Роль предварительного теоретического анализа
Предварительный теоретический анализ должен доказать, что между признаком, который мы избираем как фактор, и признаком-следствием имеется причинная связь, а также установить, прямая эта связь или обратная, т. е. с ростом признака-фактора должно возрастать или снижаться значение признака-следствия, и, наконец, этот анализ может подсказать форму связи - является ли эта связь прямолинейной или более сложной.
Для ответа на вопрос о наличии или отсутствии корреляционной связи используется ряд специфических методов: так называемые элементарные приемы:
ü параллельное сопоставление рядов значений результативного и факторного признаков,
ü графическое изображение фактических данных с помощью поля корреляции, построение групповой и корреляционной таблиц
Простейшим приемом обнаружения связи являетсясопоставление двух параллельных рядов- ряда значений факторного признака и соответствующих ему значений результативного признака. Значения факторного признака располагают в возрастающем порядке и параллельно записываются значения результативного признака. Путем сопоставления расположенных таким образом рядов значений выявляются существование связи и ее направление.
Имеются помесячные данные о расходах на рекламу и выручки от реализации товаров (где затраты на рекламу выступают факторным, а выручка - результативным признаком).
Таблица 10.1. Затраты на рекламу и объем продаж
Месяцы | Затраты на рекламу | Выручка от реализации товаров |
Январь | ||
Февраль | ||
Март | ||
Апрель | ||
Май | ||
Июнь | ||
Июль | ||
Август | ||
Сентябрь | ||
Октябрь | ||
Ноябрь | ||
Декабрь |
Расположим товарооборот в возрастающем порядке и запишем параллельно соответствующие рекламные расходы, получим:
Затраты на рекламу (Х) | Выручка от реализации товаров (Y) | Затраты на рекламу (Х) | Выручка от реализации товаров (У) |
Просматривая данные таблицы, можно заметить, что с возрастанием признака х растет признак у, правда, не во всех случаях. Следовательно, между х и у имеется прямая зависимость, хотя и неполная, но выраженная достаточно ясно. Эту зависимость можно наглядно увидеть, если построить график, отложив на оси абсцисс значения признака х, а на оси ординат-значения признака y.
Рис.10.1. Корреляционное поле связи между товарооборотом (у) и рекламными расходами (х).
Мы получим корреляционное поле, где по характеру расположения точек можно судить о направлении и силе связи. Если точки беспорядочно разбросаны по всему полю, это говорит о том, что зависимости между двумя признаками нет; если они будут концентрироваться вокруг оси, идущей от нижнего левого угла в верхний правый (то имеется прямая зависимость между варьирующими признаками; и если точки будут концентрироваться вокруг оси, идущей от верхнего левого угла в нижний правый, то имеется обратная зависимость.
В нашем примере корреляционное поле несколько разбросанное, но сгущение точек имеет тенденцию к росту из левого нижнего угла в правый верхний. Значит, имеется прямая корреляционная зависимость между уровнями товарооборота и рекламных расходов.
Более отчетливо будут проявляться корреляционные зависимости, если мы применим метод группировок и будем производить сравнение не индивидуальных данных, а групповых средних. Чтобы выявить зависимость с помощью этого метода, нужно произвести группировку единиц совокупности по факторному признаку и для каждой группы вычислить среднее или относительное значение результативного признака. Сопоставляя затем изменения результативного признака по мере изменения факторного, можно выявить направление, характер и тесноту связи между ними. Однако метод группировок не позволяет определить форму (аналитическое выражение) влияния факторных признаков на результативный.