Тема 2. Ценообразование на туристские услуги и услуги гостиниц
При изучении данной темы студенты должны ознакомиться с основными определениями, используемыми в туризме, такими как: туризм; туристская деятельность; турист; туристские ресурсы; тур; туристский продукт и пр., а также знать виды туризма, знать основные отличительные черты и специфику организации и ведения коммерческой деятельности туроператорами и турагентами.
Студенты должны учитывать, что ценообразование на туристские услуги имеет свои особенности, обусловленные воздействием специфических факторов, определяющих как спрос, так и предложение этих услуг.
Обучающимся не следует забывать, что чрезвычайно важным для целей ценообразования является сегментация рынка туристских услуг. Можно выделить следующие принципы его сегментации:
1) по уровню доходов потребителя (обычные и элитные туры, туры по схеме «все включено»);
2) по возрасту потребителей (туры для молодежи и студентов, людей среднего и пожилого возраста, детей);
3) по составу семьи (с детьми и без детей);
4) по тематике туров (познавательные, оздоровительные,
спортивные);
5) по месту проживания (курортные, городские, деревенские).
В то же время, студенты должны понимать, что рынок туристских услуг – высококонкурентный рынок. Фирма может быть монополистом на «узком» сегменте рынка в течение короткого времени, но долго удерживать это положение невозможно.
Студенты должны знать, что в туризме могут применяться все виды ценовых стратегий. При рассмотрении вопроса формирования цены на туристскую услугу, студенты должны усвоить, что данная цена, как правило формируется на основе издержек с учетом текущих цен конкурентов. Очень часто туристические компании применяются неценовые формы конкурентной борьбы, выражающиеся в предоставлении дополнительных услуг или предложении более удобных форм оплаты. Методы, основанные на спросе (полезности) данной услуги, могут применяться только в том случае, если услуга обладает ярко выраженными отличиями от аналогичных, которые могут быть оценены потребителями.
Цена на туристские услуги строится как комплексная и включает следующие составляющие, уровень которых определяется принимающей и транспортной фирмами. В нее могут входить:
1) оплата проживания в гостинице выбранной категории
(разряда);
2) цена питания (в соответствии с заранее оговоренным его видом: завтрак, шведский стол, полупансион, пансион);
3) оплата транспорта, включая трансфер – встреча на месте прибытия туристов и доставка их до места размещения и доставка от места размещения до места отправления на обратном пути;
4) оплата экскурсионного обслуживания (в соответствии с заранее оговоренной экскурсионной программой) и т.п.
Также студенты должны усвоить, что коллективные средства размещения и специализированные средства размещения занимают центральное место в туристской инфраструктуре. В себестоимости турпродукта, измеряемой затратами турфирм при организации турпоездок, доля затрат по приобретению услуг сторонних организаций по размещению и проживанию составляет более 60%, а основным фактором, сдерживающим развитие туризма в России, являются высокие цены на поездки по основным туристским направлениям, прежде всего на услуги транспорта и гостиниц и аналогичных средств размещения. В России ощущается острая нехватка недорогих гостиниц. Это обстоятельство сдерживает рост туристских потоков, особенно в крупнейших туристских центрах России.
Рассматривая данный вопрос необходимо также знать, что важным условием обоснованного ценообразования является четкая классификация гостиниц – определение соответствия конкретной гостиницы и номеров в ней критериям или стандартам обслуживания. Классификация гостиниц регламентируется на межнациональном и национальном уровнях в рамках гостиничных цепей, ассоциаций, союзов.
Студенты должны знать, что цены на номера дифференцированы в зависимости от количества комнат и мест в номере, оснащенности бытовой техникой, кондиционерами, средствами связи и т.д., а себестоимость услуг гостиниц может быть определена по элементам затрат (по смете) и по статьям калькуляции. Расчет обычно ведется за год с разбивкой по месяцам и кварталам. В себестоимость включаются следующие статьи затрат: заработная плата с отчислениями, отчисления на амортизацию основных фондов и плата за их аренду, затраты на коммунальные услуги (электроэнергию, холодную и горячую воду, обслуживание лифтового хозяйства, стирку белья и чистку ковровых покрытий и т.п.), затраты на материалы для нужд хозяйственной и ремонтной службы, затраты на содержание и обслуживание автомобильного парка, ремонт и содержание оргтехники и компьютеров, плата за услуги банка, пожарную сигнализацию, затраты на рекламу и т.д.