Научные основы муниципального сектора экономики

Понятие муниципального сектора экономики классически предполагает совокупность предприятий и организаций муниципальной формы собственности.

Муниципальное хозяйство - это совокупность ресурсов МО, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения и отношения по их использованию.

С точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы муниципального хозяйства, можно выделить несколько видов муниципального хозяйства, прежде всего, по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности.

1. Коммунальная модель муниципального хозяйства.

Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования Затраты на финансирование общественных услуг несут жители в форме уплаты налогов. Органы местного самоуправления осуществляют только накопление финансовых ресурсов на общественные нужды и их расходование через муниципальный заказ. Муниципалитет не имеет имущества. Эта модель может существовать только когда существует конкурентный рынок муниципальных услуг. Органам местного самоуправления остается только поставщика услуг.

2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.

Отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органом местного самоуправления не только в распределении муниципального заказа, но и в использовании всех ресурсов территории. Эта модель предусматривает снижении финансовой нагрузки

на население, за счет использования экономических ресурсов города.

3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства.

Основное бремя по решению вопросов жизнедеятельности несут не амии жители, а органы местного самоуправления – они должны иметь стабильные и крупные источники доходов от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий. Они должны стать полноправными хозяевами совей территории.

г. Брянск находится между 2-й и 3-й моделью. Самые крупные поступления в бюджет от рынков.

Существование той или иной модели зависит от огромного количества факторов, главными из которых являются:

1. Объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.

2. Наличие и характер основных ресурсов территории.

3. Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях.

4. Налогоспособность населения.

В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хоз-ва.

34. Политика муниципального образования в области повышения качества жизни населения и
его социальной защиты.

Муниципальная социально-экономическая политика - это важнейшая составная часть систем местного самоуправления. Местная социально-экономическая политика - это взаимосогласованная совокупность социальных, экономических, экологических целей и установок (ориентиров), а также способов их достижения, разработка и практическая реализация которых осуществляется самим местным сообществом и органами самоуправления. При разработке и практической реализации местной социально-экономической политики необходимо применять программно-целевой подход, который дает возможность достичь поставленных целей, конечных результатов с наименьшими затратами, преодолеть ведомственную разобщенность, объединить интересы.

Главная и конечная цель муниципальной социально-экономической политики - улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество, и увеличение его вклада в развитие всего общества.

Это прежде всего уровень, образ и продолжительность жизни населения. Приоритетом местной экономической политики является эффективность ведения местного хозяйства и увеличение на этой основе бюджетных и внебюджетных доходов, необходимых для решения местных задач, связанных с улучшением качества жизни местного сообщества.

Конкретный состав и содержание целей социально-экономической политики зависят от потребностей в социально-экономических преобразованиях, учета объективных экономических законов, развивающихся закономерностей, реальных возможностей и способов достижения целей. При разработке и практическом осуществлении местной социально-экономической политики необходимо также применение принципов целенаправленности, эффективности, оптимальности и многовариантности, системности и комплексности.

Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально- психологическую поддержку во всех формах.

Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп населения и граждан от попадания в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам.

К основным критериям для оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на муниципальном уровне относятся следующие:

– низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценной потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи для данного периода развития общества;

– нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания;

– утрата жилища и имущества.

Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке: а) нетрудоспособные: 1) пенсионеры; 2) инвалиды; 3) граждане, находящиеся на попечении государства (в домах престарелых, инвалидов и т.д.); 4) дети; б) малоимущие; в) попавшие в экстремальные ситуации: 1) безработные; 2) пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения и т.д.); 3) беженцы и переселенцы. Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне – программы социальной поддержки.

Наши рекомендации