровень цен и зависимый от него объем производства, а следовательно, предложения.
Кейнсианский отрезок (горизонтальный) — на нем экономика находится в состоянии глубокого кризиса, наблюдается огромная недогрузка производственных мощностей, рабочая сила бездействует. В данной ситуации можно расширять производство за счет дешевой рабочей силы и низких цен на сырье и оборудование.
Классический отрезок (вертикальный) характеризуется высокой загруженностью производственного оборудования, полной занятостью трудовых ресурсов, достаточно высоким уровнем цен, что приводит к перепроизводству и снижению цен, а значит — к снижению производства.
Промежуточный отрезок (восходящий) отличается одновременным повышением цен и ростом объема производства, что возможно из-за неравномерного развития отдельных фирм и отраслей экономики.
Неценовые факторы:
Цены на ресурсы (в отличие от цен на готовую продукцию): повышение цен на ресурсы вызывает рост издержек на единицу продукции, а это ограничивает предложение. К ресурсному потенциалу может быть отнесено господство на рынке.
Производительность труда: если производительность возрастает, значит на том же оборудовании и ресурсном потенциале производится больше продукции и предложение будет возрастать
Изменения в правовых нормах: оно может касаться либо налогов, либо субсидий, но налоги увеличивают издержки и сокращают предложение (при росте налогов), а дотации и субсидии, наоборот, стимулируют предложение.
На величину издержек, а следовательно, уровень цен оказывает воздействие государственное регулирование. Оно, как правило, увеличивает и те и другие, поэтому государственное регулирование выступает фактором, противодействующим активизации совокупного предложения.