Методические рекомендации по

ПРОВЕДЕНИЮ ДЕЛОВЫХ ИГР

Цель: развитие творческой активности студентов для решения нестандартных задач, прояснения ценностных ориентации обучающихся, применения полученных знаний в области экономики и менеджмента высоких технологий.

Для реализации этой цели необходимо сформировать у студентов следующие умения и навыки:

• умение работать в малых группах, совместной работы в командах;

• разрешения трудных проблем;

• формирования чувства ответственности за профессиональную подготовку, приобретение знаний.

Методы проведения деловой игры: занятия проводятся методом дискуссий в малых группах.

Дискуссии в малых группах — это такой метод проведения учебных занятий, который позволяет студентам и слушателям обмениваться опытом и делиться своими взглядами и идеями с целью разрешения определенной проблемы.

Последовательность работы

Шаг1.

Выдвигается проблема. Преподаватель формулирует проблему дляобсуждения.

Шаг 2.

«Мозговой штурм». Это один из простых и быстрых способов генерирования идей. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, неофициальная обстановка создает атмосферу свободного обмена мнениями.

Четыре основных правила:

1) не давайте оценку (первоначальная оценка идей не допускается),

2) стимулируйте необычные идеи,

3) развивайте чужие идеи,

4) стремитесь к большому количеству идей.

Три основных метода «мозгового штурма».

1. Свободный полет:

1.1. члены группы спонтанно высказывают свои мысли.

1.2. секретарь регистрирует идеи по мере их поступления (обычно на доске).

2. Круговой метод:

2.1. преподаватель просит каждого высказаться по кругу.

2.2. участники в любой момент могут пропустить свою очередь.

2.3. обсуждение продолжается до тех пор, пока в очередной заход все участники не пропустят свою очередь.

2.4. идеи регистрируются так же, как и в «свободном полете».

3. Метод карточки

3.1. участники записывают свои соображения на небольших листочках бумаги или карточках.

3.2. карточки с идеями собираются и систематизируются. Преподаватель выбирает конкретный метод с учетом состава группы.

Шаг 3.

Достижение консенсуса. Под руководством преподавателя для оценки взглядов и последующего формирования групп при помощи взвешенного голосования выбирается не более шести важных и перспективных направлений, которые должны в последующем стать предметом для

дискуссии в малых группах. Сначала путем устранения повторяющихся вариантов или аналогичных идей уменьшается количество вариантов в списке. Затем каждый участник голосует за каждый высказанный вариант (от 0 до 3 баллов), секретарь суммирует количество голосов за каждый вариант и записывает в графу рядом. Основные правила:

• Регистрируются голоса всех членов группы.

• Обсуждение не ведется, усилие достичь консенсуса тоже не предпринимается.

• Результаты голосования могут послужить информацией, приводящей к достижению согласия, но сами не обязательно приводят к нему.

Шаг 4.

Формирование групп. Участники дискуссии объединяются в группы от

четырех до семи человек (всего формируется не более 6 групп). Лидером

группы становится автор идеи, получившей наибольшее количество

голосов. В каждой группе выбирается руководитель дискуссии, секретарь

и тот, кто представит результаты работы группы перед всей аудиторией.

Шаг 5.

Деловая игра (рабочее совещание группы). Предоставляется время на

обсуждение — при этом участие преподавателя не требуется (за

исключением тех случаев, когда у участников есть к нему вопросы).

Основные правила:

• Четко определите тему обсуждения.

• Распределите обязанности.

• Определите задачи для завершения упражнения.

• Договоритесь о конечном результате.

• Не говорите одновременно.

• Не «витайте в облаках» — подходите практически.

Наблюдение за ходом обсуждения для повышения результативности обсуждения и устранения типовых недостатков.

• Один или два человека доминируют в обсуждении.

• В аудитории ведутся посторонние разговоры.

• Лишь несколько человек участвует в обсуждении.

• Обсуждение поздно начинается или затягивается.

• Задачи обсуждения не ясны.

• В ходе наблюдения выявлено полезное для всех групп суждение.

Шаг 6.

Презентация решения кейса. Для обобщения итогов работы одному или более человек от каждой группы дается возможность выступления (не более 5 минут). В качестве итогов могут быть представлены варианты решения проблемы, ответы на вопросы или обобщение основных высказываемых идей. Некоторые готовят материалы (раздаточный материал в виде бумажных носителей и электронные слайды).

Шаг 7.

Подведение итогов. Преподаватель определяет прозвучавшие во время презентаций явно общие для всех групп темы. Он интересуется у участников, чему они научились в ходе занятий, а также как они смогут использовать в дальнейшем приобретенные знания и навыки. Определяются места.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Определение инновации, новшества, инновационной деятельности, инновационного процесса.

2. Этапы инновационного процесса.

3. Длинные волны Кондратьева.

4. Деловые циклы Шумпетера.

5. Технологические уклады Глазьева.

6. Классификация инноваций по значимости, масштабу.

7. Основные типы инновационных предприятий.

8. Инфраструктура рынка инноваций.

9. Функции государства в инновационной сфере.

10. Сущность и структурные элементы научно-технической и инновационной политики.

11. Приоритеты в научно-технической политике.

12. Формы государственного регулирования инновационных процессов.

13. Государственные инновационные программы.

14. Основные организационные структуры поддержки инноваций: бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы.

15. Интеллектуальная деятельность. Авторское право.

16. Значимость маркетинга в инновационной сфере, цели, задачи.

17. Основные проблемы управления разработкой и продвижением нового продукта.

18. Особенности рынка инноваций.

19. Понятие «коммерциализируемость».

20. Понятие и сущность инновационных проектов.

21. Источники финансирования инноваций.

22. Венчурные фонды, «бизнес-ангелы».

Наши рекомендации