Перевод текста с английского языка на русский
Менеджмент в организациях и бизнесе– это вид деятельности, который координирует усилия людей для того чтобы достигать цели и задачи, используя имеющиеся ресурсы продуктивно и эффективно. Менеджмент включает в себя планирование, организацию, управление человеческими ресурсами, координирование и контроль в организации для того чтобы достигать цели компании. Ресурсообеспечение подразумевает рациональное использование финансовых, технических и природных средств. Менеджмент также является научной дисциплиной, социальной наукой, объект которой есть изучение взаимодействия людей в организации.
Английский глагол «управлять» произошло от итальянского слова maneggiare ( управлять инструментами), которое появилось от двух латинских слов manus (Рука) и agree (действовать). Менеджмент включает в себя определение миссии, задач, процедур, правил и рациональное управление человеческими ресурсами корпорации, для того чтобы содействовать благополучию организации. Что подразумевает эффективную коммуникацию? Она подразумевает продуктивную мотивацию людей и прогресс хозяйственной деятельности или же система даст сбой. Менеджмент как таковой не является системой управления каким-либо техническим механизмом или осуществлением скотоводства животных и также надо сказать, что менеджмент может осуществляться в легальных или нелегальных предприятиях. Менеджмент не стоит рассматривать только с точки зрения «управления компанией», потому что он также является видом деятельности который помогает улучшать жизнь самого человека и его взаимоотношения с окружающими. Можно сказать, что менеджмент находится «везде» и имеет широкий спектр применения. Исходя из вышесказанного ,в менеджменте должны присутствовать сами люди, их коммуникации и следовательно их продуктивная работа на предприятии. Планы, расчеты, мотивационные психологические инструменты, цели, и экономические расчеты (прибыли и т.д.) могут являться необходимыми элементами менеджмента. Одни рассматривают менеджмент как некий «функционал», который подразумевает качественные исследования, корректировки планов, достижение целей. Это относится даже к ситуациям, где планирование не имеет место быть. В этой связи Анри Файоль (1841-1925) говорит о том, что менеджмент состоит из шести функций
Прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координирование, контроль. (Анри Файоль был одним из наиболее влиятельных родоначальников концепций менеджмента). А Мэри Паркер Фоллет (1868 – 1933) определяла менеджмент как «искусство реализации целей посредством людей». Она описывала менеджмент как философию.
Критики, однако, находят это определение верным, но узким. Такая фраза как « менеджмент – это то, что делают менеджеры» широко распространена и предполагает сложность определения менеджмента, неоднозначность значения его значения и содержания управленческой практики.
Согласно одному авторитетному источнику менеджмент является эквивалентом «управления бизнесом» и не может находиться вне коммерции, не может осуществляться например в благотворительных фондах или государственном секторе. В этой связи каждая компания должна организовывать работу, процессы, людей, технологии и т.д. для того чтобы увеличить эффективность своей деятельности. Тем не менее многие люди работающие в университетах (таких как: «Гарвардский и Йельский), на факультетах менеджмента определяют концепцию менеджмента шире, чем просто деятельность направленная на максимизацию каких-либо финансовых показателей.
Носители английского языка могут использовать термин «менеджмент» как собирательное существительное, описывающее менеджеров какой-либо корпорации. Исторически этот термин часто контрастирует с термином «труд» - относится к объектам труда.
Но в настоящее время концепция менеджмента имеет широкий спектр использования. Помимо коммерческих организаций концепцию менеджмента могут использовать компании, цель которых не является максимизация прибыли
В целом менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации, координации, контроля.
В прибыльных организациях основной функцией менеджмента является удовлетворение потребностей стейкхолдеров. Обычно это подразумевает увеличение размера дивидендов (для акционеров), создание качественной продукции и установление приемлемой цены на нее (для потребителей), и давать сотрудникам быть вовлеченными и уполномоченными в работе. В некоммерческих организациях важную роль играют спонсоры. Во многих моделях менеджмента и теории управления, акционеры выбирают руководящий состав, а те в свою очередь определяют своего руководителя. В некоторых редких случаях компании используют метод отбора руководителей, который заключается в том, что сотрудники сами выбирают себе топ менеджера по средствам голосования.
В государственном секторе, в странах, где политический режим представительная демократия, избиратели голосуют за какого-либо кандидата. А эти кандидаты набирают в свою команду менеджеров и администраторов. Надо добавить, что есть такие страны как например Соединенные Штаты Америки, где политические назначенцы теряют свои места, когда избирается новый президент /губернатор/мэр.
Историческое развитие
Одни считают, что менеджмента как таковой истории не имеет, согласно этому мнению менеджмент появился как производная. Другие полагают, что менеджмент зародился вместе с появлением шумерских торговцев и строителей пирамид древнего Египта. Рабовладельцы на протяжении веков эксплуатации сталкивались с проблемой эксплуатацией недовольной и непокорной рабочей силой, но многие объединения традиционного общества не считали нужным рассмотрение вопроса системы менеджмента. Однако такие инновации как распространение индуистских цифр (5 – 15 века) и изобретение двойной записи ведения бухгалтерского учета (1494) стали инструментами менеджмента для оценки, планирования и контроля.
С изменением средств труда, вследствие промышленной революции в 18-19 веков, милитаризм способствовал появлению подходов управления фабриками.
До наступления промышленной революции, такие факторы как большие масштабы коммерческих операций и нехватка учета и записи, способствовали тому, что собственники предприятий в те времена начали осуществлять функции менеджмента самостоятельно. Но с ростом размера и сложности организации, с разобщенностью акционеров собственников, и постоянной работой менеджеров
( Независимые специалисты в планировании и контроле) постепенно стало обычным делом
К тому моменту как менеджмент существовал уже тысячелетиями, некоторые писатели создали некоторые работы, которые стали предпосылками создания современной теории менеджмента.
Некоторые древние милитаристские тексты могут быть использованы современными менеджерами. Например, Китайский генерал Sun Tzu в шестом веке до нашей эры, искусство войны, говорил о том, что нужно быть осведомленным о слабых и сильных сторонах противника. Тоже самое касается и менеджеров организации, они должны знать слабые и сильные стороны конкурентов.
Различные древние и средневековые цивилизации создали книги серии «зеркала для князей», это книги, которые в которых описывается принципы государственного управления для монархов. Платон описывал специализацию менеджмента в 350 веке до нашей эры и Аль-Фараби перечислил наиболее важные черты в ней, в 900г нашей эры. Другие примеры включают Артхаша́стра, написанная Чанакьей и «Принц» , написанный итальянским автором Никола Макиавелли.
19 век
Экономист классик Адам смит (1723 - 1790) и Джон Стюарт Мил (1806 – 1873) разработал теоретические основы распределения ресурсов, производства, и аспекты вопроса ценообразования. Примерно в тоже время такие новаторы как Eli Whitney (1765–1825), James Watt (1736–1819) и Matthew Boulton (1728–1809) разработали следующие элементы технического производства: стандартизация, процедура контроля качества, учет расходов, взаимозаменяемость элементов и планирование рабочего процесса. Многие из этих аспектов менеджмента существовали в рабовладельческом секторе экономики Соединенных Штатов.
В этом секторе было эксплуатировано 4 млн людей
20 века
К двадцатому веку некоторые находили менеджеров как тех, кто пытается выдать свои мысли и идеи за фундаментальные научные принципы. К примеру «школа научного менеджмента» Генри Тоуна (1890г.) Фредерик Уинслоу Тейлор принципы научного менеджмента (1911г.) Лилиан Гилбрет «Психология менеджмента» (1914г.) Фрэнк и Лилиан Гилберты «прикладной хронометраж рабочих операций» (1917) и графики Генри Гарта (1910). J. Duncan написал первый учебник по менеджменту для колледжей в 1911. В 1912 Йечи Уно представил «Тейлоризм» Японии и и стал первым консультантам в области японского менеджмента. Его сын был родоначальником японской системы менеджмента качества
Первые общие теории менеджмента появились примерно в 1920 годах. Гарвардская школа бизнеса впервые предложила научную степень в области управления бизнесом в 1921. Такие люди как Анри Файоль (1891 – 1925) и Александр Чардж описывал различные отрасли менеджмента и их взаимодействия. В начале 20-го века Одвей Тэд (1891 – 1973), Вальтер Скот и Джей Муни разработали психологические принципы в менеджменте.
Питер Друкер (1909 – 2005) написал одну из первых книг посвященных менеджменту: Концепция теории организации (основанная в 1946) основанная на работах Альфреда Слоуна ( Топ менеджера Дженерел Моторс). Дракер выпустил 39 изданий по данной тематике.
H. Dodge, Ronald Fisher (1890–1962), и Thornton C. Fry ввели в науку менеджмента статистические методы. В 1940 Патрик Блекет работал над внедрением математических методов исследований в менеджмент. «Операционные исследования» иногда приравнивают к менеджменту ( отличный от Тэйлоризма) попытки применить научные подходы к решению проблем из области принятия управленческих решений.
Некоторые из большинства недавних разработок включая «теорию ограничений», «реинжиниринг», «шесть сигм» и другие информационно – технологические разработки, как «методология гибких разработок» и «Лестница Ког»
Общее признание менеджеров как класс укрепилось в 20 м столетии. В это же время менеджмент популяризировался.
К концу 20-го столетия в менеджменте выделяли такие ответвления как:
Финансовый менеджмент, менеджмент управления человеческими ресурсами, менеджмент информационных технологий, менеджмент-маркетинг, производственный менеджмент, стратегический менеджмент.
21 век
В 21 веке исследователи находят все более сложным подразделять менеджмент на функциональные категории. Большинство процессов одновременно включают в себя несколько категорий.
Различные виды менеджмента могут служить инструментами некоммерческих организаций и государства: как например «государственное управление», «государственный менеджмент», «менеджмент образования»,
Равенство прав сотрудников в организации стало распространенным явлением и используется при распределении функций менеджмента среди работников. Надо также сказать, что данная модель управления является более продуктивной нежели иерархичная. Весь менеджмент построен на демократическом принципе.