Значение ведения этой политики

Первые достижения индустриально - инновационной политики развития Казахстана

Введение

В настоящее время, основой развития любого государства является успешное и эффективное проведение реформ, касающихся всех сфер деятельности государства. За 25 лет независимости мы добились многих успехов за счет мудрой политики нашего президента. С помощью многих программ и реформ, созданных за эти годы, наша страна поднялась не только в отношении экономики и политики, но и в сфере культуры, здравоохранения и многих других. В последнее время в нашей стране идет активное осуществление индустриально-инновационной политики, которая в будущем принесет нашей стране много пользы.

История создания и основные цели

В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.

Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:

• обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;

• повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

• создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

• стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;

• диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;

• развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

Значение ведения этой политики

На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

Достижения в теории

В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.

На первом этапе, в 2003-2005 годы, будут внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также будут созданы институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.

Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации Программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.

Общая стоимость Программы на 2005 - 2015 годы составит 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета - 2112 млн. тенге и планируется привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60410,83 млн. тенге.

Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.

Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.

Реализация Стратегии позволит:

• увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;

• повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;

• замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).

Достижения

В Казахстане наблюдается спад активности предприятий в сфере создания и распространения инноваций. По оценкам Агентства РК по статистике на 1 января 2010 г. удельный вес инновационно - активных предприятий в республике составил 3,9% от общего количества респондентов (10096 единиц), тогда как в 2008 г.- 4%, в 2007 г. - 4,8%, в 2006г.- 4,8%, в 2005 г. - 3,4%, в 2004 г. - 2,3%, в 2003 г. - 2,1%, как видно из приведенных данных, если до 2006г., мы имели некоторый рост показателя инновационный активности, то в 2007 г.- уровень активности не изменился, а по итогам 2008-2009гг. наблюдается сокращение показателя инновационной активности хозяйствующих субъектов республики. Для сравнения, удельный вес инновационно-активных предприятий в России в 2008 г. составляет -13 %, в странах Восточной Европы - до 40 % (Румыния - 28%, Словения -32%, Польша - 38%) в странах ОЭСР - около 50%.

Если рассматривать отраслевой разрез производственной инновационной продукции республики, то на 1.01.2010 г. лидировала обрабатывающая промышленность - 68,95 %, вторую позицию занимала горнодобывающая промышленность и разработка карьеров -29,04 %, на третьем месте находится строительство -1,75 %, а замыкает сельское хозяйство - 0,26 %.

В региональном разрезе в инновационном развитии лидируют: г. Алматы - 6,7% инновационной активности, Карагандинская область - 6,2%, Восточно-Казахстанская - 5,9%. Среди отстающих выделяются: Акмолинская область - 1,2%, Алматинская - 1,4%, Мангистауская - 1,4% Костанайская -1,5%, Кызылординская - 1,5% . При этом, если в 2008 г. среди предприятий, занимающихся инновационной деятельностью максимальный объем произведенной продукции приходился на металлургию (84,4% всей произведенной инновационной продукции РК), то на 01.01.2010г. лидировала обрабатывающая промышленность - 68,95%.

На основе зарубежного опыта ясно, что ни в одной стране мира инновационная система не была сформирована рынком, частным сектором самостоятельно. Во всех странах для повышения конкурентоспособности национальной экономики государство играет ведущую роль на основе системного подхода в создании инновационной экономики с социальным уклоном.

При этом необходимо отметить, что казахстанские предприятия в сфере инновационной деятельности в основном выбрали, «догоняющую» стратегию, что свидетельствует об их инновационной невосприимчивости. «Догоняющая» стратегия предполагают имитацию иностранных технологий, копирование продуктов и их массовое производство. Так, из всей реализованной в Казахстане инновационной продукции на 01.01.2010 г. на сумму 82597,4 млн. тенге, продукция, вновь внедренная, или подвергшаяся значительным технологическим изменениях составила 88,9 %, при этом доля действительно принципиально новой продукции остается неизвестной. Если сравнить с предыдущими годами, то доля продукции вновь внедренной или подвергшейся значительным технологическим изменениям менялось следующим образом: 2003 г. - 14,1%, 2004 г.-28,6 %, 2005 г. -36,7 %, 2006 г. -56,7 %, 2007 г. - 70,6%, 2008 г .- 80,4 % т.е. устойчивая тенденция роста налицо. Для устранения таких негативных тенденций в инновационной деятельности предприятий Казахстана, - по нашему глубокому убеждению, необходимо формирование действенного механизма, обеспечивающего баланс конкуренции и кооперации усилий экономических агентов при непосредственной роли государства, которым является становление национальной инновационной системы (НИС).

Вывод

В настоящее время значительный импульс инновационным процессам может дать развитие интеграционных, кооперационных связей на государственном и межгосударственном уровнях. Одним из активных механизмов государственной поддержки инновационного пути развития экономики и технологического перевооружения отраслей промышленности, могли бы стать межгосударственные инновационные программы в рамках СНГ. Для реализации их, как правило, привлекаются средства государственного бюджета стран СНГ и внебюджетных источников как на финансирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок, так и на освоение их в промышленном производстве.

Рациональное и целенаправленное использование конкурентных преимуществ должно способствовать формированию и разработке государственных программ и бизнес-решений перспективных отраслей реального сектора экономики, позволяющих обеспечить производство конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг, обеспечить правильное соотношение специализации и универсализации национальной экономики на мировом рынке, что особенно важно в условиях развивающегося кризиса.

В связи с этим, государственные программы по поддержке инноваций должны быть скоординированы. Необходимо формирование единой инновационной системы, которая объединит в себе инновационное предпринимательство, инновационную инфраструктуру, научно-исследовательский потенциал.

План

Ø Введение

Ø История создания и цели

Ø Значение ведения этой политики

Ø Достижения в теории

Ø Достижения

Ø вывод

Наши рекомендации