Концентрация целей на главном направлении
Цели должны быть сконцентрированы на самом важном. Что же самое важное? В этом нам поможет изображение «луковицы целей» (рис. 5.8.1.).
Рис. 5.8.1.
УП – удовлетворение потребностей, ЛУМ – ликвидация узких мест.
Внешний слой «луковицы целей» – предприятие независимо от того, относится ли оно к материальному или духовному производству, определяется рынком. Это может быть мировой или локальный рынок. Главное, чтобы на этом рынке могла быть удовлетворена неудовлетворённая другими потребность в той продукции, которую производит предприятие.
Если такой потребности нет, то это означает, что продавец лишён условий существования на данном рынке. В этом случае за счёт специфических форм предложения следует пытаться разбудить интерес, т. е. спрос, и тем самым вновь открыть для себя рынок.
Таким образом, первая и высшая цель любого предприятия – удовлетворение потребностей рынка.
Узкие места.Предпринимая усилия по производству отвечающей рыночным потребностям продукции, предприятие наталкивается наузкие места. Эти узкие места в рамках самой системы – предприятие (см. второй слой).
К узким местам могут относится:
· слишком высокие издержки;
· недостаточные мощности;
· неквалифицированный персонал;
· слабая маркетинговая служба;
· нехватка финансовых средств;
· слабое управление.
Поэтому каждое предприятие заинтересовано в скорейшем обнаружении самого узкого места, приносящего наибольший ущерб. Цели как раз относятся к устранению узких мест.
Сердцевину «луковицы целей» составляет работник. На рабочем месте нужен способный и профессиональный работник. Если его квалификация недостаточна, легко сформулировать цель её повышения. Если квалификация работника переросла те требования, которые предъявляются к нему на данном рабочем месте, то могут возникнуть проблемы, потому что «избыток знания порождает недостаток желания».
Рассмотрим в «луковице целей» систему – подразделение и подсистему – рабочее место. Подразделению нужна продукция рабочего места. Крупнейшая потребность определяет и цель рабочего места. Какие здесь могут возникнуть узкие места: оснащение?, образование?, порядок?, планирование работ?, получение информации? Узкое место должно быть чётко определено и названо.
Стратегия устранения узких мест.В качестве инструментария для решения такой проблемы В. Мевес предложилспираль, названную его именем (рис. 5.8.2.).
Рис. 5.8.2.
Благодаря преодолению узкого места растёт выпуск продукции. Новая стратегия – предпосылка новейшей.
Управление по целям
Управление по целям (УПЦ) –это способ, подход, позволяющий улучшить результативность управленческой деятельности. Чаще всего УПЦ находит применение в сфере управления на высших уровнях. Однако этот метод можно распространить (и это делается) также на всю организацию, включая самый низший уровень управления, особенно там, где высшее руководство одобряет и поддерживает своей деятельностью его применение.
Управление по целям позволяет решить несколько ключевых проблем, связанных с управлением производством:
· сосредотачивает внимание работников наожиданиях, формируемых как цели деятельности;
· поощряет взаимодействие работников путём постановки общих целей;
· задаёт программу выполнения работы путём определения сроков решения отдельных задач;
· определяет сам процесс достижения цели посредством диалога по поводу постановки целей и их достижения;
· облегчает управление системой заработной платы, обеспечивая разумную основу для вознаграждения за хорошую работу и достижения;
· помогаетоценить основания для продвижения по службе, позволяя
· выявить возможности работника.
Процесс управления по целям. Метод широко используется менеджерами для придания постановке целиоперационального вида (рис. 5.9.1.).
Основные элементы: Основные шаги:
Рис. 5.9.1.