Внешнеэкономическая политика
Переход национальной модели роста к мировой ставит перед экономикой вопрос о том, в какой мере отвечает национальным экономическим интересам участие страны в мировых экономических отношениях.
Внешнеэкономическая политика – это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами.
Среди ранних экономических доктрин, анализирующих межгосударственные экономические отношения, следует назвать идеи протекционизма и либерализма (фритредерства).
Фритредерство (от анг. free, trade – свободная торговля) - отсутствие искусственных (установленных государством) барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран.
Сторонники свободной торговли А.Смит и Д. Риккардо считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта.
Согласно теории сравнительных преимуществ, разработанной учеными, именно при отсутствии границ в торговых отношениях между государствами обеспечивается разнообразие внутреннего рынка каждого из них. А также позволит каждой стране специализироваться на производстве того товара, где она обладает абсолютным преимуществом, т.е. способностью производить данный товар с меньшими затратами (объемами привлекаемых факторов производства), чем в странах, с которыми она вступает в торговые отношения.
Протекционизм – экономическая политика государства, способствующая развитию национальной промышленности путем ограждения от иностранной конкуренции.
Родоначальники – меркантелисты считали, что государство должно как можно больше продавать на внешнем рынке и как можно меньше покупать, накапливать золото как основу богатства.
Сторонники протекционизма отстаивают необходимость:
- государственной защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
- сохранение рабочих мест в отечественных производствах, конкурирующих с импортом;
- защищать отрасли связанные с национальной обороной;
- применять ответные меры, если барьеры выводят партнеры по торговле.
Современная внешнеэкономическая политика представляет собой совокупность вышеизложенных мер, регулируя их, то к более свободным отношениям, то к более сдержанным, в зависимости от ситуации на международном рынке.
Инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:
1. Таможенные тарифы (пошлины) – государственные денежные сборы с товаров, ценностей имущества, пересекающих границу страны.
Виды таможенных пошлин:
а) адвалорная – фиксированный процент с цены (например, 15% от цены холодильника);
б) особая - определенная денежная сумма, взимаемая с объема, веса или штуки товара (например, 15 длл. с каждой тонны металла)
в) сложная - одновременно взимается и адвалорная и особая пошлины.
2. Нетарифные ограничения - общее ограничение импорта при помощи торговой дискриминации отдельных стран.
Виды нетарифных барьеров:
а) государственная монополия на право торговли отдельными товарами;
б) лицензирование;
в) импортные квоты;
г) эмбарго.
3. Формы стимулирования экспорта:
а) льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение сроков кредита);
б) государственное страхование экспортных кредитов;
в) прямое субсидирование экспорта;
г) налоговые льготы для экспортеров;
д) демпинг - продажа экспортируемого товара на зарубежном рынке по более низким ценам, чем на национальном рынке.
Платежный баланс страны
Платежный баланс – источник информации, раскрывающий особенности участия страны в международном обмене товарами, услугами и капиталом.
Учет платежей по всем внешнеэкономическим операциям осуществляется в течение определенного периода (месяц, квартал, год).
В большинстве стран статьи платежного баланса группируются по примерной схеме, рекомендуемой МВФ [3]:
А. текущие операции.
Товары
Услуги
Доходы от инвестиций
Прочие услуги и доходы
Частные односторонние переводы
Государственные односторонние переводы