Тема 1. Сущность и управление качеством

Методологические основы управления качеством. Взаимосвязь менеджмента качества с другими научными дисциплинами ( экономика, менеджмент, маркетинг и др.). Подходы к качеству в работах Ф. Тейлора; А. Файоля; Г. Форда; Шухардта, Э.Деминга. Возникновение и роль кружков качества.

Значение повышения качества продукции. Роль и значение качества в повышении эффективности функционирования предприятий.

Сущность конкурентоспособности. Уровни конкурентоспособности (конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, страны). Методы оценки конкурентоспособности. Многоугольник конкурентоспособности.

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения:

1. Правовое обеспечение качества продукции. Федеральный закон «О техническом регулировании. Требования к качеству.

2. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» и требования к качеству.

3. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством продукции.

4. Развитие отечественных систем, становление системного подхода к управлению качеством продукции в России и за рубежом.

5. Значение качества в повышении эффективности функционирования предприятия.

6. Системный подход к управлению качеством продукции.

7. Качество как объект управления: принципы, методы, функции.

8. Качество как объект управления: механизм управления качеством.

9. Качество и конкурентоспособность.

Основная литература к теме 1:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-1, в ред. от 21.12.2004 г. №171-ФЗ, изменения и дополнения №234-ФЗ от 25.10.2007 г.

3. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г.

4. Закон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ.

5. Аристов О.В. Управление качеством, Москва, Инфра-М.2004.

6. Жуковец М.В. Товароведение, экспертиза и стандартизация. Учебное пособие. Издательство СыктГУ, 2003.

7. Жуковец М.В. Управление качеством и его роль в стратегической устойчивости организации/Учебное пособие Издательство СыктГУ, 2011.

8. Лифиц И. М. « Стандартизация, метрология и управление качеством товаров», Москва, 2004.

9. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для бакалавров. 5 издание / под ред. Радкевич Я.М. Москва, «Юрайт», 2011. (заказ)

10. Управление качеством: Учебник для бакалавров / под ред. А.В.Гебенкина. Москва, «Юрайт», 2011. ( заказ)

Дополнительная литература:

1. Портер М. Конкурентное преимущество, Москва, Альпина Бизнес Букс, 2005.

2. Овсянко Д.В. Управление качеством, Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПбГУ, Высшая школа менеджмента, 2011.

Журналы:

«Стандарты и качество»;

«Вестник технического регулирования»;

«Сертификация».

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Для обучающихся обеспечен доступ к информационным справочным и поисковым системам «Консультант Плюс», «Гарант».

Тема 2. Основные методы управлениякачеством

Показатели качества продукции. Стадии формирования качества. Оценка уровня качества продукции, методы оценки. Факторы качества. Потребительские оценки качества продукции и их свойства.

Требования к качеству продукции. Формирование требований к качеству продукции.

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы управления качеством.

2. Принципы обеспечения качества и управления качеством на предприятиях.

3. Петля качества. Спираль качества. Модель качества.

4. Принципы обеспечения и управления услуг на предприятиях.

5. Функции управления качеством.

6. Статистические методы контроля качества продукции.

7. Построение диаграммы Парето и причинно-следственной диаграммы Исикавы.

Практическое занятии:

Деловая игра «Разработка проекта политики предприятия в области качества».

Оценка показателей качества продукции и уровня её конкурентоспособности

Основная литература к теме 2:

1. Аристов О.В. Управление качеством, Москва, Инфра-М.2004.

2. Жуковец М.В. Товароведение, экспертиза и стандартизация. Учебное пособие. Издательство СыктГУ, 2003.

3. Жуковец М.В. Управление качеством и его роль в стратегической устойчивости организации/Учебное пособие Издательство СыктГУ, 2011.

4. Лифиц И. М. « Стандартизация, метрология и управление качеством товаров», Москва, 2009.

5. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для бакалавров. 5 издание / под ред. Радкевич Я.М. Москва, «Юрайт», 2011. (заказ)

6. Управление качеством: Учебник для бакалавров / под ред. А.В.Гебенкина. Москва, «Юрайт», 2011. ( заказ)

Дополнительная литература:

1. Портер М. Конкурентное преимущество, Москва, Альпина Бизнес Букс, 2005.

2. Овсянко Д.В. Управление качеством, Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПбГУ, Высшая школа менеджмента, 2011.

Журналы:

«Стандарты и качество»;

«Вестник технического регулирования»;

«Сертификация».

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Для обучающихся обеспечен доступ к информационным справочным и поисковым системам «Консультант Плюс», «Гарант».

Наши рекомендации