Общие требования к структуре курсовой работы

Курсовая работа может выполняться по одному из следующих направлений:

– разработка;

– совершенствование;

– исследование.

«Разработка» чаще всего предполагает создание макета документа по маркетинговой деятельности или плана конкретных мероприятий, предлагаемого предприятию или организации для его последующей доработки и принятия в качестве действующего. «Разработка» может предполагать работу, связанную с вопросами теории маркетинговой деятельности.

«Совершенствование» предполагает формирование предложений (мероприятий), связанных с улучшением маркетинговой деятельности на конкретном предприятии.

«Исследование» предполагает проведение работ, связанных с получением, систематизацией и анализом информации различного характера по существующим или вновь разработанным методикам. Данное направление может являться результатом участия студента в выполнении научных работ, связанных с научным поиском в области теории маркетинга.

Содержание курсовой работы

Курсовая работа состоит из текстового материала и включает следующие составляющие в их последовательности с указанием рекомендуемого количества страниц:

– титульный лист: 1 с. (Приложение А);

– задание на курсовую работу: 1 с. (Приложение Б);

– реферат: 0,75 с. (Приложение В);

– содержание: 1 с. (Приложение Г);

– введение: 2 с.;

– основная часть: 25–35 с.;

– заключение: 1 с.;

– список использованных источников: 1-2 с.;

– приложения.

Задание на курсовую работу помещается после титульного листа, выдаётся преподавателем, ведущим дисциплину, и утверждается заведующим кафедрой. Задание выполняется в соответствии с образцом, указанном в приложении Б.

Реферат представляет собой краткое изложение сущности курсовой работы, объем 0,5-0,75 страницы (Приложение В). Текст реферата должен отражать объект исследования, цель работы, методы исследования, полученные результаты.

В начале реферата дают сведения о количестве страниц, иллюстраций, таблиц, использованных источников, приложений, например: работа 35 с., 5 рис., 18 табл., 15 источников, 4 приложения. После этого приводятся ключевые слова и словосочетания (от 5 до 15), взятые из текста курсовой работы, которые в наибольшей степени характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и пишутся прописными буквами в строку через запятые.

Содержание (Приложение Г) включает только основные разделы и подразделы с указанием номеров страниц начала каждого. Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) строчными буквами (шрифт 14, полужирный). Рубрики в содержании редакционно должны быть точной копией рубрик в тексте.

Введение. Это вступительная часть курсовой работы, в которой рассматриваются основные тенденции состояния и развития проблемы, анализируется существующее положение дел, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формируются цель и задачи работы, дается характеристика исходной экономико-статистической базе. Объем введения не должен превышать 2 страницы.

Основная часть. Предполагает следующую структуру (в скобках указано рекомендуемое соотношение между объемами структурных составляющих основной части курсовой работы в процентах):

– теоретический раздел (до 15);

– аналитико-исследовательский раздел (до 15);

– проектный раздел (не менее 5).

Раздел 1. Теоретический раздел. Целесообразно начать с характеристики предмета исследования. Сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные. Высказать свою точку зрения. Дать обзор литературы по проблеме, привести суждения авторов, высказать свое мнение.

В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.

Важно помнить о том, что рассматриваемые теоретические вопросы должны соответствовать теме курсовой работы. Так, если тема курсовой работы «Разработка мероприятий по стимулированию сбыта продукции предприятия», ошибочным будет являться раскрытие вопросов становления маркетинга как науки или формирования цены на товар.

Раздел 2. Аналитико-исследовательский раздел. В этом разделе на основе выбранной методики анализа исследуется состояние проблемы и объекта исследования.

На основе изучения деятельности объекта исследования необходимо:

– дать краткую характеристику объекта исследования (объект исследования выбирается студентом самостоятельно или предлагается преподавателем);

– проанализировать рынок, на котором существует объект;

– выявить основных потребителей предприятия, основных конкурентов, особенности предмета исследования.

Все данные по рассматриваемой теме необходимо собирать, используя те или иные технологии маркетинговых исследований. Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы. Характер и объем собранного материала зависят от особенностей принятой методики исследования. Анализ состояния дел в организации предполагает обработку собранных статистических материалов, например, по экономической деятельности организации за последние 3 года (приложение Д). Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа. Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные по указанной проблеме должны быть достоверными.

На основе изучения деятельности предприятия необходимо выявить основных потребителей продукции предприятия, конкурентов, особенность маркетинговой деятельности предприятия. Все данные по рассматриваемой теме необходимо собирать, используя технологии маркетинговых исследований.

Раздел 3. Проектный раздел. Опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по улучшению эффективности функционирования объекта исследования. В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач работы.

В конце третьего раздела необходимо рассчитать укрупненные затраты на реализацию предложенных мероприятий и определить экономическую эффективность мероприятий.

В заключении следует сформулировать основные выводы, касающиеся оценки результатов исследования, предложений и рекомендаций. Объем заключения – 1 с.

Список использованных источников должен содержать литературные (учебники, учебные пособия, статьи, монографии) и интернет-источники, использованные автором при выполнении курсовой работы. Оптимальное количество – 15-25 источников.

Приложения содержат вспомогательный материал (копии документов, отчетные, статистические данные, промежуточные расчеты, большие таблицы и т.д.), который нецелесообразно включать в основные разделы. Приложения располагают в строгой последовательности, по мере их упоминания в тексте работы. Каждое приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Наши рекомендации