Разгосударствление и приватизация
Реформирование отношений собственности в Украине было бы невозможно без проведения разгосударствления и приватизации. Закон Украины «О приватизации имущества государственных предприятий» определяет приватизацию как «отчуждение имущества, находящегося в собственности государства в пользу юридических и физических лиц». В узком понимании - это процесс перехода государственной формы собственности в частную (полностью либо частично). В широком понимании - это освобождение государства от функции прямого непосредственного хозяйственного управления производством, т.е. это процесс, при котором происходит сужение возможностей государства как субъекта имущественных отношений по экономической реализации соответствующих прав. Такой подход сближает приватизацию и разгосударствление.
Под разгосударствлением понимают систему мер, направленных на ограничение и уменьшение роли государства в экономике. В таком понимании разгосударствление более широкое понятие, нежели приватизация. Основные направления разгосударствления следующие: либерализация цен (переход к свободному ценообразованию на товары в зависимости от колебаний спроса и предложения товаров на рынке), перевод предприятий на коммерческий расчет (на самофинансирование и самоокупаемость), приватизация (передача объектов государственной собственности в частную и коллективную собственность).
Основными способами приватизации являются:
1) продажа государственного имущества на аукционе;
2) продажа государственного имущества по конкурсу;
3) акционирование, т.е. превращение госпредприятия в акционерное общество путем продажи акций на сумму оценочной стоимости предприятия;
4) передача имущества, принадлежащего государству, в аренду трудовым коллективам с правом его последующего выкупа;
5) ваучерная (сертификатная) приватизация, т.е. бесплатное предоставление каждому гражданину страны определенного эквивалента государственной собственности.
Правовая основа приватизации была создана в Украине принятием ряда законов («О собственности», «О предпринимательстве», «О приватизации имущества государственных предприятий», «О хозяйственных обществах» и другие), которые обеспечили не только правовое базу, но и экономические условия для осуществления процессов разгосударствления и приватизации. Выбранный курс приватизации был направлен, прежде всего, на предотвращение возможности реставрации социалистического строя посредством создания критической массы негосударственных предприятий. Политические приоритеты на начальном этапе предопределили формы и сроки проведения приватизации. В 1992 году была поставлена задача достижения в течение 3-4 лет 60% глубины приватизации.
Приватизация в нашей стране прошла несколько этапов:
1. Этап индивидуальных технологий (1992-1994г.г.). На этом этапе приватизация предприятий проводилась преимущественно неконкурентными способами: аренда с выкупом или выкуп трудовым коллективом; было начато разгосударствление крупных промышленных предприятий.
2. Этап массовой приватизации (1995- май 1999 г.г.) – действительно массовая приватизация, которая осуществлялась преимущественно за приватизационные бумаги и была направлена на привлечение к приватизации средних и крупных предприятий широких слоев населения. Процесс реформирования собственности активно проходил в торговле, общественном питании, в сфере бытового обслуживания, промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Темпы разгосударствления из года в год нарастали.
3. Этап индивидуальной денежной приватизации или завершения «бумажной приватизации» (с середины 1999 года и по настоящее время). Это период кардинального изменения методологии и практики проведения приватизации, начало реструктуризации предприятий для повышения их инвестиционной привлекательности, период активного развития фондового рынка. Государственное имущество приватизируется за денежные средства преимущественно на аукционах и по конкурсу.
Оценка количественных показателей приватизации в Украине позитивна: разрушена монополия государства в экономике, создана экономическая среда, в которой функционируют субъекты различных форм собственности, создан первичный рынок ценных бумаг, заложены основы рыночной инфраструктуры. Вместе с тем качественные результаты свидетельствуют о низкой эффективности приватизационных процессов. Основные причины этого в следующем: глубокий социально-экономический кризис, имевший место в 90-е годы, нестабильность и несовершенство законодательной базы, отсутствие единой методологии приватизации, недостаток денежных средств у населения для инвестирования их в производство и развитая коррупция во властных структурах.