Деньги, их сущность и функции
Ценность, претендующая на роль денег, должна обладать следующими свойствами: 1) однородность и равнокачествен-ность; 2) прочность и сохраняемость; 3) делимость в любой пропорции; 4) компактность; 5) постоянство стоимости. Поэтому роль денег первоначально закрепилась за золотом,а затем перешла к бумажным денежным знакам.
Деньги — особый вид товара, который служит всеобщим эквивалентом для всех остальных товаров.
Сущность денег находит выражение в единстве выполняемых ими функций.
Функция денег как меры стоимости состоит в измерении стоимости товаров; ее выполняют идеальные, т. е. мысленно представляемые деньги.
Назначение функции денег как средства обращения — быть посредником при обмене товаров (Т — Д — Т). Деньги выполняют данную функцию мимолетно, переходя из рук в руки.
В функции денег как средства накопления деньги покидают сферу обращения, превращаясь в различные ценности, имеющие способность сохранять свою покупательную способность в будущем (золото, ценные бумаги, недвижимость, валюта и т.д.). Особенность денег в данном случае заключается в том, что деньги выполняют эту функцию через свои «заменители».
Функция денег как средства платежа проявляется при продаже товара в кредит. При заключении сделки о продаже товара в кредит деньги фигурируют идеально, т. е. как счетные единицы, а при оплате кредита — как наличные деньги. При функционировании денег как средств платежа уменьшается потребность в наличном обороте денежных средств, а при наступлении сроков платежа увеличивается количество денег в обращении.
Функция мировых денег,как правило, закрепляется за наиболее устойчивой денежной единицей. Эволюция мировых денег повторяет путь национальных денег: от металлических к кредитным.
17. Трудовая теория стоимости и её содержание.
Исторически первой в эк-кой науке сформировалась трудовая теория стоимости. Её выразителями были А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс. Основные положения этой теории в завершённом виде сводятся к следующему. Потребительные стоимости качественноразнородны и поэтому несоизмеримы. Общей основой всех обмениваемых товаров является то, что все они – продукты труда. Труд имеет двойственный характер: конкретный, т.е. труд в определённой целесообразной форме, и абстрактный-затрата энергии вообще. На рынке конкретный труд выступает как частный; абстрактный - как общественный. Первый создаёт потребительную стоимость, второй-стоимость. Стоимость-это вещественная форма затрат абстрактного общественного труда, выражающая отношение продавца к покупателю или отношение издержек к полезности.
Величина стоимости определяется величиной общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ). Измерителем трудовых затрат является рабочее время. В обществе эти затраты измеряются не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем. Стоимость есть отношение, в котором проявляется равенство абстрактного общественного труда, поэтому непосредственно в рабочем времени она выразить себя не может. Как отношение стоимость выражает себя на рынке через отношение одного товара к другому. Формой выражения стоимости является другой товар или особый товар-деньги. Денежное выражение стоимости есть цена. Достоинства теории: на основе этой теории легко объяснить, почему одни товары дороже, а другие дешевле (т. к. различны уровни ОНЗТ на производство различных товаров). Недостатки теории: на основе этой теории трудно объяснить, какие виды труда составляют ОНЗТ; каковы количества различных элементов ОНЗТ, как учесть труд простой и сложный, умственный и физический и т. д.; почему в одно и то же время один и тот же товар на различных рынках и даже на одном и том же рынке иногда продаётся по разной цене. Т. об., на основе теории трудовой стоимости легко можно объяснить поведение продавца, товаропроизводителя, но невозможно объяснить поведение покупателей, потребителей.
Теория предельной полезности(ТПП) и ее содержание.
ТПП является нетрудовой теорией стоимости.Цена товаров рассматривается с экономической позиции покупателя. Основоположники ее австрийские экономисты( Менгер, Визер). Согласно ТПП стоимость товара определяется предельной полезностью последнего экземпляра товара.
1 положение. По их мнению полезность- это субъективная оценка, которую дает каждый покупатель роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага(товара) – определяется тем значением, которое она имеет для жизни и благосостояния человека.
2 положение.Блага подразделяются на 2 вида.
а) имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух), не считающиеся полезными для себя, поскольку они имеются в избытке.
б) относительно редкие и недостаточные для насыщения потребностей в них, именно этим благам человвек приписывает ценность.
Самые полезные блага далеко не всегда оказываются самыми ценными.
3 положение.Человек располагает свои потребности в порядке понижения степени их важности и пытается удовлетворить их имеющимся в его распоряжении количеством благ.
4 положение. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если мы продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, наступает насыщение. Этот закон распространяется на все процессы - от голода до любви (Визер).
5 положение. Ценность благ определяет предельная полезность. Она означает величину ощущаемой человеком добавочной полезности., н-р, потреблением какой-то новой 1-цы продукта (мороженого). Если пре-ая пол-ть достигает точки насыщения, то польза не ощущается, а наоборот приносит вред. Предельная полезность и ценность блага зависит от запаса данного продукта и потребности в нем. Если запас уменьшается, то пред-ая пол-ть и ценность возрастают.
Для этой теории характерен количественный анализ.