Цикличность в рыночной экономике

Он характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры. Экономические циклы существенно отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности. Однако все они имеют одни и те же фазы. Экономический цикл представляют четыре фазы: пик (подъем), кризис (спад), депрессия и оживление. Пик (подъем) цикла - когда полная занятость и производство работают на полную мощность. В этой фазе цикла уровень цен имеет тенденцию к повышению, а рост деловой активности прекращается. Кризис (спад) - когда занятость сокращается, а цены падают только в том случае, когда спад продолжительный и возникает депрессия. Депрессия характеризуется тем, что производство и занятость достигают самого низкого уровня. Необходимо "выбираться" со дна. Наконец, в фазе оживления уровень производства повышается, а занятость возрастает вплоть до полной занято­сти. Главную фазу экономического цикла составляет кризис В нем заключены основные черты цикла. Без кризиса не было бы цикла. Периодическое повторение кризиса придает рыночной экономике циклический характер. Экономический цикл – период времени от начала одного кризиса до начала другого.

Экономический цикл проникает всюду, но он в разной степени влияет на отдельные секторы экономики. Обычно от спада больше всего страдают те отрасли промышленности, которые выпускают средства производства и потребительские товары длительного пользования. Особенно уязвима строительная промышленность. Производство и занятость в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары кратковременного пользования, обычно меньше реагируют на цикл.

Большинство отраслей промышленности, производящих инвестиционные товары и товары длительного пользования, отличаются высокой концентрацией, когда на рынке господствуют сравнительно небольшое количество крупных фирм. Такие фирмы обладают достаточной монопольной властью, чтобы в течение определенного периода противодействовать понижению цен, ограничивая выпуск продукции из-за падения спроса. Поэтому уменьшение спроса оказывает воздействие главным образом на производство и занятость. Обратная картину в отраслях промышленности, выпускающих товары кратковременного пользования. Эти отрасли в большинстве своем довольно конкурентоспособные и характеризуются низкой концентрацией. Они не могут противодействовать повышению цен, и падение спроса больше отражается на цене, чем на уровне производства. В общем можно обратить внимание на резкое падение производства и относительно скромное падение цен в отраслях с высокой концентрацией с одной стороны, а с другой - на значительное падение цен и относительно небольшое снижение объема продукции в отраслях с низкой концентрацией.

Причины экономических цикловтрактуются по-разному. Так, причина циклического развития экономики, по Марксу, кроется в противоречии между производством, стремящимся к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса. Это противоречие проявляется в следующем: слишком много произвели, чтобы потребить. Наступает период вынужденной распродажи избыточных товаров, что неизбежно вызывает падение цен, рост безработицы и уменьшение прибыли. Возникает объективная потребность замены старого оборудования на новое, способное обеспечить прибыльное функционирование капитала. Кризис дает толчок для новых массовых инвестиций, заставляет всех предпринимателей применять новую технику. Обновление капитала, по Марксу, является материальной основой периодичности кризисов и продолжительности цикла.

Кризисы и циклы также объясняются: недопотреблением или недостаточным совокупным спросом; сбоями в денежном обращении; психологическими факторами, связывающими деловую активность с переходами от массового оптимизма к пессимизму.

Не следует делать вывод, что все колебания деловой активности объясняются экономическими причинами. Есть и другие причины - экстернальные. Это так называемые внешние факторы - факторы, лежащие за пределами экономической системы: солнечные пятна, войны, революции, рост населения, открытие новых земель и ресурсов и, наконец, научные и технические нововведения. Например, существуют сезонные колебания деловой активности: покупательский "бум" перед Рождеством и Пасхой. Это ведет к значительным ежегодным колебаниям в темпах экономической активности, особенно в розничной торговле.

Наши рекомендации