Тема 4 Спрос и предложение. Равновесная цена
Тема 1. Предмет и метод экономической науки
1. Какова история формирования современного названия экономической науки?
2. Каковы основные проблемы, исследуемые экономистами?
3. Проанализируйте основные принципы экономики и проиллюстрируйте их примерами.
4. Приведите примеры экономических ситуаций, которые можно отнести к микроэкономике, макроэкономике.
5. Что понимается под терминами описательная и эмпирическая экономика?
6. Приведите примеры высказываний, относящихся к позитивной и нормативной экономики.
7. Как используются в экономике дедуктивный и индуктивный методы?
8. Какова роль исторического и логического в экономике?
9. Что такое научная абстракция?
10. В чем разница между экзогенными и эндогенными переменными, используемыми в экономико-математических моделях?
11. Перечислите субъекты рыночной экономики и приведите примеры таких субъектов для каждого из их видов.
12. Каковы функции и цели домохозяйств, фирмы или предприятия и государства?
13. Что является объектом рыночной экономики?
14. Постройте классификацию экономических благ по различным критериям и проиллюстрируйте ее примерами благ различного вида.
Тема 2 Становление экономической науки
1. Для чего необходимо изучать развитие экономической мысли?
2. Какие экономические идеи были выдвинуты учеными древнего мира?
3. Кто и когда упоминает экономику в качестве самостоятельной науки?
4. В чем различия между ранним и поздним меркантилизмом?
5. Проанализируйте основные идеи школы физиократов.
6. Кто ввел термин «невидимая рука» и что означает этот термин?
7. Есть ли рациональное зерно в теории К.Маркса?
8. В чем суть взглядов маржиналистов?
9. Проанализируйте различия между взглядами Д.М.Кейнса и идеями монетаристов.
10. Чем обогатили экономическую науку представители школы иституционализма?
Тема 3 Виды и свойства экономических ресурсов
1. Кто ввел в научный обиход теорию факторов производства?
2. Какой фактор производства был добавлен маржиналистами?
3. Какой фактор производства приобрел особую значимость в современных условиях?
4. Какой из факторов производства является наименее мобильным?
5. Приведите пример взаимозаменяемости экономических ресурсов?
6. В чем отличие современной трактовки труда как фактора производства от соответствующих взглядов представителей классической школы, Маркса, маржиналистов?
7. Каковы общие тенденции, характеризующие изменение структуры трудовых ресурсов?
8. Что включается в состав природных ресурсов?
9. Что такое земельная и горная рента и от чего зависит ее величина?
10. Почему проблема охраны окружающей среды стала особенно актуальна в настоящее время?
11. В чем суть концепции устойчивого развития?
Тема 4 Спрос и предложение. Равновесная цена
1. Что понимается под рыночным спросом и рыночным предложением?
2. Как цена товара или услуги влияет на спрос и предложение?
3. Как другие рыночные условия влияют на спрос и предложение?
4. Как в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена товара или услуги?
5. Как искусственное увеличение или уменьшение цен влияет на функционирование рынка?
6. Каковы способы представления функций спроса и предложения от цены?
7. Опишите парадокс Гиффена.
8. Приведите примеры эффекта Веблена.
9. Опишите равновесие по Вальрасу и по Маршалу
10. Что такое метод сравнительной статики.
11. Проведите анализ спроса и предложения в мгновенном, коротком и длительном периодах.
12. Проиллюстрируйте с помощью кривых спроса и предложения налог, уплачиваемый продавцом и налог, уплачиваемый покупателем.
13. Каково воздействие потоварного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклона линий спроса и предложения?
14. Каково распределение налогового бремени между потребителями и производителями?
15. Что такое незаработанный доход?
16. Каково воздействие на рыночное равновесие потоварных дотаций?
17. Придумайте экономические ситуации, характеризующие изменение спроса и изменение предложения на рынке информационных продуктов и услуг. Объяснить, под влиянием каких факторов произошло это изменение.