Основные положения, принятые за основу при формировании прогноза доходов проекта федерального бюджета на 2016 - 2018 годы

Глава 2. Анализ государственного бюджета

Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2016 - 2018 годы

Основные характеристики проекта федерального бюджета
на 2016 - 2018 годы сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 - 2018 годы
(таблица 4.1.).

млрд рублей

Показатель 2014 год (отчет) 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год (проект)
Закон 384-ФЗ Закон 93-ФЗ Закон 384-ФЗ Проект Закон 384-ФЗ Проект
Доходы, всего 14 496,9 15 082,4 12 539,7 15 795,5 13 958,8 16 547,8 14 916,6 15 932,7
%% ВВП 20,3 19,5 17,2 19,0 16,9 18,4 16,4 16,0
в том числе:
Нефтегазовые доходы 7 433,8 7 717,2 5 686,7 8 032,0 6 292,1 8 207,9 6 821,8 7 279,4
%% ВВП 10,4 10,0 7,8 9,7 7,6 9,1 7,5 7,3
в % от общего объема 51,3 51,2 45,3 50,9 45,1 49,6 45,7 45,7
Ненефтегазовые доходы 7 063,1 7 365,1 6 853,0 7 763,5 7 666,7 8 339,9 8 094,8 8 653,3
%% ВВП 9,9 9,5 9,4 9,3 9,3 9,3 8,9 8,7
в % от общего объема 48,7 48,8 54,7 49,1 54,9 50,4 54,3 54,3
Расходы, всего 14 831,6 15 513,1 15 215,0 16 271,8 15 865,0 17 088,7 16 650,5 16 598,6
%% ВВП 20,8 20,0 20,8 19,6 19,2 19,0 18,3 16,7
Дефицит (-) /профицит (+) -334,7 -430,7 -2 675,3 -476,3 -1 906,2 -540,9 -1 733,9 -665,9
%% ВВП -0,5 -0,6 -3,7 -0,6 -2,4 -0,6 -1,9 -0,7
Ненефтегазовый дефицит в %% ВВП -10,9 -10,5 -11,4 -10,2 -9,9 -9,7 -9,4 -8,0

Таблица 1.Основные характеристики проекта федерального бюджета
на 2014 - 2018 годы

Основные положения, принятые за основу при формировании прогноза доходов проекта федерального бюджета на 2016 - 2018 годы

Прогноз доходов проекта федерального бюджета на 2016 - 2018 годы основан на сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации и основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период
2017 и 2018 годов.

Основные показатели, использованные для прогноза доходов проекта федерального бюджета на 2016 - 2018 годы, представлены в таблице 2.

Показатель Ед. изм. 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Отчет Оценка Изменение г/г Прогноз Изменение г/г Прогноз Изменение г/г Прогноз Изменение г/г
Объем ВВП млрд рублей 71 406 74 745 104,7% 82 689 110,6% 91 050 110,1% 99 572 109,4%
Курс доллара США (среднегодовой) рублей за долл. США 38,0 60,0 22,0 56,8 -3,2 54,5 -2,3 53,2 -1,3
Цена на нефть марки «Юралс» долл./ барр. 97,6 50,0 -47,6 60,0 10,0 65,0 5,0 70,0 5,0
Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая страны СНГ) долл./ тыс. куб. м 317,1 218,0 -99,1 179,0 -39,0 208,0 29,0 225,0 17,0
Цена на газ (ДЗ) долл./ тыс. куб. м 351,4 235,0 -116,4 187,0 -48,0 221,0 34,0 235,0 14,0
Объем импорта, всего млрд долл. 285,9 202,9 -83,0 221,8 18,9 235,5 13,7 248,6 13,1
Налогооблагаемый объем импорта млрд долл. 260,4 171,2 -89,2 187,2 16,0 200,1 12,9 212,5 12,4
Объем экспорта, всего млрд долл. 497,6 348,0 -149,6 376,5 28,5 402,2 25,7 431,0 28,8
Объемы экспорта:                    
Нефти млн тонн 223,4 224,3 0,9 225,5 1,2 226,5 1,0 228,5 2,0
Газа млрд куб. м 172,6 178,0 5,4 180,8 2,8 182,0 1,2 183,4 1,4
нефтепродуктов млн тонн 164,8 162,5 -2,3 158,0 -4,5 153,0 -5,0 147,5 -5,5
Налогооблагаемые объемы экспорта:                    
нефти млн тонн 187,0 189,3 2,3 187,4 -1,9 187,4 0,0 189,8 2,4
Газа млрд куб. м 134,6 132,9 -1,7 135,3 2,4 136,5 1,2 138,1 1,6
нефтепродуктов млн тонн 158,5 159,8 1,3 155,3 -4,5 150,3 -5,0 144,8 -5,5
Налогооблагаемые объемы добычи:                    
нефти млн тонн 463,3 489,0 25,7 485,8 -3,2 482,7 -3,1 479,8 -2,9
Газа млрд куб. м 543,4 543,6 0,2 547,2 3,6 549,5 2,3 555,6 6,1
газового конденсата млн тонн 22,0 22,1 0,1 22,3 0,2 22,5 0,2 22,7 0,2

Таблица 4.2.Основные показатели, использованные для прогноза
доходов федерального бюджета

Прогноз доходов федерального бюджета сформирован с учетом изменений в налоговом и таможенном законодательстве, а также иных нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.

В частности, при формировании прогноза доходов федерального бюджета были учтены следующие изменения в законодательстве Российской Федерации.

1. Расчет НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, произведен с учетом пункта 51 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р), согласно которому в 2015 и 2016 годах установлены льготные ставки НДС для внутренних воздушных перевозок (10%) и пригородного железнодорожного сообщения (0%). Потери доходов по внутреннему НДС в результате данной меры оцениваются порядка 33,8 млрд рублей в 2015 году и 40 млрд рублей в 2016 году.

2. Расчет поступления акцизов в федеральный бюджет на 2018 год произведен с учетом индексации ставок акцизов на индекс потребительских цен, представленных в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 - 2018 годов. В связи с этим поступления акцизов по подакцизным товарам, реализуемым и ввозимым на территорию Российской Федерации, по оценке, увеличатся на 29,7 млрд рублей.

3. Расчет доходов от внешнеэкономической деятельности на 2015 год и последующие годы учитывает изменения, внесенные в Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и в Положение о зачислении и распределении специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (приложение к приложению № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.) в связи с присоединением Республики Армении к Евразийскому экономическому союзу. В частности, учтен новый норматив распределения ввозных таможенных пошлин в бюджет Российской Федерации и поступления по ввозным пошлинам между Российской Федерацией и Республикой Арменией.

Кроме того, прогноз данного вида доходов учитывает положения и средний уровень импортного тарифа, учтенный в Основных направлениях таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

4. Ранее учтенные в Федеральном законе от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее также - Федеральный закон № 384-ФЗ) поступления доходов от экологического сбора в прогнозе не учтены в связи с принятым решением о моратории на увеличение неналоговых платежей предпринимателей и организаций.

В таблице 4.3. представлен прогноз по основным доходам федерального бюджета на 2016 - 2018 годы.

Таблица 4.3.

Прогноз доходов федерального бюджета

млрд рублей

Показатель 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
отчет %% ВВП Закон 93-ФЗ %% ВВП прогноз %% ВВП прогноз %% ВВП прогноз %% ВВП
Доходы, всего 14 496,9 20,3 12 539,7 17,2 13 958,8 16,9 14 916,6 16,4 15 932,7 16,0
в том числе:                    
Нефтегазовые доходы 7 433,8 10,4 5 686,7 7,8 6 292,1 7,6 6 821,8 7,5 7 279,4 7,3
в том числе:                    
НДПИ 2 836,8 3,9 3 088,2 4,2 3 936,3 4,8 4 543,3 5,0 4 864,0 4,9
Таможенные пошлины 4 597,0 6,4 2 598,5 3,6 2 355,8 2,8 2 278,5 2,5 2 415,4 2,4
Ненефтегазовые доходы 7 063,1 9,9 6 853,0 9,4 7 666,7 9,3 8 094,8 8,9 8 653,3 8,7
в том числе:                    
Налог на прибыль организаций 411,3 0,6 421,7 0,6 499,8 0,6 553,3 0,6 606,4 0,6
НДС 3 931,7 5,5 3 714,8 5,1 4 463,1 5,4 4 969,3 5,5 5 491,4 5,5
Акцизы 592,4 0,8 558,3 0,8 600,0 0,7 656,3 0,7 670,0 0,7
НДПИ (без нефтегазовых доходов) 21,2 0,0 29,8 0,0 32,5 0,0 33,1 0,0 33,8 0,0
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) 692,6 1,0 667,3 0,9 656,1 0,8 618,4 0,7 606,8 0,6
Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации 220,2 0,3 198,4 0,3 162,5 0,2 221,7 0,2 224,5 0,2
Прочие ненефтегазовые доходы 1 193,7 1,7 1 262,7 1,7 1 252,8 1,5 1 042,7 1,1 1 020,4 1,0
                         

Увеличение сумм прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в 2016 - 2018 годах обусловлено предполагаемым ростом экспортных цен на нефть и природный газ, а также объемов добычи газа и газового конденсата, экспорта сырой нефти (к 2018 году) и природного газа. Положительный эффект от данных изменений перевешивает негативное влияние на нефтегазовые доходы, возникающее в результате ожидаемого снижения курса доллара США по отношению к рублю, сокращения объемов добычи нефти и экспорта товаров, выработанных из нее. При этом в 2018 году уровень нефтегазовых доходов к ВВП не восстанавливается до уровня 2014 года. Сокращение объема нефтегазовых доходов по отношению к ВВП связано с относительно стабильными физическими объемами налогооблагаемой добычи и экспорта данной продукции и, соответственно, сокращением доли нефтегазового сектора в структуре ВВП.

Необходимо также отметить, что существенное изменение структуры нефтегазовых доходов по сравнению с 2014 годом связано с реализацией начиная с 2015 года «налогового маневра», включающего постепенное (в период 2015 - 2017 годов) снижение ставок вывозных таможенных пошлин и перераспределением поступлений нефтегазовых доходов в пользу налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья.

Рост ненефтегазовых доходов в номинальном выражении преимущественно связан с ростом поступлений по НДС (как внутреннему, так и по НДС на импорт) и налогу на прибыль организаций на фоне восстановления экономической активности.

В то же время ожидается снижение объема ввозных таможенных пошлин на фоне сокращения доли импорта в ВВП, а также снижение среднего значения импортного тарифа в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Резкое падение ненефтегазовых доходов (в части «прочих» доходов) в 2017 году по сравнению с 2015 и 2016 годами связано преимущественно с отсутствием поступлений дотации на сбалансированность, передаваемой федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее также - ФФОМС) (116,4 млрд рублей
в 2015 году и 86,2 млрд рублей в 2016 году).

Прогноз доходов проекта федерального бюджета на 2016 - 2018 годы основан на сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации и основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период
2017 и 2018 годов.

Основные показатели, использованные для прогноза доходов проекта федерального бюджета на 2016 - 2018 годы, представлены в таблице 3.

Показатель Ед. изм. 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Отчет Оценка Изменение г/г Прогноз Изменение г/г Прогноз Изменение г/г Прогноз Изменение г/г
Объем ВВП млрд рублей 71 406 74 745 104,7% 82 689 110,6% 91 050 110,1% 99 572 109,4%
Курс доллара США (среднегодовой) рублей за долл. США 38,0 60,0 22,0 56,8 -3,2 54,5 -2,3 53,2 -1,3
Цена на нефть марки «Юралс» долл./ барр. 97,6 50,0 -47,6 60,0 10,0 65,0 5,0 70,0 5,0
Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая страны СНГ) долл./ тыс. куб. м 317,1 218,0 -99,1 179,0 -39,0 208,0 29,0 225,0 17,0
Цена на газ (ДЗ) долл./ тыс. куб. м 351,4 235,0 -116,4 187,0 -48,0 221,0 34,0 235,0 14,0
Объем импорта, всего млрд долл. 285,9 202,9 -83,0 221,8 18,9 235,5 13,7 248,6 13,1
Налогооблагаемый объем импорта млрд долл. 260,4 171,2 -89,2 187,2 16,0 200,1 12,9 212,5 12,4
Объем экспорта, всего млрд долл. 497,6 348,0 -149,6 376,5 28,5 402,2 25,7 431,0 28,8
Объемы экспорта:                    
Нефти млн тонн 223,4 224,3 0,9 225,5 1,2 226,5 1,0 228,5 2,0
Газа млрд куб. м 172,6 178,0 5,4 180,8 2,8 182,0 1,2 183,4 1,4
нефтепродуктов млн тонн 164,8 162,5 -2,3 158,0 -4,5 153,0 -5,0 147,5 -5,5
Налогооблагаемые объемы экспорта:                    
нефти млн тонн 187,0 189,3 2,3 187,4 -1,9 187,4 0,0 189,8 2,4
Газа млрд куб. м 134,6 132,9 -1,7 135,3 2,4 136,5 1,2 138,1 1,6
нефтепродуктов млн тонн 158,5 159,8 1,3 155,3 -4,5 150,3 -5,0 144,8 -5,5
Налогооблагаемые объемы добычи:                    
нефти млн тонн 463,3 489,0 25,7 485,8 -3,2 482,7 -3,1 479,8 -2,9
Газа млрд куб. м 543,4 543,6 0,2 547,2 3,6 549,5 2,3 555,6 6,1
газового конденсата млн тонн 22,0 22,1 0,1 22,3 0,2 22,5 0,2 22,7 0,2

Таблица 3. Основные показатели, использованные для прогноза
доходов федерального бюджета

Прогноз доходов федерального бюджета сформирован с учетом изменений в налоговом и таможенном законодательстве, а также иных нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.

В частности, при формировании прогноза доходов федерального бюджета были учтены следующие изменения в законодательстве Российской Федерации.

1. Расчет НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, произведен с учетом пункта 51 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р), согласно которому в 2015 и 2016 годах установлены льготные ставки НДС для внутренних воздушных перевозок (10%) и пригородного железнодорожного сообщения (0%). Потери доходов по внутреннему НДС в результате данной меры оцениваются порядка 33,8 млрд рублей в 2015 году и 40 млрд рублей в 2016 году.

2. Расчет поступления акцизов в федеральный бюджет на 2018 год произведен с учетом индексации ставок акцизов на индекс потребительских цен, представленных в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 - 2018 годов. В связи с этим поступления акцизов по подакцизным товарам, реализуемым и ввозимым на территорию Российской Федерации, по оценке, увеличатся на 29,7 млрд рублей.

3. Расчет доходов от внешнеэкономической деятельности на 2015 год и последующие годы учитывает изменения, внесенные в Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и в Положение о зачислении и распределении специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (приложение к приложению № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.) в связи с присоединением Республики Армении к Евразийскому экономическому союзу. В частности, учтен новый норматив распределения ввозных таможенных пошлин в бюджет Российской Федерации и поступления по ввозным пошлинам между Российской Федерацией и Республикой Арменией.

Кроме того, прогноз данного вида доходов учитывает положения и средний уровень импортного тарифа, учтенный в Основных направлениях таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

4. Ранее учтенные в Федеральном законе от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее также - Федеральный закон № 384-ФЗ) поступления доходов от экологического сбора в прогнозе не учтены в связи с принятым решением о моратории на увеличение неналоговых платежей предпринимателей и организаций.

В таблице 4.3. представлен прогноз по основным доходам федерального бюджета на 2016 - 2018 годы.

млрд рублей

Показатель 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
отчет %% ВВП Закон 93-ФЗ %% ВВП прогноз %% ВВП прогноз %% ВВП прогноз %% ВВП
Доходы, всего 14 496,9 20,3 12 539,7 17,2 13 958,8 16,9 14 916,6 16,4 15 932,7 16,0
в том числе:                    
Нефтегазовые доходы 7 433,8 10,4 5 686,7 7,8 6 292,1 7,6 6 821,8 7,5 7 279,4 7,3
в том числе:                    
НДПИ 2 836,8 3,9 3 088,2 4,2 3 936,3 4,8 4 543,3 5,0 4 864,0 4,9
Таможенные пошлины 4 597,0 6,4 2 598,5 3,6 2 355,8 2,8 2 278,5 2,5 2 415,4 2,4
Ненефтегазовые доходы 7 063,1 9,9 6 853,0 9,4 7 666,7 9,3 8 094,8 8,9 8 653,3 8,7
в том числе:                    
Налог на прибыль организаций 411,3 0,6 421,7 0,6 499,8 0,6 553,3 0,6 606,4 0,6
НДС 3 931,7 5,5 3 714,8 5,1 4 463,1 5,4 4 969,3 5,5 5 491,4 5,5
Акцизы 592,4 0,8 558,3 0,8 600,0 0,7 656,3 0,7 670,0 0,7
НДПИ (без нефтегазовых доходов) 21,2 0,0 29,8 0,0 32,5 0,0 33,1 0,0 33,8 0,0
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) 692,6 1,0 667,3 0,9 656,1 0,8 618,4 0,7 606,8 0,6
Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации 220,2 0,3 198,4 0,3 162,5 0,2 221,7 0,2 224,5 0,2
Прочие ненефтегазовые доходы 1 193,7 1,7 1 262,7 1,7 1 252,8 1,5 1 042,7 1,1 1 020,4 1,0
                         

Таблица 4.3. Прогноз доходов федерального бюджета

Увеличение сумм прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в 2016 - 2018 годах обусловлено предполагаемым ростом экспортных цен на нефть и природный газ, а также объемов добычи газа и газового конденсата, экспорта сырой нефти (к 2018 году) и природного газа. Положительный эффект от данных изменений перевешивает негативное влияние на нефтегазовые доходы, возникающее в результате ожидаемого снижения курса доллара США по отношению к рублю, сокращения объемов добычи нефти и экспорта товаров, выработанных из нее. При этом в 2018 году уровень нефтегазовых доходов к ВВП не восстанавливается до уровня 2014 года. Сокращение объема нефтегазовых доходов по отношению к ВВП связано с относительно стабильными физическими объемами налогооблагаемой добычи и экспорта данной продукции и, соответственно, сокращением доли нефтегазового сектора в структуре ВВП.

Необходимо также отметить, что существенное изменение структуры нефтегазовых доходов по сравнению с 2014 годом связано с реализацией начиная с 2015 года «налогового маневра», включающего постепенное (в период 2015 - 2017 годов) снижение ставок вывозных таможенных пошлин и перераспределением поступлений нефтегазовых доходов в пользу налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья.

Рост ненефтегазовых доходов в номинальном выражении преимущественно связан с ростом поступлений по НДС (как внутреннему, так и по НДС на импорт) и налогу на прибыль организаций на фоне восстановления экономической активности.

В то же время ожидается снижение объема ввозных таможенных пошлин на фоне сокращения доли импорта в ВВП, а также снижение среднего значения импортного тарифа в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Резкое падение ненефтегазовых доходов (в части «прочих» доходов) в 2017 году по сравнению с 2015 и 2016 годами связано преимущественно с отсутствием поступлений дотации на сбалансированность, передаваемой федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее также - ФФОМС) (116,4 млрд рублей
в 2015 году и 86,2 млрд рублей в 2016 году).

[1] Под ред. Романовского М.В., Врублевской О. В., Сабанти Б. М. Финансы: Учебник для вузов/ Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов; под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти.— М.: Юрайт, 2009 .— 504 с.

[2] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 687 с.

[3] Под ред. Проф. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 408с.

[4] Под ред. Проф. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 408с.

[5] Финансы: Учебник для вузов. /Под ред. М. В, Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Перспектива; Юрайт, 2006.- 138c.

[6] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 2006.- 39с.

[7] Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. //Финансы, 2005, № 3. - 7-8с.

Наши рекомендации