Коммерческое право регулирует отношения по организации и осуществлению коммерческой деятельности на оптовом товарном рынке.
Коммерческая деятельность, осуществляемая оптовыми и посредническими организациями, выделилась в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. В то же время она обладает всеми признаками предпринимательской деятельности, закрепленными ст. 2 ГК РФ: является самостоятельной, носит рисковый характер, направлена на систематическое извлечение прибыли от продажи товаров, осуществляется зарегистрированными в установленном порядке предпринимателями.
В процессе осуществления коммерческой деятельности возникают разнообразные коммерческие правоотношения.
Первый вид коммерческих правоотношений составляют обязательства, возникающие на основе договоров, заключенных организациями-производителями с оптовыми и посредническими субъектами, по закупке сырья, материалов, оборудования для нужд производства, по реализации готовой продукции на оптовом рынке. К этому же виду правоотношений относятся договоры, способствуюшие сбыту и продвижению товаров на рынке (по доставке и транспортировке, хранению товаров, оказанию маркетинговых, информационных услут и др.).
Взаимоотношения участников коммерческой деятельности с органами исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам организации торговли, оказания содействия торговой деятельности также строятся на договорной основе. Функционирование российской экономики в начальный период перехода к рыночным преобразованиям показало, что устранение государства от управления экономикой чревато тяжелыми последствиями.
Государственное регулирование рынка направлено на решение ряда важных задач: создания необходимых рыночных институтов, зашиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды, поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей, обеспечения безопасности государства и др. Государством предъявляются особые требования к производству и обороту отдельных видов товаров (пищевым продуктам, алкогольной продукции, лекарственным средствам и др.), что вызывается необходимостью защиты общественных интересов. Поэтому отношения, связанные с государственным регулированием обращения отдельных видов товаров, составляют неотъемлемую часть предмета коммерческого права.
Не меньшее значение имеют и выделяемые из разнообразных внутрихозяйственных правоотношений правоотношения, связанные с налаживанием коммерческой деятельности организации и управлением ею. Внутрикоммерческие отношения основываются на внутреннем хозрасчете, разработке стандартов организации на совершаемые бизнес-процессы, внедрении бюджетирования (системы планирования, позволяющей контролировать затраты, прогнозировать последствия принимаемых решений). В создании эффективной внутрифирменной системы управления коммерческой деятельностью, определении конкретных обязанностей каждого звена, обеспечении согласования и взаимодействия подразделений предприятия большую роль играет юридическая служба организации.
Рассматривая вопрос о месте коммерческого права в системе российского права, следует учитывать, что система права любой страны не является застывшей и неизменной. На нее оказывают влияние разные факторы - экономические, политические, социальные и иные. С развитием научно-технического прогресса, в процессе международного разделения труда возникают новые общественные отношения, требующие правового опосредования. Появляются новые правовые институты, подотрасли, некоторые из них затем трансформируются в новые отрасли права.
Исторически торговое право возникло в результате дуализма частного права. При переходе к рыночной экономике некоторыми учеными ставился вопрос о возрождении торгового права в качестве самостоятельной отрасли российского права, регулирующей все виды предпринимательских отношений. Но еще в начале 90-х гг. ХХ в. Быков пришел к выводу о том, что «соотношение гражданского и торгового права в современных российских условиях уже не может быть взято в качестве образца формирования дуалистической системы частного права с выделением в его составе гражданского и торгового права»). Он отмечал, что «современные условия диктуют необходимость формирования не торгового, а предпринимательского права, которое должно преодолеть узкие параметры торгового права как частного права и привнести в свое содержание элементы, обеспечивающие государственное регулирование частноправовых отношений с учетом публично-правовых интересов».
Коммерческие отношения обладают определенной спецификой и имеют большую общественную значимость. Коммерческое законодательство регулирует значительный по объему массив общественных отношений. Эти факторы позволяют ставить вопрос о формировании коммерческого права в качестве относительно самостоятельной части предпринимательского права.
Коммерческая деятельность в сфере оптовой торговли регулируется как специальными правилам и, так и - в их отсутствие - общими правилами о предпринимательской деятельности. В отличие от предпринимательского права предмет коммерческого права значительно уже. Его предмет составляют правоотношения по оптовым закупкам и реализации товаров, оказанию различных услуг, связанных с продвижением товаров на рынке от изготовителей к оптовым потребителям. Первой важной задачей коммерческого права является изучение специфики оборота различных видов товаров и разработка рекомендаций по совершенствованию их нормативно-правового регулирования.
Как наука коммерческое право представляет собой систему знаний и представлений о коммерческом праве, его месте в системе права, его институтах. Наука коммерческого права призвана изучать субъекты коммерческой деятельности, определять их функции на товарных рынках, выявлять круг коммерческих договоров, опосредующих различные складывающиеся на рынке отношения, разрабатывать рекомендации по совершенствованию законодательства о коммерческой деятельности. Важным для науки коммерческого права является изучение границ, способов и средств государственного воздействия на коммерческую деятельность, а также разработка предложений об оптимизации государственного воздействия.
Совокупность правовых норм, регулирующих коммерческую деятельность в оптовом обороте, составляет законодательство о коммерческой деятельности.
Рассматривая соотношение коммерческого права со смежными дисциплинами, следует отметить, что гражданское право является необходимой основой предпринимательского и коммерческого права.
В ГК РФ содержатся основные понятия и институты (право собственности и иные вещные права, понятия сделки, договора, обязательства и др.), используемые при регулировании предпринимательских отношений. Основным субъектом гражданского права является гражданин - участник имущественных и связанных с ними неимущественных отношений. Физическое лицо - гражданин, как более слабая сторона в сделках, нуждается в особых правовых средствах защиты его прав и охраны интересов, которые предусмотрены в ГК РФ и иных нормативных актах о защите прав потребителей. Поэтому отношения в сфере розничной торговли не включаются в предмет коммерческого права. Однако это не означает, что коммерческое право не учитывает интересы конечных потребителей - граждан. Права потребителей, прежде всего на безопасность реализуемых товаров, учитываются не только на стадии реализации готовых товаров, но и на стадии производства и оптовой реализации товаров. В свою очередь, и коммерческое право оказывает влияние на гражданское право, что получило название коммерциализации гражданского права.
Предпринимательское право изучает общие вопросы организации и осуществления предпринимательской деятельности, способы и методы государственного регулирования рынка с целью выработки рекомендаций по соблюдению баланса публично-правовых и частноправовых интересов. Между тем коммерческая деятельность нуждается в особых правилах регулирования, учитывающих специфические свойства и особенности производства и оборота разнообразных товаров, а также функциональные особенности субъектов торговой деятельности.
Достаточно тесные связи существуют у коммерческого права с административным и уголовным правом, поскольку изучение особенностей оборота различных видов товаров в коммерческом праве сопряжено с выявлением нарушений законодательства, влекущих административную и уголовную ответственность.
Коммерческое право имеет тесные связи с экономическими науками, прежде всего с логистикой. Возникшие в период экономического кризиса в зарубежных странах идеи интеграции снабженческо производственных и распределительных систем, в которых увязывались бы функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались затем в логистический подход к управлению материальными потоками.
Логистические методы управления товародвижением основываются на системном управлении и контроле за материальными и информационными потоками по всей цепочке товародвижения, обеспечивающими своевременную поставку товаров. Применение логистических методов управления позволяет минимизировать затраты труда и материальных ресурсов, сократить время хранения и транспортировки грузов.
Второй важной задачей коммерческого права является разработка правовых средств применения логистической системы управления товародвижением.
Маркетинг, определяемый как деятельность, направленная на формирование спроса на товары, позволяет стимулировать сбыт товаров. С этой точки зрения маркетинг представляет собой одну из составных частей логистики. Коммерческая деятельность обязательно включает в себя и маркетинговые исследования рынка.
По ранее господствовавшему мнению, каждой основной отрасли права присущ свой метод правового регулирования, специфические черты которого выражены в правовом положении субъектов, основаниях формирования правоотношений, способах определения их содержания, в юридических санкциях. В дальнейшем с.с. Алексеев пришел к выводу о наличии первичных приемов регулирования - методов субординации и координации, каждый из которых при применении в отдельных отраслях является сложным, многогранным явлением и тесно связан с предметом правового регулирования. Данной точке зрения соответствует и высказанное в литературе мнение о существовании единого метода регулирования, включающего в себя запрет, дозволение и предписание, используемые в отдельных отраслях права в различных объемах.
Рыночные условия хозяйствования обусловливают необходимость воздействия на общественные отношения различными способами в целях недопущения конфликта интересов и обеспечения баланса частноправовых и публичных интересов.
Правовое регулирование коммерческих отношений осуществляется различными методами, среди которых наиболее распространены метод автономных решений, метод предписаний и метод рекомендаций. Основным методом коммерческого права, регулирующим отношения юридически равноправных участников оптового оборота, следует признать метод автономных решений.
Различные методы воздействия не противопоставляются друг другу, а в некоторых случаях даже сочетаются, поскольку во многих отношениях тесно переплетаются частные и публичные элементы, что характерно, к примеру, для государственных закупок товаров. В литературе отмечается, что «из ряда отраслей, которые вроде бы без особых сомнений причисляются к частному праву (предпринимательское, коммерческое и др.), буквально "выпирают", демонстративно и массивно, публичные начала».
Субъекты коммерческой деятельности свободны в решении вопроса о выборе вида заключаемого договора, его содержании. В то же время в законодательстве содержатся и императивные нормы об условиях договора, правилах изменения, расторжения договора и некоторые другие, которые стороны обязаны соблюдать. Участники торговой деятельности должны соблюдать также требования законодательства к безопасности товаров, налогового законодательства - к налогообложению торговых операций и др.
Применение метода предписаний превалирует при определении правового режима ограниченно оборотоспособных товаров.
С развитием различных видов рыночных отношений наблюдается тенденция к передаче государством части своих полномочий по регулированию деятельности отдельных субъектов общественным объединениям предпринимателей. Так, созданы саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые достаточно эффективно осуществляют воздействие на своих членов путем разработки правил, регулирующих различные стороны их деятельности.
Образованные в торговом сообществе различные общественные объединения еще не оказывают заметного влияния на коммерческую деятельность. Однако с созданием соответствующей нормативной основы их деятельности использование метода саморегулнрования наряду с государственным регулированием позволит создать эффективный механизм правового воздействия на коммерческие отношения.