Рыночная инфраструктура и субъекты рынка
Понятие «инфраструктура» вошло в научный оборот сравнительно недавно. В отечественной литературе этот термин стал употребляться с 60-х гг. 20 в. Инфраструктура (инфра-снизу, под) – всеобщие условия функционирования экономической системы. Непосредственно в процесс производства они не входят, но без них он не может быть осуществлен полностью. Различают производственную, социальную, научно-техническую и другие виды инфраструктуры.
Рыночная инфраструктура – совокупность организационно-правовых форм, обеспечивающих движение товаров и услуг. Она призвана обеспечивать нормальный режим функционирования рынка.
Элементами рыночной инфраструктуры являются:
1. биржи (товарные, фондовые, валютные);
2. формы небиржевого посредничества (аукционы, ярмарки и т.д.);
3. банковская система – ЦБ РФ, коммерческие банки и парабанковские учреждения;
4. страховые компании;
5. рекламные агентства, информационные центры;
6. средства деловой коммуникации;
7. таможенная система;
8. налоговая система;
9. аудиторские компании;
10. консалтинговые компании;
11. специальные зоны свободного предпринимательства;
12. системы регулирования занятости населения;
13. разнообразные фонды поддержки предпринимательства и стимулирования деловой активности.
Инфраструктура рынка порождена самими рыночными отношениями и призвана обеспечить участникам рынка реализацию их интересов.
Функции рыночной инфраструктуры:
- организационное оформление рыночных отношений;
- содействие гос. и общественному регулированию деловой активности;
- повышение эффективности продвижения товаров и услуг от продавцов к покупателям.
Наличие рынка предполагает необходимость существования экономических субъектов рынка. Их принято делить на 3 группы.
1. домохозяйства (семьи) - экономические единицы, потребляющие товары и услуги.
Им характерны:
- самостоятельное принятие тех или иных решений по поводу приобретения товаров и услуг, а также распоряжения теми факторами производства, собственниками которых они являются;
- обеспечение воспроизводства человеческого капитала (забота о воспитании, здоровье, образовании);
- стремление к максимальному удовлетворению своих потребностей.
2. бизнес – это предприятия, предприниматели, банки и другие деловые структуры, которые, используя ресурсы, производят продукции, а затем поставляют ее на рынок продуктов с целью получения максимальной прибыли.
Фирме (предприятию) характерны:
- использование факторов производства с целью создания товаров и услуг;
- стремление к максимизации прибыли;
- самостоятельное принятие решений.
3. правительство (государство) представлено гос. учреждениями и организациями, которые осуществляют юридическую и политическую власть в целях осуществления гос. регулирования экономики в интересах социального обеспечения и социальной защиты населения, политической, социальной и экономической стабильности в обществе. Государство через свои институты создает и контролирует «правила игры» (устанавливает размеры налогов, осуществляет антимонопольное регулирование и т.д.).
Т.о. д/х, фирмы и государство вступают в экономические отношения. Последние складываются по поводу купли и продажи, владения и использования объектов рынка. В свою очередь, объектами рынка являются факторы производства (труд, капитал, земля), товары и услуги, деньги и ЦБ, субсидии, соц. выплаты.
КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
Конкуренция и монополия - это противоположные понятия. Конкуренция является важнейшим условием существования рынка, однако рано или поздно она порождает монополию. Термин «конкуренция» происходит от лат. concurentia и означает соперничество, соревнования, состязание.
Важнейшей функцией конкуренции на рынке является подсчет ею общественно необходимых затрат на производство каждого отдельного вида товара. Все колебания цен на рынке (вверх-вниз) происходят вокруг равновесной цены, которая устанавливается в соответствии с действием закона стоимости. Закон стоимости – это экономический закон, согласно которому все товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда. В соответствии с данным законом при равенстве спроса и предложения цена определяется стоимостью товара.
Выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенное влияние на цену товара. Если это условие не соблюдается, конкуренция является несовершенной.
Основные черты совершенной конкуренции:
1. имеется много покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема;
2. товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей;
3. отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и свободного выхода из отрасли; К основным входным барьерам относят:
· исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли); возможны юридические барьеры (лицензирование экспорта, государственная регистрация видов деятельности);
· требуются большие капиталы для вхождения в отрасль (производство самолетов и т.п.);
· производство данного товара защищено патентом;
· закрыт доступ к материальным ресурсам и др. факторам производства в силу отсутствия их на свободном рынке;
· реклама (издержки на рекламу так велики, что могут стать входным барьером, т.к. они не всем под силу);
4. полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов;
5. рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключается.
К несовершенной конкуренции относят следующие модели рыночных структур:
· чистая монополия – единственный продавец, отсутствие близких продуктов-заменителей (нет альтернативы), диктуемая цена, вступление в отрасль заблокировано;
· олигополия – в отрасли насчитывается несколько фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию; контроль над ценой; наличие существенных препятствий для вступление в отрасль.
· монополистическая конкуренция – существует достаточно большое число фирм; ограничен контроль над ценами; продукты обладают реальными или мнимыми различиями; вступление в отрасль является относительно легким; в неценовой конкуренции значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.