Основные положения, принятые за основу при формировании прогноза доходов проекта федерального бюджета на 2016 - 2018 годы
Глава 2. Анализ государственного бюджета
Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2016 - 2018 годы
Основные характеристики проекта федерального бюджета
на 2016 - 2018 годы сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 - 2018 годы
(таблица 4.1.).
млрд рублей
Показатель | 2014 год (отчет) | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год (проект) | |||
Закон 384-ФЗ | Закон 93-ФЗ | Закон 384-ФЗ | Проект | Закон 384-ФЗ | Проект | |||
Доходы, всего | 14 496,9 | 15 082,4 | 12 539,7 | 15 795,5 | 13 958,8 | 16 547,8 | 14 916,6 | 15 932,7 |
%% ВВП | 20,3 | 19,5 | 17,2 | 19,0 | 16,9 | 18,4 | 16,4 | 16,0 |
в том числе: | ||||||||
Нефтегазовые доходы | 7 433,8 | 7 717,2 | 5 686,7 | 8 032,0 | 6 292,1 | 8 207,9 | 6 821,8 | 7 279,4 |
%% ВВП | 10,4 | 10,0 | 7,8 | 9,7 | 7,6 | 9,1 | 7,5 | 7,3 |
в % от общего объема | 51,3 | 51,2 | 45,3 | 50,9 | 45,1 | 49,6 | 45,7 | 45,7 |
Ненефтегазовые доходы | 7 063,1 | 7 365,1 | 6 853,0 | 7 763,5 | 7 666,7 | 8 339,9 | 8 094,8 | 8 653,3 |
%% ВВП | 9,9 | 9,5 | 9,4 | 9,3 | 9,3 | 9,3 | 8,9 | 8,7 |
в % от общего объема | 48,7 | 48,8 | 54,7 | 49,1 | 54,9 | 50,4 | 54,3 | 54,3 |
Расходы, всего | 14 831,6 | 15 513,1 | 15 215,0 | 16 271,8 | 15 865,0 | 17 088,7 | 16 650,5 | 16 598,6 |
%% ВВП | 20,8 | 20,0 | 20,8 | 19,6 | 19,2 | 19,0 | 18,3 | 16,7 |
Дефицит (-) /профицит (+) | -334,7 | -430,7 | -2 675,3 | -476,3 | -1 906,2 | -540,9 | -1 733,9 | -665,9 |
%% ВВП | -0,5 | -0,6 | -3,7 | -0,6 | -2,4 | -0,6 | -1,9 | -0,7 |
Ненефтегазовый дефицит в %% ВВП | -10,9 | -10,5 | -11,4 | -10,2 | -9,9 | -9,7 | -9,4 | -8,0 |
Таблица 1.Основные характеристики проекта федерального бюджета
на 2014 - 2018 годы
Основные положения, принятые за основу при формировании прогноза доходов проекта федерального бюджета на 2016 - 2018 годы
Прогноз доходов проекта федерального бюджета на 2016 - 2018 годы основан на сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации и основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период
2017 и 2018 годов.
Основные показатели, использованные для прогноза доходов проекта федерального бюджета на 2016 - 2018 годы, представлены в таблице 2.
Показатель | Ед. изм. | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | |||||
Отчет | Оценка | Изменение г/г | Прогноз | Изменение г/г | Прогноз | Изменение г/г | Прогноз | Изменение г/г | |||
Объем ВВП | млрд рублей | 71 406 | 74 745 | 104,7% | 82 689 | 110,6% | 91 050 | 110,1% | 99 572 | 109,4% | |
Курс доллара США (среднегодовой) | рублей за долл. США | 38,0 | 60,0 | 22,0 | 56,8 | -3,2 | 54,5 | -2,3 | 53,2 | -1,3 | |
Цена на нефть марки «Юралс» | долл./ барр. | 97,6 | 50,0 | -47,6 | 60,0 | 10,0 | 65,0 | 5,0 | 70,0 | 5,0 | |
Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая страны СНГ) | долл./ тыс. куб. м | 317,1 | 218,0 | -99,1 | 179,0 | -39,0 | 208,0 | 29,0 | 225,0 | 17,0 | |
Цена на газ (ДЗ) | долл./ тыс. куб. м | 351,4 | 235,0 | -116,4 | 187,0 | -48,0 | 221,0 | 34,0 | 235,0 | 14,0 | |
Объем импорта, всего | млрд долл. | 285,9 | 202,9 | -83,0 | 221,8 | 18,9 | 235,5 | 13,7 | 248,6 | 13,1 | |
Налогооблагаемый объем импорта | млрд долл. | 260,4 | 171,2 | -89,2 | 187,2 | 16,0 | 200,1 | 12,9 | 212,5 | 12,4 | |
Объем экспорта, всего | млрд долл. | 497,6 | 348,0 | -149,6 | 376,5 | 28,5 | 402,2 | 25,7 | 431,0 | 28,8 | |
Объемы экспорта: | |||||||||||
Нефти | млн тонн | 223,4 | 224,3 | 0,9 | 225,5 | 1,2 | 226,5 | 1,0 | 228,5 | 2,0 | |
Газа | млрд куб. м | 172,6 | 178,0 | 5,4 | 180,8 | 2,8 | 182,0 | 1,2 | 183,4 | 1,4 | |
нефтепродуктов | млн тонн | 164,8 | 162,5 | -2,3 | 158,0 | -4,5 | 153,0 | -5,0 | 147,5 | -5,5 | |
Налогооблагаемые объемы экспорта: | |||||||||||
нефти | млн тонн | 187,0 | 189,3 | 2,3 | 187,4 | -1,9 | 187,4 | 0,0 | 189,8 | 2,4 | |
Газа | млрд куб. м | 134,6 | 132,9 | -1,7 | 135,3 | 2,4 | 136,5 | 1,2 | 138,1 | 1,6 | |
нефтепродуктов | млн тонн | 158,5 | 159,8 | 1,3 | 155,3 | -4,5 | 150,3 | -5,0 | 144,8 | -5,5 | |
Налогооблагаемые объемы добычи: | |||||||||||
нефти | млн тонн | 463,3 | 489,0 | 25,7 | 485,8 | -3,2 | 482,7 | -3,1 | 479,8 | -2,9 | |
Газа | млрд куб. м | 543,4 | 543,6 | 0,2 | 547,2 | 3,6 | 549,5 | 2,3 | 555,6 | 6,1 | |
газового конденсата | млн тонн | 22,0 | 22,1 | 0,1 | 22,3 | 0,2 | 22,5 | 0,2 | 22,7 | 0,2 |
Таблица 4.2.Основные показатели, использованные для прогноза
доходов федерального бюджета
Прогноз доходов федерального бюджета сформирован с учетом изменений в налоговом и таможенном законодательстве, а также иных нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.
В частности, при формировании прогноза доходов федерального бюджета были учтены следующие изменения в законодательстве Российской Федерации.
1. Расчет НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, произведен с учетом пункта 51 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р), согласно которому в 2015 и 2016 годах установлены льготные ставки НДС для внутренних воздушных перевозок (10%) и пригородного железнодорожного сообщения (0%). Потери доходов по внутреннему НДС в результате данной меры оцениваются порядка 33,8 млрд рублей в 2015 году и 40 млрд рублей в 2016 году.
2. Расчет поступления акцизов в федеральный бюджет на 2018 год произведен с учетом индексации ставок акцизов на индекс потребительских цен, представленных в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 - 2018 годов. В связи с этим поступления акцизов по подакцизным товарам, реализуемым и ввозимым на территорию Российской Федерации, по оценке, увеличатся на 29,7 млрд рублей.
3. Расчет доходов от внешнеэкономической деятельности на 2015 год и последующие годы учитывает изменения, внесенные в Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и в Положение о зачислении и распределении специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (приложение к приложению № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.) в связи с присоединением Республики Армении к Евразийскому экономическому союзу. В частности, учтен новый норматив распределения ввозных таможенных пошлин в бюджет Российской Федерации и поступления по ввозным пошлинам между Российской Федерацией и Республикой Арменией.
Кроме того, прогноз данного вида доходов учитывает положения и средний уровень импортного тарифа, учтенный в Основных направлениях таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
4. Ранее учтенные в Федеральном законе от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее также - Федеральный закон № 384-ФЗ) поступления доходов от экологического сбора в прогнозе не учтены в связи с принятым решением о моратории на увеличение неналоговых платежей предпринимателей и организаций.
В таблице 4.3. представлен прогноз по основным доходам федерального бюджета на 2016 - 2018 годы.
Таблица 4.3.
Прогноз доходов федерального бюджета
млрд рублей
Показатель | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | |||||||
отчет | %% ВВП | Закон 93-ФЗ | %% ВВП | прогноз | %% ВВП | прогноз | %% ВВП | прогноз | %% ВВП | |||
Доходы, всего | 14 496,9 | 20,3 | 12 539,7 | 17,2 | 13 958,8 | 16,9 | 14 916,6 | 16,4 | 15 932,7 | 16,0 | ||
в том числе: | ||||||||||||
Нефтегазовые доходы | 7 433,8 | 10,4 | 5 686,7 | 7,8 | 6 292,1 | 7,6 | 6 821,8 | 7,5 | 7 279,4 | 7,3 | ||
в том числе: | ||||||||||||
НДПИ | 2 836,8 | 3,9 | 3 088,2 | 4,2 | 3 936,3 | 4,8 | 4 543,3 | 5,0 | 4 864,0 | 4,9 | ||
Таможенные пошлины | 4 597,0 | 6,4 | 2 598,5 | 3,6 | 2 355,8 | 2,8 | 2 278,5 | 2,5 | 2 415,4 | 2,4 | ||
Ненефтегазовые доходы | 7 063,1 | 9,9 | 6 853,0 | 9,4 | 7 666,7 | 9,3 | 8 094,8 | 8,9 | 8 653,3 | 8,7 | ||
в том числе: | ||||||||||||
Налог на прибыль организаций | 411,3 | 0,6 | 421,7 | 0,6 | 499,8 | 0,6 | 553,3 | 0,6 | 606,4 | 0,6 | ||
НДС | 3 931,7 | 5,5 | 3 714,8 | 5,1 | 4 463,1 | 5,4 | 4 969,3 | 5,5 | 5 491,4 | 5,5 | ||
Акцизы | 592,4 | 0,8 | 558,3 | 0,8 | 600,0 | 0,7 | 656,3 | 0,7 | 670,0 | 0,7 | ||
НДПИ (без нефтегазовых доходов) | 21,2 | 0,0 | 29,8 | 0,0 | 32,5 | 0,0 | 33,1 | 0,0 | 33,8 | 0,0 | ||
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | 692,6 | 1,0 | 667,3 | 0,9 | 656,1 | 0,8 | 618,4 | 0,7 | 606,8 | 0,6 | ||
Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации | 220,2 | 0,3 | 198,4 | 0,3 | 162,5 | 0,2 | 221,7 | 0,2 | 224,5 | 0,2 | ||
Прочие ненефтегазовые доходы | 1 193,7 | 1,7 | 1 262,7 | 1,7 | 1 252,8 | 1,5 | 1 042,7 | 1,1 | 1 020,4 | 1,0 | ||
Увеличение сумм прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в 2016 - 2018 годах обусловлено предполагаемым ростом экспортных цен на нефть и природный газ, а также объемов добычи газа и газового конденсата, экспорта сырой нефти (к 2018 году) и природного газа. Положительный эффект от данных изменений перевешивает негативное влияние на нефтегазовые доходы, возникающее в результате ожидаемого снижения курса доллара США по отношению к рублю, сокращения объемов добычи нефти и экспорта товаров, выработанных из нее. При этом в 2018 году уровень нефтегазовых доходов к ВВП не восстанавливается до уровня 2014 года. Сокращение объема нефтегазовых доходов по отношению к ВВП связано с относительно стабильными физическими объемами налогооблагаемой добычи и экспорта данной продукции и, соответственно, сокращением доли нефтегазового сектора в структуре ВВП.
Необходимо также отметить, что существенное изменение структуры нефтегазовых доходов по сравнению с 2014 годом связано с реализацией начиная с 2015 года «налогового маневра», включающего постепенное (в период 2015 - 2017 годов) снижение ставок вывозных таможенных пошлин и перераспределением поступлений нефтегазовых доходов в пользу налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья.
Рост ненефтегазовых доходов в номинальном выражении преимущественно связан с ростом поступлений по НДС (как внутреннему, так и по НДС на импорт) и налогу на прибыль организаций на фоне восстановления экономической активности.
В то же время ожидается снижение объема ввозных таможенных пошлин на фоне сокращения доли импорта в ВВП, а также снижение среднего значения импортного тарифа в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Резкое падение ненефтегазовых доходов (в части «прочих» доходов) в 2017 году по сравнению с 2015 и 2016 годами связано преимущественно с отсутствием поступлений дотации на сбалансированность, передаваемой федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее также - ФФОМС) (116,4 млрд рублей
в 2015 году и 86,2 млрд рублей в 2016 году).
Прогноз доходов проекта федерального бюджета на 2016 - 2018 годы основан на сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации и основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период
2017 и 2018 годов.
Основные показатели, использованные для прогноза доходов проекта федерального бюджета на 2016 - 2018 годы, представлены в таблице 3.
Показатель | Ед. изм. | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | |||||
Отчет | Оценка | Изменение г/г | Прогноз | Изменение г/г | Прогноз | Изменение г/г | Прогноз | Изменение г/г | |||
Объем ВВП | млрд рублей | 71 406 | 74 745 | 104,7% | 82 689 | 110,6% | 91 050 | 110,1% | 99 572 | 109,4% | |
Курс доллара США (среднегодовой) | рублей за долл. США | 38,0 | 60,0 | 22,0 | 56,8 | -3,2 | 54,5 | -2,3 | 53,2 | -1,3 | |
Цена на нефть марки «Юралс» | долл./ барр. | 97,6 | 50,0 | -47,6 | 60,0 | 10,0 | 65,0 | 5,0 | 70,0 | 5,0 | |
Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая страны СНГ) | долл./ тыс. куб. м | 317,1 | 218,0 | -99,1 | 179,0 | -39,0 | 208,0 | 29,0 | 225,0 | 17,0 | |
Цена на газ (ДЗ) | долл./ тыс. куб. м | 351,4 | 235,0 | -116,4 | 187,0 | -48,0 | 221,0 | 34,0 | 235,0 | 14,0 | |
Объем импорта, всего | млрд долл. | 285,9 | 202,9 | -83,0 | 221,8 | 18,9 | 235,5 | 13,7 | 248,6 | 13,1 | |
Налогооблагаемый объем импорта | млрд долл. | 260,4 | 171,2 | -89,2 | 187,2 | 16,0 | 200,1 | 12,9 | 212,5 | 12,4 | |
Объем экспорта, всего | млрд долл. | 497,6 | 348,0 | -149,6 | 376,5 | 28,5 | 402,2 | 25,7 | 431,0 | 28,8 | |
Объемы экспорта: | |||||||||||
Нефти | млн тонн | 223,4 | 224,3 | 0,9 | 225,5 | 1,2 | 226,5 | 1,0 | 228,5 | 2,0 | |
Газа | млрд куб. м | 172,6 | 178,0 | 5,4 | 180,8 | 2,8 | 182,0 | 1,2 | 183,4 | 1,4 | |
нефтепродуктов | млн тонн | 164,8 | 162,5 | -2,3 | 158,0 | -4,5 | 153,0 | -5,0 | 147,5 | -5,5 | |
Налогооблагаемые объемы экспорта: | |||||||||||
нефти | млн тонн | 187,0 | 189,3 | 2,3 | 187,4 | -1,9 | 187,4 | 0,0 | 189,8 | 2,4 | |
Газа | млрд куб. м | 134,6 | 132,9 | -1,7 | 135,3 | 2,4 | 136,5 | 1,2 | 138,1 | 1,6 | |
нефтепродуктов | млн тонн | 158,5 | 159,8 | 1,3 | 155,3 | -4,5 | 150,3 | -5,0 | 144,8 | -5,5 | |
Налогооблагаемые объемы добычи: | |||||||||||
нефти | млн тонн | 463,3 | 489,0 | 25,7 | 485,8 | -3,2 | 482,7 | -3,1 | 479,8 | -2,9 | |
Газа | млрд куб. м | 543,4 | 543,6 | 0,2 | 547,2 | 3,6 | 549,5 | 2,3 | 555,6 | 6,1 | |
газового конденсата | млн тонн | 22,0 | 22,1 | 0,1 | 22,3 | 0,2 | 22,5 | 0,2 | 22,7 | 0,2 |
Таблица 3. Основные показатели, использованные для прогноза
доходов федерального бюджета
Прогноз доходов федерального бюджета сформирован с учетом изменений в налоговом и таможенном законодательстве, а также иных нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.
В частности, при формировании прогноза доходов федерального бюджета были учтены следующие изменения в законодательстве Российской Федерации.
1. Расчет НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, произведен с учетом пункта 51 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р), согласно которому в 2015 и 2016 годах установлены льготные ставки НДС для внутренних воздушных перевозок (10%) и пригородного железнодорожного сообщения (0%). Потери доходов по внутреннему НДС в результате данной меры оцениваются порядка 33,8 млрд рублей в 2015 году и 40 млрд рублей в 2016 году.
2. Расчет поступления акцизов в федеральный бюджет на 2018 год произведен с учетом индексации ставок акцизов на индекс потребительских цен, представленных в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 - 2018 годов. В связи с этим поступления акцизов по подакцизным товарам, реализуемым и ввозимым на территорию Российской Федерации, по оценке, увеличатся на 29,7 млрд рублей.
3. Расчет доходов от внешнеэкономической деятельности на 2015 год и последующие годы учитывает изменения, внесенные в Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и в Положение о зачислении и распределении специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (приложение к приложению № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.) в связи с присоединением Республики Армении к Евразийскому экономическому союзу. В частности, учтен новый норматив распределения ввозных таможенных пошлин в бюджет Российской Федерации и поступления по ввозным пошлинам между Российской Федерацией и Республикой Арменией.
Кроме того, прогноз данного вида доходов учитывает положения и средний уровень импортного тарифа, учтенный в Основных направлениях таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
4. Ранее учтенные в Федеральном законе от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее также - Федеральный закон № 384-ФЗ) поступления доходов от экологического сбора в прогнозе не учтены в связи с принятым решением о моратории на увеличение неналоговых платежей предпринимателей и организаций.
В таблице 4.3. представлен прогноз по основным доходам федерального бюджета на 2016 - 2018 годы.
млрд рублей
Показатель | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | |||||||
отчет | %% ВВП | Закон 93-ФЗ | %% ВВП | прогноз | %% ВВП | прогноз | %% ВВП | прогноз | %% ВВП | |||
Доходы, всего | 14 496,9 | 20,3 | 12 539,7 | 17,2 | 13 958,8 | 16,9 | 14 916,6 | 16,4 | 15 932,7 | 16,0 | ||
в том числе: | ||||||||||||
Нефтегазовые доходы | 7 433,8 | 10,4 | 5 686,7 | 7,8 | 6 292,1 | 7,6 | 6 821,8 | 7,5 | 7 279,4 | 7,3 | ||
в том числе: | ||||||||||||
НДПИ | 2 836,8 | 3,9 | 3 088,2 | 4,2 | 3 936,3 | 4,8 | 4 543,3 | 5,0 | 4 864,0 | 4,9 | ||
Таможенные пошлины | 4 597,0 | 6,4 | 2 598,5 | 3,6 | 2 355,8 | 2,8 | 2 278,5 | 2,5 | 2 415,4 | 2,4 | ||
Ненефтегазовые доходы | 7 063,1 | 9,9 | 6 853,0 | 9,4 | 7 666,7 | 9,3 | 8 094,8 | 8,9 | 8 653,3 | 8,7 | ||
в том числе: | ||||||||||||
Налог на прибыль организаций | 411,3 | 0,6 | 421,7 | 0,6 | 499,8 | 0,6 | 553,3 | 0,6 | 606,4 | 0,6 | ||
НДС | 3 931,7 | 5,5 | 3 714,8 | 5,1 | 4 463,1 | 5,4 | 4 969,3 | 5,5 | 5 491,4 | 5,5 | ||
Акцизы | 592,4 | 0,8 | 558,3 | 0,8 | 600,0 | 0,7 | 656,3 | 0,7 | 670,0 | 0,7 | ||
НДПИ (без нефтегазовых доходов) | 21,2 | 0,0 | 29,8 | 0,0 | 32,5 | 0,0 | 33,1 | 0,0 | 33,8 | 0,0 | ||
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | 692,6 | 1,0 | 667,3 | 0,9 | 656,1 | 0,8 | 618,4 | 0,7 | 606,8 | 0,6 | ||
Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации | 220,2 | 0,3 | 198,4 | 0,3 | 162,5 | 0,2 | 221,7 | 0,2 | 224,5 | 0,2 | ||
Прочие ненефтегазовые доходы | 1 193,7 | 1,7 | 1 262,7 | 1,7 | 1 252,8 | 1,5 | 1 042,7 | 1,1 | 1 020,4 | 1,0 | ||
Таблица 4.3. Прогноз доходов федерального бюджета
Увеличение сумм прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в 2016 - 2018 годах обусловлено предполагаемым ростом экспортных цен на нефть и природный газ, а также объемов добычи газа и газового конденсата, экспорта сырой нефти (к 2018 году) и природного газа. Положительный эффект от данных изменений перевешивает негативное влияние на нефтегазовые доходы, возникающее в результате ожидаемого снижения курса доллара США по отношению к рублю, сокращения объемов добычи нефти и экспорта товаров, выработанных из нее. При этом в 2018 году уровень нефтегазовых доходов к ВВП не восстанавливается до уровня 2014 года. Сокращение объема нефтегазовых доходов по отношению к ВВП связано с относительно стабильными физическими объемами налогооблагаемой добычи и экспорта данной продукции и, соответственно, сокращением доли нефтегазового сектора в структуре ВВП.
Необходимо также отметить, что существенное изменение структуры нефтегазовых доходов по сравнению с 2014 годом связано с реализацией начиная с 2015 года «налогового маневра», включающего постепенное (в период 2015 - 2017 годов) снижение ставок вывозных таможенных пошлин и перераспределением поступлений нефтегазовых доходов в пользу налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья.
Рост ненефтегазовых доходов в номинальном выражении преимущественно связан с ростом поступлений по НДС (как внутреннему, так и по НДС на импорт) и налогу на прибыль организаций на фоне восстановления экономической активности.
В то же время ожидается снижение объема ввозных таможенных пошлин на фоне сокращения доли импорта в ВВП, а также снижение среднего значения импортного тарифа в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Резкое падение ненефтегазовых доходов (в части «прочих» доходов) в 2017 году по сравнению с 2015 и 2016 годами связано преимущественно с отсутствием поступлений дотации на сбалансированность, передаваемой федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее также - ФФОМС) (116,4 млрд рублей
в 2015 году и 86,2 млрд рублей в 2016 году).
[1] Под ред. Романовского М.В., Врублевской О. В., Сабанти Б. М. Финансы: Учебник для вузов/ Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов; под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти.— М.: Юрайт, 2009 .— 504 с.
[2] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 687 с.
[3] Под ред. Проф. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 408с.
[4] Под ред. Проф. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 408с.
[5] Финансы: Учебник для вузов. /Под ред. М. В, Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Перспектива; Юрайт, 2006.- 138c.
[6] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 2006.- 39с.
[7] Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. //Финансы, 2005, № 3. - 7-8с.