Зарплата и стимулирование труда
Под заработной платой в современной экономической науке понимается цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника. Согласно ст. 129 Трудового кодекса, заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Общий уровень заработной платы для конкретного рынка труда определяется пересечением кривых спроса и предложения труда. Заработная плата представляет собой доход фактора «труд». Ее экономическое назначение состоит в обеспечении нормального воспроизводства работника. Человек продает свой труд для получения дохода, который создает ему нормальные условия жизнедеятельности. Роль и назначение заработной платы сводится не только к необходимости обеспечивать достойный уровень доходов и уровень жизни, но и к выполнению следующих функций:
- воспроизводственная функция определяет абсолютный уровень оплаты труда, необходимый для обеспечения жизненных потребностей работника и его семьи;
- стимулирующая функция сводится к:
- обеспечению трудовой отдачи наемного работника;
- созданию определенного стереотипа поведения работника в процессе производства;
- реализации физических и духовных способностей в процессе трудовой деятельности;
- статусная функция обеспечивает:
- соответствие статуса работника размеру заработной платы;
- соответствие работника трудовому статусу;
- регулирующая функция заключается в:
- регулировании доходности фактора труд;
- регулировании пропорций на рынке труда;
- учетно-производственная функция заработной платы определяет меру участия живого труда (через зарплату) в формировании цены товара (продукции, услуги), его долю в совокупных издержках производства и в издержках на рабочую силу;
- социальная функция способствует реализации принципа социальной справедливости.
Все функции заработной платы взаимосвязаны и проявляются в единстве. Например, такие функции, как учетно-производственная, воспроизводственная, стимулирующая, одновременно играют и социальную роль. В свою очередь в воспроизводственной функции реализуются стимулирующая и учетно-производственная функция заработной платы. Вместе с тем, при общем единстве одна из функций в определенной степени может быть противоположна другой или исключать другую, понижать эффект ее действия. Факторы, определяющие величину заработной платы:
- минимальная граница заработной платы;
- уровень квалификации, знаний и опыта работника;
- конкуренция или монополия на рынке труда.
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата — это сумма денежных средств, полученных работником за отработанный час, день, неделю, месяц. Реальная заработная плата — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату, т. е. покупательная способность номинальной заработной платы. Вполне очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Заработная плата имеет тенденцию к дифференциации по странам, регионам, различным видам деятельности. Причинами различий в оплате труда отдельных работников, т. е. ее дифференциации по отраслям и профессиям, являются:
- уровень квалификации, знаний и опыта работника: чем более высокий уровень образования требуется для выполнения сложной работы, чем выше квалификация работника и его опыт, тем более высокую заработную плату он получает;
- спрос и предложение на рынке труда — снижение спроса в условиях экономического кризиса обусловливает и снижение уровня заработной платы;
- конкуренция или монополия на рынке труда: монополия со стороны фирмы, нанимающей труд, — монопсония (с греч. — один покупатель) ведет к снижению заработной платы, монополист-профсоюз преследует цель повышения заработной платы своих членов.
Неравенство доходов
Доходы отдельного человека и общества формируются из нескольких источников: заработной платы, банковских процентов от внесенного вклада, дивидендов на имеющиеся акции, денежные средства, выигранные в лотерею и т.д. Размеры доходов, их надежность и стабильность влияют на поведение человека в условиях рыночной экономики. В любом государстве люди делятся на богатых и бедных. Причиной имущественного неравенства являются прежде всего различия в социальном положении различных групп населения. Как определяется бедность? В этих целях фиксируется прожиточный минимум, согласно которому устанавливается минимум средств, с помощью которых возможно поддержание жизнедеятельности человека. Границей бедности признается стоимость минимально необходимых ежемесячных расходов на потребление, позволяющих поддерживать здоровье человека и его жизнедеятельность. Черта бедности — это официально устанавливаемый минимальный уровень дохода на семью, необходимый для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, а также удовлетворения минимальных потребностей людей в одежде, обуви, жилье и т.д. Лица, получающие доходы ниже этого уровня, относятся к категории бедных. На прожиточный минимум должны ориентироваться устанавливаемые государством минимальный размер оплаты труда, пенсии, стипендии. Поэтому с каждым годом все большее значение в социальной политике имеет «адресная помощь» государства наиболее нуждающимся людям — социально незащищенным слоям населения. Борьба с бедностью в России осуществляется по следующим направлениям:
- обеспечение равных возможностей в получении образования и доступа к профессиям независимо от национальности, пола и возраста людей;
- создание специальных центров переподготовки, финансируемых из средств государственного бюджета;
- квотирование рабочих мест для инвалидов;
- льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для слабозащищенных категорий граждан (многодетные семьи, инвалиды и пр.);
- ежемесячные денежные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, труженикам тыла, ветеранам труда и т.д.;
- компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;
- льготное лекарственное обеспечение и льготный проезд для отдельных малообеспеченных категорий населения;
- выплаты государственных и муниципальных социальных стипендий студентам вузов из малообеспеченных семей и т.д.
Налоги
Налоги дают возможность государству выполнять свои функции. Под налогом принято понимать определенную сумму денежных средств, которую каждый производитель товара, получатель дохода, владелец определенного имущества должен уплатить в пользу государства. Налоги появились с возникновением государства и представляют собой основной источник доходов государства, средство оплаты расходов правительства. Благодаря налогам перераспределяется часть национального дохода от тех, кто создает прибыль или, не создавая ее, занимается другой общественно полезной деятельностью (врачи, учителя, работники правоохранительных органов, военнослужащие). Также за счет налогов осуществляется и социальная поддержка населения (в виде стипендий, пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат). Уплату налогов осуществляют основные участники производства — работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход (физические лица), и хозяйствующие субъекты (юридические лица). Разделяют прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся те, которые уплачиваются с какого-то имущества или дохода в определенном размере (например, подоходный налог все граждане нашей страны должны уплачивать в размере 13% от дохода). Косвенные же налоги взимаются обычно в сфере реализации или потребления товаров и услуг, следовательно, в конечном счете — с потребителей (когда вы покупаете товар в магазине, то уплачивая его цену, дополнительно должны оплатить и налог на добавленную стоимость). Виды налогов. Прямые налоги:
- личный подоходный налог;
- налог на наследство;
- налог на имущество;
- налог с владельцев транспортных средств и т.д.
Косвенные налоги:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизный налог (на сигареты, алкоголь и др.)
В современной России налоговая система как необходимое условие построения цивилизованных рыночных экономических взаимоотношений предприятий и граждан с государством начала формироваться с 1992 г. По структуре и принципам построения она в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы и включает:
- федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина);
- налоги субъектов Российской Федерации (налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду и т.д.);
- местные (или муниципальные) налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, налог на вмененный доход и др.).
Подобное разнообразие налогов обеспечивает решение многочисленных целей и задач, стоящих перед различными уровнями государственной и муниципальной власти, дает возможность реализовать разнообразные функции в процессах регулирования экономической деятельности различных слоев общества.